Жамбылский областной суд и прокуратура поставили интересы фонда выше безопасности полётов?
9 сентября и 10 октября 2019 в Международном аэропорту Аулие-Ата города Тараза пассажирские самолеты при посадке столкнулись с птицами. Один из лайнеров принадлежал иностранной авиакомпании. К счастью, пилотам удалось посадить самолеты. Никто из пассажиров не пострадал.
После этих инцидентов АО "Авиационная администрация Казахстана" 13 декабря 2019 года написало письмо за №965 на имя акима Жамбылской области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА, в котором просило принять меры по фактам незаконного строительства в районе аэропорта Аулие-Ата.
В письме указывается, что "без разрешения Комитета гражданской авиации на расстоянии 770 метров от аэропорта в створе взлетно-посадочной полосы построены два комплекса мини-теплиц общей площадью 18 га - лизингодатель АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства", лизингополучатели КХ "Шокай Жемис" и КХ "Оракбай". Комплексы, по словам специалистов АО "Авиационная администрация Казахстана", "создают экранирующий эффект для радиоволн и направленных световых потоков, являются источниками образования стихийных свалок ТБО и продуктов жизнедеятельности человека, привлекающих массовое скопление птиц и животных к летному полю".
На основании этих фактов АО "Авиационная администрация Казахстана" предложило акиму области решить вопрос о приостановлении деятельности комплексов мини-теплиц и переноса их на другую территорию. Кроме этого, было выдано предписание фонду о сносе комплекса мини-теплиц.
При этом глава КХ "Шокай Жемис" Уксукбай ГАНИЖАН, о котором Ratel.kz писал в материале "Бакытжан Базарбек: Полетят головы от обычного клерка до акима области", задолго до этого пытался в суде доказать то же самое: теплицы построены с нарушением норм.
"КХ "Шокай Жемис" 27 октября 2016 года заключило с АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" дополнительное соглашение №12 к договору финансового лизинга от 2 июля 2010 года №1-ФЛ10, тем самым став лизингополучателем. Предметом лизинга является комплекс мини-теплиц с земельным участком общей площадью 9 га, кадастровый номер 06-088-058-396. Предмет лизинга расположен вблизи аэропорта Аулие-Ата города Тараз на расстоянии 770 м в створе взлетно-посадочной полосы воздушных судов. В последующем мне стало известно, что указанный объект был построен без разрешения уполномоченного органа, что свидетельствует о его незаконности. Как следствие - комплекс мини-теплиц не мог передаваться в лизинг, так как право собственности на указанный предмет лизинга у лизингополучателя никогда не настанет", - указал в своём исковом заявлении Уксукбай-ага.
АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" иск не признало, сообщив в суде, что строительство мини-теплиц было произведено в строгом соответствии с законом и нормативными актами.
Представители АО "Международный аэропорт Аулие-Ата" и РГУ "Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан" пояснили суду, что при строительстве объекта разрешение уполномоченного органа не получалось.
Изучив доводы сторон, судья Специализированного межрайонного экономического суда Жамбылской области Залина ГАБОЕВА пришла к выводу, что "самовольное строение в виде комплекса мини-теплиц не могло передаваться в лизинг, так как содержание данной сделки не соответствует требованиям законодательства". Кроме того, суд принял во внимание, что истец не сможет получить желаемое от спорного договора лизинга: в силу отсутствия регистрации комплекса мини-теплиц в уполномоченном органе, он не может быть передан истцу.
"Признать недействительными договор финансового лизинга №1-ФЛ-10 от 02.07.2010 года и дополнительное соглашение №12 к договору финансового лизинга от 02.07.2010 года №1-ФЛ-10 от 27.10.2016 года, привести стороны в первоначальное положение", - вынесла решение судья Габоева.
Но 23 декабря 2019 года апелляционная коллегия по гражданским делам Жамбылского областного суда кардинально изменила решение Специализированного межрайонного экономического суда Жамбылской области.
Коллегия не стала отрицать, что разрешение на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, должен выдавать уполномоченный орган в сферах гражданской и государственной авиации.
Однако при рассмотрении дела в областном суде, неожиданно всплыл один интересный документ - копия письма (на снимке снизу) председателя правления АО "Международный аэропорт Аулие-Ата" на имя акима Жамбылского района Жамбылской области №1-368 от 07.05.2010 года, которым подтверждается дача согласия на устройство теплиц высотой 3,2 м в районе с.Бектобе вдоль трассы "Тараз-Шымкент" на месте расположения комплекса мини-теплиц.
Достоверность сведений, указанных в письме, подтвердил своим письмом заместитель акима Жамбылского района №ЗТ-А-437 от 20.12.2019 года. При этом в нём было указано, что письмо АО "Международный аэропорт Аулие-Ата" №1-368 от 07.05.2010 года не сохранилось в связи с уничтожением, и приложены акты уничтожения.
Доводы главы КХ "Шокай Жемис" Уксукбая Ганижана, что данное письмо не может быть принято к сведению суда как документ, дающее разрешение на строительство, поскольку АО "Международный аэропорт Аулие-Ата" не является уполномоченным органом, каковым является РГУ "Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан", коллегия областного суда посчитала не состоятельными.
Коллегия также сослалась на то, что на момент выдачи разрешения действовали Правила выдачи разрешения на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 июля 2003 года №666. Согласно пункту 3-1 этих Правил, вопросы безопасности полётов решала "постоянно действующая комиссия с участием представителей аэропорта, аэронавигационной организации и представителей архитектурно-строительного контроля".
Представитель АО "Международный аэропорт Аулие-Ата" показал в суде, что подпись и печать в письме, как принадлежащие председателю правления Нестеренко А.А. и АО "Международный аэропорт Аулие Ата", он подтверждает. Но в то же время он считает, что данное разрешение должно было быть выдано на основании соответствующей комиссии. Он подтвердил, что такая комиссия была. Но не смог предоставить суду документы, подтверждающие деятельность комиссии, а также протокол о рассмотрении комиссией вопроса по строительству мини-теплиц в связи с истечением сроков давности их хранения.
"Таким образом, на сегодняшний день имеется состоявшийся факт выдачи соответствующего разрешения АО "Международный аэропорт Аулие-Ата" для устройства теплиц, следовательно, есть все основания полагать, что объект лизинга был построен в результате получения соответствующего разрешения.
Кроме того, на настоящий момент ни со стороны АО "Международный аэропорт Аулие-Ата", ни со стороны РГУ "Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан", а также ни со стороны органов авиационной (транспортной) прокуратуры, не было каких-либо претензии в адрес истца по вопросу незаконности возведения комплекса мини-теплиц, где отсутствие соответствующего разрешения в первую очередь должно касаться их деятельности", - пришла к выводу апелляционная коллегия Жамбылского областного суда и изменила решение суда первой инстанции, признав строительство теплиц в опасной близости от аэропорта законным.
Как отметил Ratel.kz юрист и эксперт в области земельного права Бакытжан БАЗАРБЕК, это тот самый случай, когда имена всех виновных в создании опасной ситуации для полётов авиации хорошо известны и зафиксированы в официальных документах. Поэтому следствию даже не придётся напрягаться. Тем более, что Базарбек уже написал заявления в Агентство по противодействию коррупции по фактам строительства в охранной зоне аэропортов, ставших ему известными в ходе собственного расследования.
"Апелляционная коллегия Жамбылского областного суда и Прокуратура Жамбылской области поставили интересы фонда выше вопросов безопасности полётов воздушных судов. Просим Администрацию Президента дать правовую оценку действий судебной коллегии по гражданским делам Жамбылского областного суда об отмене решения суда первой инстанции от 18 сентября 2019 года и применить меры дисциплинарного взыскания в отношении судей коллегии, грубо нарушивших нормы материального и процессуального права, а также оказать содействие в беспристрастном рассмотрении дела в Верховном суде Республики Казахстан", - написал в конце обращения на имя президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА после катастрофы 27 декабря рейса Z2100 самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air глава КХ "Шокай Жемис" Уксукбай Ганижан (на снимке).
Бакытжан Базарбек пообещал Уксукбай-ага, что поможет ему с подачей жалобы в Верховный суд.
Ratel.kz будет внимательно следить за рассмотрением этого дела в Администрации президента и Верховном суде.
Фото: Бакытжан Базарбек, dmb.aero.