Почему уволился заместитель председателя Комитета гражданской авиации
В Комитете гражданской авиации (КГА) Казахстана снова случился большой скандал. На днях в авральном порядке, но вполне добровольно уволился со своего поста заместитель председателя комитета Талгат КАСЕНОВ. И не было бы в этом ничего примечательного, если бы не одно обстоятельство – на этой должности он успел проработать всего-то пару-тройку месяцев.
Г-н Касенов стал зампредом в ноябре месяце прошлого года, а уже в первой декаде нового вдруг написал заявление по собственному желанию, собрал вещички и был таков! Справедливости ради надо заметить, что уволившийся чиновник был одним из немногих профессиональных авиаторов в этом ведомстве. В КГА работал с 2013 года на весьма ответственных должностях и не без основания считался доверенным человеком главы авиационного комитета Бекена СЕЙДАХМЕТОВА.
Спрашивается: что же вдруг произошло?
Наши источники в Комитете гражданской авиации напрямую связывают поспешное увольнение зампреда КГА Талгата Касенова с введением в Казахстане стандартов безопасности Международной ассоциации авиаперевозчиков IATA (International Air Transport Association). Стандарты эти называются IOSA (IATA Operational Safety Audit) и, как видно из названия, соответствие им проверяется в ходе аудита, проводимого той самой ассоциацией IATA. За всеми этими непонятными простому обывателю иностранными аббревиатурами скрывается обычный свод правил безопасности. Только в отличие от прежде применяемых в Казахстане правил другой международной структуры – Межгосударственной организации гражданской авиации ICAO(International Civil Aviation Organization), у которой стандарт включает порядка 600 пунктов требований к безопасности полетов, стандарт IATA состоит из 872 пунктов. Причем 80 процентов требований IATA дублируют требования ICAO. При этом надо понимать, что выполнение требований IATA ни для авиационных властей Казахстана, ни для казахстанских авиакомпаний обязательным не является, поскольку ассоциация, объединяющая авиаперевозчиков, носит сугубо коммерческий и неправительственный характер. А вот требования ICAO для совершения международных пассажирских перелетов являются обязательными, поскольку эта организация является межгосударственной, она создана под эгидой ООН, членом которой является и Казахстан. Как мы помним, казахстанские авиакомпании с 2009 года не могут пройти сертификацию ICAO, из-за чего находятся в черном списке Евросоюза и в большинстве своем (за исключением AIRASTANA) не могут летать в Европу. Но главная фишка заключается в том, что ICAO имеет претензии вовсе не к казахстанским авиакомпаниям, а к авиационным властям страны. Конкретно - к Комитету гражданской авиации, который из-за крайне низкого уровня своих специалистов просто не в состоянии организовать контроль над отечественными авиакомпаниями и гарантировать, что их деятельность соответствует нормам безопасности полетов над Европой. На этом фоне КГА Казахстана, принимая на себя дополнительно к нормам ICAO еще и более расширенные нормы IATA, выглядит как тот прыгун в высоту, который не сумев прыгнуть на два метра, задирает планку до пяти и делает вид, что ее-то он точно преодолеет!
А теперь давайте вернемся к основной теме – скоропостижному уходу из КГА Талгата Касенова. Будучи заместителем председателя комитета, он курировал как раз вопросы авиационной безопасности, летной годности судов, их технического обслуживания и эксплуатации, а также лицензирования персонала казахстанских авиакомпаний.
Так вот, по нашим данным, незадолго до того, как комитет объявил о введении помимо требований ICAO еще и норм IATA, Талгат Касенов вышел на руководство одной из частных авиакомпаний и за определенную сумму, выданную ему на руки в качестве безвозмездной помощи, пообещал общее покровительство со стороны руководства КГА. В авиакомпании пожали плечами, отслюнявили требуемые 10 тысяч долларов и передали их чиновнику. А саму передачу денег зафиксировали на видео, после чего обратились в спецслужбы. И надо же было такому случиться, что в это же самое время председатель комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов выступил с инициативой о введении дополнительных к правилам ICAO норм безопасности IATA, издав соответствующий приказ. Кому-то это понравилось, кто-то начал сопротивляться. Выяснилось, что в казахстанском законодательстве про соблюдение норм IATA не сказано ни слова и для начала надо внести соответствующие поправки в закон об использовании воздушного пространства РК и ряд подзаконных актов. А пока это не сделано, авиакомпании будут вынуждены проводить аудит на соответствие вовсе не обязательных норм безопасности иностранной коммерческой структуры за свой счет. Влетало это в очень немаленькие деньги! Больше и громче всех, как мы знаем, принялась возмущаться авиакомпания BEKAIR. Поднялся настолько большой шум, что председателю КГА Сейдахметову пришлось всех успокаивать: дескать, никто в угол отечественные авиакомпании загонять не собирается, приглашать иностранных аудиторов не станем, а будем готовить своих, и дорого это не обойдется…
Как нам теперь очень сильно сдается, именно у авиакомпании BEKAIR вымогались те самые 10 тысяч долларов. Боюсь проспорить, но что-то подсказывает, что именно ей пришлось заплатить эти деньги высокопоставленному чиновнику из КГА «за общее покровительство». Если ошибаюсь – готов перед всеми извиниться!..
Но, во всяком случае, буквально через несколько дней после этих шумных событий заместитель председателя Комитета гражданской авиации Талгат Касенов второпях покинул свою должность. А наши источники в органах прокуратуры немного приоткрыли завесу тайны над всем произошедшим. Оказывается, увольнению Касенова из КГА РК предшествовал его визит к председателю комитета Бекену Сейдахметову, а потом их совместная аудиенция у первого вице-министра по инвестициям и развитию Жениса КАСЫМБЕКА, курирующего авиационную отрасль. В это же время, по словам наших источников в прокуратуре, произошло еще одно важное событие – вторая встреча представителей той самой авиакомпании, что выплатила упомянутую круглую сумму в антикризисный фонд страждущему чиновничеству, и еще находившегося при должности зампреда КГА Талгата Касенова. На ней якобы состоялась обратная передача денег. Под каким соусом на этот раз 10 тысяч долларов меняли хозяина – нам неведомо. Возможно, все было оформлено как возврат долга. Возможно, как возврат гонорара за невыполненные обязательства. Более того, нам неизвестно, самостоятельно ли на свой страх и риск действовал высокопоставленный чиновник КГА РК или же исполнял поручение старших товарищей.
Да это и не так важно. Важна общая ситуация существующая сегодня в казахстанской гражданской авиации - в стратегической, на секундочку, отрасли. За что ни возьмутся деятели из авиационного комитета, что ни затеют – обязательно все закончится каким-нибудь скандалом. Будь-то расследование крушения самолета, создание по поручению президента народной авиакомпании, строительство нового международного аэропорта…