Независимая экспертиза показала, как государственный орган сфальсифицировал заключение об авиакатастрофе с человеческими жертвами
Напомним, авиакатастрофа произошла 27 декабря 2019 года, когда самолет Fokker-100 UP-F1007 авиакомпании Bek Air вылетал из аэропорта Алматы. При взлете самолет потерял управление, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в дом, незаконно построенный на запретной территории около аэродрома.
Погибли 12 человек: командир корабля Марат МУРАТБАЕВ и пассажиры. Через месяц после крушения, 28 января, скончался выписанный при подозрительных обстоятельствах и не долеченный второй пилот.
Расследование длилось почти два года.
Уже 30 декабря 2019 года, на третий день после катастрофы, после сложнейших операций начались многочасовые допросы второго пилота Мейржана МУЛДАКУЛОВА.
У Мулдакулова были раздроблены кости лица и нос, ему требовалась серьезная пластическая операция. В тот же день операцию под общим наркозом провели с участием специалистов челюстно-лицевой клинической больницы, которые собирали буквально по кусочкам кости черепа.
В эти же дни Мейржану вновь потребовалась операция, на этот раз на позвоночнике, так как он не мог ходить и не чувствовал ног в прямом смысле этого слова.
Все это время в палату к Мейржану заходили только полицейские и медики.
28 декабря правоохранительные органы выставили в больнице охрану – сотрудников Специального отряда быстрого реагирования (СОБР). Больше никого к пилоту не пускали: ни близких, ни даже родственников. Жене и детям удалось увидеть его только после 5 января, когда вышло официальное сообщение о том, что он пришел в себя. По сути, больничная палата для Мулдакулова превратилась в следственный изолятор с усиленной охраной за дверями.
После выписки из больницы Мейржан с трудом вспоминал, какие показания он давал.
Весной этого года вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Еркебулан ДАУЫЛБАЕВ сообщил, что 11 марта 2022 года на очередном заседании комиссии по расследованию авиакатастрофы сотрудник аэропорта передал копию ордера от 27 декабря 2019 года на противообледенительную обработку воздушного судна Fokker-100, выписанного АО "Международный аэропорт Алматы". В ордере имелись приписки и исправления о типе использованной противообледенительной жидкости.
31 марта был подписан Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 UP-F1007 авиакомпании Bek Air.
29 апреля 2022 года отчет был опубликован на сайте МИИР.
Публикация отчета привела к скандалу. В подлинном документе говорится о "непреднамеренных действиях экипажа" на этапе взлета самолета, тогда как в опубликованной версии отчета вина возлагается на экипаж, который плохо осматривал самолет перед вылетом.
По нашим данным, министерство даже затеяло служебное расследование, с тем чтобы выяснить, как возникли расхождения между оригинальным отчетом, подписанным членами комиссии по расследованию, и отчетом, опубликованным на сайте МИИР. Разумеется, проверка не дала ответ на этот вопрос, судя по тому, что министр подписал подделку.
Тогда руководство Bek Air потребовало предоставить им оригинальный отчет, подписанный министром. Несмотря на то, что по закону отчет должен был быть представлен незамедлительно, потребовалось больше месяца, чтобы получить подписанный министром индустрии и инфраструктурного развития документ.
Каково же было удивление авиаторов, когда они обнаружили, что не только все 19 расхождений с оригинальным отчетом вошли в документ, но и сам документ выглядел очень странно: шрифты, бумага и чернила сильно различались. Это все равно, как если бы в протокол допроса вложили бы листы с текстом показаний, придуманных следователем, да еще и напечатанные другим шрифтом.
Руководство авиакомпании обратилось в Республиканскую палату судебных экспертов РК, чтобы проверить свои подозрения.
Вот к каким выводам пришел эксперт:
"1. В представленном экземпляре Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 UP-F1007, произошедшего 27 декабря 2019 года в районе аэропорта г. Алматы, бумага листов документа имеет одно потребительско-целевое назначение (класс бумаг "для офисной техники" потребительского формата А4), но разную групповую принадлежность:
- бумага 1-85 листов (страниц) относительно бумаги 86 листа (страницы) относится к разным пачкам/партиям выпуска.
2. В представленном экземпляре Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 UP-F1007, произошедшего 27 декабря 2019 года в районе аэропорта г. Алматы, фрагменты печатного текста распечатаны на трех разных знакопроизводящих устройствах (ЗВУ) лазерного типа:
- фрагменты печатных изображений (тексты, фотоиллюстрации и рисунки) на 2-85 листах (странице) распечатаны на цветном принтере либо МФУ (многофункциональном устройстве);
- фрагменты печатного текста на 1 листе (странице) и 86 листе (странице) распечатаны относительно друг друга на разных черно-белых принтерах/МФУ.
3. Представленный экземпляр Окончательного отчета по результатам расследования авиационного происшествия с воздушным судном Fokker-100 UP-F1007, произошедшего 27 декабря 2019 года в районе аэропорта г. Алматы, формировался до его прошивки в один блок из составных частей, изготовленных в разных условиях (по использованным печатающим устройствам и бумаге) – фрагменты печатных текстов распечатаны относительно друг друга в несколько приемов на разных ЗВУ лазерного типа и на разной бумаге, не имеющей общеродовой принадлежности".
Таким образом фальсификация отчета стала очевидной. И теперь возникает вопрос, почему Министерство индустрии и инфраструктурного развития так заинтересовано в сокрытии причин авиакатастрофы, что даже фальсификация документов не является препятствием для этого?
Главная причина – огромные суммы, которые придется выплатить, если правда об авиакатастрофе НЕ будет похоронена под фальшивыми бумагами.
Ведь таким образом АО "Международный аэропорт Алматы" уводится от моральной и материальной ответственности за нарушение технологии обработки судна противообледенительной жидкостью, что привело к потере управления самолета на взлете.
Кроме того, от такой же ответственности уходят чиновники Талгарского района, которые не контролировали и допустили незаконное строительство капитальных домов на незаконно проданных землях вблизи аэропорта г. Алматы.
Также от ответственности уводятся чиновники Комитета гражданской авиации, которые в ноябре 2018 года выдали АО "Международный аэропорт Алматы" сертификат годности аэродрома, не обращая внимания на незаконно построенные и угрожающие безопасности полетов двухэтажные дома на приаэродромной территории.
В конечном итоге пассажиры и пилоты погибли именно от столкновения с нелегальной постройкой в запретной зоне, что подтвердил авиационный медицинский эксперт Межгосударственного авиационного Комитета стран СНГ, изучавший заключения всех судмедэкспертиз.
Выяснилось, что в 2017 году руководство авиакомпании Bek Air предупреждало государственные органы о том, что застройка в запретной зоне угрожает полетам в аэропорту г. Алматы, что, собственно, и случилось.
Как мы уже писали, идеология поддельного отчета выстроена так, чтобы возложить всю ответственность за авиакатастрофу на погибших пилотов. Понятно, что в этом случае возместить сотни миллионов ущерба за гибель людей будет некому, а досудебное прекращение дела в связи со смертью пилотов закроет еще и процессуальный "косяк" следователей МВД, скрывших результаты химической экспертизы об отсутствии следов противообледенительной жидкости на поверхности Fokker-100, вышедшей в феврале 2020 года - хотя АО "Международный аэропорт Алматы" обрабатывал хвостовое оперение самолета перед его вылетом.
Таким образом, все, кто принимал участие в цепочке событий, приведшей к трагедии, останутся без ответственности. Кроме пилотов – они уже ответили. Видимо, это настолько влиятельные люди, что чиновники министерства затащили даже министра в скандал с поддельным отчетом о катастрофе самолета.
Фото: из открытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!