Глава КГА подставил всех: главу государства, премьера, всю гражданскую авиацию страны...
После нашей публикации, посвященной первым полетам QAZAQ AIR, в которой мы сильно усомнились в легальности перевозки пассажиров этой государственной авиакомпанией, нашлись добрые люди, попытавшиеся нас выставить полными идиотами! В интернете появились комментаторы, которые доказывали, что новая авиакомпания, созданная по личному поручению президента и созданная на деньги Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», получила так называемый персональный двухбуквенный код IQ от международной ассоциации авиаперевозчиков IATA на совершенно законных основаниях. Затем сама авиакомпания QAZAQ AIR опубликовала пресс-релиз с аналогичными доводами, в котором заявила: якобы имея сертификат эксплуатанта № №KZ-01/018 и получив по нему код IATA, полученный в соответствии с резолюцией IATA № 762, ее самолеты могут совершать регулярные пассажирские рейсы по Казахстану. Вот текст этого пресс-релиза на официальном бланке.
Что тут скажешь, блефовать наши чиновники умеют. Вот только авиация - это такая специфическая сфера деятельности, где любой блеф почти сразу становится очевиден. И этот раз не исключение!
Итак, начнем по порядку развенчивать мифы от КГА и QAZAQ AIR.
Как мы сообщали ранее, код коммерческого авиаперевозчика IQ был закреплен организацией IATA за немецкой авиакомпанией Augsburg Airwais, являвшейся частью авиакомпании Lufthansa. Именно поэтому она имела два кода коммерческого авиаперевозчика – IQ и LH. Начиная с 2013 года, из-за кризиса в мировой авиационной отрасли авиакомпания Augsburg Airwais прекратила самостоятельную коммерческую деятельность, летала только под эгидой Lufthansa и свой персональный код IQ не использовала. Но, повторимся, до самого последнего времени этот код принадлежал ей. Именно поэтому на любом авиационном информационном сайте – английском, российском и даже в Википедии - значится, что этот код закреплен именно за немецкой авиакомпанией. Единственный источник, где можно найти информацию, что код IQ закреплен за авиакомпанией QAZAQ AIR – это сайт собственно международной ассоциации авиаперевозчиков IATA. То, что об этом ассоциация IATA не успела или же по какой-то причине не стала ставить в известность другие популярные авиационные информационные интернет-ресурсы, доказывает только то, что передача коммерческого кода IQ казахстанской авиакомпании была произведена или совсем недавно, или в условиях, когда это широко афишировать было не слишком выгодно. И вот тут начинается самое интересное и интригующее...
Как известно, главным мировым учреждением, устанавливающим международные нормы для гражданской авиации и координирующим её развитие с целью повышения безопасности и эффективности, является специально созданное при ООН Международная организация гражданской авиации - ICAO. Казахстан, являясь ее членом, ОБЯЗАН (!) выполнять требования этой организации, иначе будет из нее исключен и станет вынужден на каждый полет каждого своего воздушного судна за границу получать отдельное разрешение. Причем не только у страны конечного назначения самолета, но и у тех стран, воздушное пространство которых будет использоваться для перелета. А может получить букет и других неприятностей. Таковы установленные в гражданской авиации международные правила.
Другая организация, Международная ассоциации воздушного транспорта (иначе – авиаперевозчиков) IATA, не имеет непосредственного отношения к ООН, является неправительственной структурой и больше ориентирована на коммерческую сторону перевозки людей и грузов, но при этом участвует в разработке международных стандартов совместно с ICAO. Поэтому так же выполняет ее требования. Именно поэтому в установленных в IATA правилах присвоения так называемого двухбуквенного кода коммерческого авиаперевозчика, а именно в резолюции № 762, на которую ссылается упомянутом в пресс-релизе QAZAK AIR, есть пункт № 5. В нем сказано: если авиакомпания не имеет трехбуквенного кода ICAO, надо связаться с гражданскими авиационными властями своей страны для присвоения кода.
Другими словами, у QAZAK AIR имелось только два законных способа официально получить двухбуквенный код IATA. Первый - через запрос Комитета гражданской авиации РК, получив трехбуквенный код ICAO. Но в этом ICAO отказало, так как Казахстан находится в «черном списке» Евросоюза. Второй способ – получить внутренний, казахстанский трехбуквенный код, присвоенный самим Комитетом гражданской авиации, по примеру того, как когда-то присваивались трехбуквенные коды внутренним авиалиниям Советского Союза. Но с этим вариантом у нас проблема. Потому что в Казахстане такой способ до сих пор не практикуется. Чтобы это осуществить, необходимо:
1. Внести соответствующие поправки в Закон «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», пропустив их через Минюст, мажилис, сенат. Или же это должен быть Указ президента, имеющий силу закона.
2. Принять постановление правительства РК, во исполнение которого издать приказ Министерства по инвестициям и развитию и Комитету гражданской авиации.
3. На основе постановления и приказов выработать положение о казахстанской кодировке внутренних авиалиний, разработать саму систему трехбуквенной кодировки, да так, чтобы она не совпадала с кодировками других стран, согласовав ее с международными авиационными организациями, в том числе и ICAO.
В общем, бюрократической работы, чтобы запустить собственные внутренние коды, непочатый край.
А теперь вопрос на засыпку: если у авиакомпании QAZAQ AIR не было и по сей день нет ни трехбуквенного кода ICAO, ни внутреннего трехбуквенного кода, то каким образом ей выдала IATA свой двухбуквенный код? Получается, что в обход собственных и в нарушение международных правил? Верится в то, что такое возможно, с большим трудом. Но факт – страничка на сайте IATA выдает именно такую информацию.
Такому неожиданному повороту событий у нас есть только два логичных объяснения. Либо наши авиационные чиновники сумели уговорить международные авиационные организации, либо их функционеры специально поддались уговорам наших и выдали этот код в обход своих же правил. Например, чтобы окончательно дискредитировать Казахстан в глазах международной авиационной общественности и напрочь закрыть нашим авиакомпаниям дорогу в небо Европы, чтобы нам навсегда отказали в выходе из «черного списка». О том, зачем и кому такое коварное злодейство могло бы понадобиться, можно рассуждать бесконечно, как и на тему всемирного заговора. Но за такие проделки Казахстану запросто может светить исключение из ICAO со всеми последствиями. В общем, это еще та мина замедленного действия…
Но ведь и это далеко не все. Оказывается, еще в 2009 году, когда у нас всерьез озаботились выходом из «черного списка», премьер-министр Карим МАСИМОВ подписал специальный правительственный протокол, в котором Казахстан взял на себя такое обязательство: «до разрешения вопросов по снятию ограничений пролетов казахстанских авиакомпаний в Еврозону приостановить выдачу авиакомпаниям сертификатов эксплуатантов». Однако в конце прошлого начале нынешнего года наши деятели из КГА так убедительно распинались, что с выход из «черного списка» уже вопрос решенный, что премьер-министр отозвал этот протокол. А президент страны, также, судя по всему, попавший под влияние сладких речей чиновников, на этой позитивной волне поручил создать региональную государственную авиакомпанию, которая должна возить пассажиров внутри Казахстана дешево и комфортно. Плюс к тому, в начале года у нас открыли еще четыре частных авиакомпаний. А вот проверяющие из ICAO пришли к выводу, что порядка в казахстанской гражданской авиации больше не стало и отказались выдавать свои трехбуквенные коды нашим новым авиакомпаниям. А без них сертификат эксплуатанта законным способом получить не возможно.
Во-первых, об этом сказано в Законе «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации».
Во-вторых, есть постановление правительства №1070 от 18 октября 2010 года о правилах выдачи Комитетом гражданской авиации сертификатов эксплуатантов авиакомпаниям, где в пункте 4 в разделе «Общие положения» сказано: «Физическое или юридическое лицо Республики Казахстан, впервые получившее сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов, регистрируется в Международной организации гражданской авиации (ИКАО), где ему присваивается трехбуквенный код и условный телефонный позывной. Регистрация осуществляется посредством запроса, направляемого уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО)». Этот пункт введен в действие с 1 января 2014 года. Значит, регистрируя авиакомпанию QAZAK AIR, чиновники из Министерства по инвестициям и развитию РК, Комитета гражданской авиации, Нацфонда «Самрук Казына» и руководители самой авиакомпании не имели права его игнорировать. Но проигнорировали.
И наконец, третье! В приложении № 8 к этому постановлению правительства есть образец, какую информацию должен нести в себе сертификат эксплуатанта, выдаваемый Комитетом гражданской авиации. Вот так он должен выглядеть.
Как видите, код IKAO в обязательном порядке должен присутствовать. Скажу больше, дабы избежать случаев коррупции, попросту покупки сертификатов эксплуатантов, их выдача компьютеризирована, специальная программа заполняет его по шаблону и не позволяет распечатать, если не все строчки заполнены или заполнены не в том порядке.
А вот как выглядит сертификат эксплуатанта авиакомпании QAZAQ AIR. Разницу внимательный читатель нашего сайта найдет сразу.
Все вы видите, что в сертификате эксплуатанта, выданном Комитетом гражданской авиации авиакомпании QAZAQ AIR, отсутствует обязательный согласно правительственному постановлению трехбуквенный код ICAO.
И снова подведем черту. Получается, что, выполняя поручение президента страны и регистрируя государственную авиакомпанию QAZAQ AIR, Комитет гражданской авиации умудрился нарушить все имеющиеся у нас в стране и за рубежом законы и правила. И позволил толком незарегистрированной авиакомпании продавать билеты, брать с пассажиров деньги, выполнять полеты по рейсовым маршрутам. Можно сказать, что глава КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ со своим окружением поставил свой IQ над всем и вся: законами, международными правилами, просто здравым смыслом. И рассказывая сказки про скорый выход Казахстана из «черного списка», по полной программе подставил всех, кого только смог: главу государства, премьера, всю гражданскую авиацию страны...
Зарегистрированная явно незаконным образом авиакомпания, в свою очередь, вошла в конфликт с казахстанским законодательством и начала незаконные регулярные полеты по перевозке пассажиров. К слову сказать, страховку на такие рейсы не даст ни одна уважающая себя страховая компания, поскольку они незаконные. Фонд национального благосостояния «Самрук Казына» принял к себе на баланс и начал финансирование зарегистрированную с нарушениями законодательства авиакомпанию без выданного законным образом сертификата, без обязательной регистрации в ICAO. Казаэронавигация допустила такую авиакомпанию к полетам, выделила ей воздушные коридоры, дала обслуживать пассажиров.
В итоге вся эта крылатая деятельность подпадает по меньшей мере под статью Уголовного кодекса «Незаконное предпринимательство». А с учетом того, что все эти «чудеса на виражах» вытворяет не какая-нибудь частная шарашкина контора, а государственная авиакомпания, ей серьезно должны заняться Генпрокуратура и Комитет нацбезопасности.
Ну, это если смотреть по логике вещей. А в наших условиях и впрямь еще один орден могут дать!