В 2018 году они выдали сертификат годности аэродрома Алматы при наличии имеющихся нарушений
Как стало известно Ratel.kz, 22 декабря 2022 года, накануне годовщины трагедии в аэропорту Алматы, в которой 27 декабря 2019 года в 07:22 при крушении самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" погибли 13 человек, антикоррупционной службой по городу Астане начато досудебное расследование в отношении нескольких должностных лиц Комитета гражданской авиации МИИР РК.
Их подозревают в том, что в ноябре 2018 года при наличии имеющихся нарушений на приаэродромной зоне АО "Международный аэропорт "Алматы" они, не предприняв необходимых мер, выдали сертификат годности аэродрома. Досудебное расследование начато по статье 370 часть 4 УК РК - бездействие по службе, повлекшее тяжкие последствия. Санкция этой части статьи предусматривает наказание в виде ограничения свободы до семи лет либо лишения свободы на тот же срок с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Кроме того, 23 декабря 2022 года ОП Талгарского района Алматинской области вынес постановление о прекращении уголовного дела по статье 279 части 2 УК РК в отношении Решета КАЛИБЕКА - владельца дома, в который врезался самолёт, после чего произошло его разрушение и погибли люди. Дело прекращено за отсутствием состава преступления. Владельца особняка обвиняли в нарушении правил или требований нормативов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц. 26 декабря 2022 года надзирающей прокуратурой в утверждении постановления о прекращении уголовного дела было отказано, и уголовное дело возвращено в орган следствия для дальнейшего расследования.
В начале 2020 года Ratel.kz совместно с юристом Бакытжаном БАЗАРБЕКОМ подробно писал о том, какие нарушения имеются не только в аэропорту Алматы, но и ряде других городах Казахстана. Тогда Базарбек говорил, что имеются документы, подтверждающие, что руководство Международного аэропорта Алматы ещё в 2005 и 2007 годах обращалось в акимат с письмами и просило прекратить застройку в охранной зоне. Кроме того, имелась переписка с рядом ведомств 2011-2013 годов, где указывалось на недопустимость нарушений строительных норм. Но застройка не прекратилась.
В результате расследования к уголовной ответственности были привлечены и осуждены ряд должностных лиц, в том числе бывший аким Панфиловского сельского округа Талгарского района Нургали АППАЗОВ. Именно он, будучи акимом Панфиловского сельского округа, в сёлах Кызыл-ту, Альмерек в санитарно-защитной зоне Международного аэропорта Алматы предоставил земельные участки и изменил целевое назначение земель с крестьянского хозяйства на личное подсобное хозяйство и коммерческие нужды в нарушение требований Земельного кодекса, законов, санитарных и строительных норм и правил.
Есть надежда, что в этот раз коррупционная ниточка наконец приведёт к тем лицам, кто непосредственно виновен в трагедии - выдал сертификат годности аэродрома при наличии серьёзных нарушений в охранной зоне. Тем более, что нарушения до сих пор не устранены и вопрос о сертификате годности стоит не менее остро. Ratel.kz будет внимательно следить за ходом расследования.
Между тем вдовы погибших лётчиков самолета Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр" вновь были вынуждены обратиться к президенту Казахстана Касым-Жомарту ТОКАЕВУ. В своём письме они поблагодарили главу государства за контроль за ходом расследования уголовного дела. При этом обратили внимание на несколько фактов, которые могут повлиять на объективность расследования. Вдовы опасаются, что следствие попытается переложить всю вину на авиакатастрофу только на покойных пилотов.
"Как объяснить, что в феврале 2020 года правоохранительные органы обманом запретили выезд из страны члену комиссии по расследованию, перевозившему на независимое исследование в Москву образцы противообледенительной жидкости, которой обработали Fokker-100 перед вылетом? Об этом указано в окончательном отчёте по результатам расследования авиакатастрофы", - указывают в письмо женщины.
Кроме того, как пишут вдовы, МИИР, ссылаясь на МВД, отказал в проведении следственного эксперимента по противообледенительной обработке Fokker-100, которые имеются в аэропорту Алматы: "Независимое исследование и эксперимент могли снять или подтвердить версию о применении на морозе противообледенительной жидкости, содержащей много воды, что и вызывало обледенение самолёта ещё на земле. В этой связи вызывающе и нагло смотрится попытка обмана и ввода в заблуждение комиссии по расследованию, когда в марте 2022 года работники АО "Международный аэропорт Алматы" пытались совершить подлог документа о противообледенительной обработке Fokker-100 с приписками и исправлениями, искажающими первоначальный документ. Об этом подлоге и обмане указано в окончательном отчёте и даже подтверждено самим МИИР".
Указывают вдовы и на откровенный "футбол" любых заявлений адвоката: "Как понять такое отношение, если не отсутствием заинтересованности полно, объективно и всесторонне провести следствие и привлечь к ответственности лиц, по вине которых произошла авиакатастрофа Fokker-100? Чем объяснить, что всех пассажиров (и их родственников) этого рейса признали потерпевшими, тогда как наших мужей - погибших пилотов Fokker-100 Марата МУРАТБАЕВА и Миржана МУЛДАКУЛОВА - МВД почти три года обманом не признаёт потерпевшими в уголовном деле по авиакатастрофе, а МИИР вообще считает, что погибшие пилоты не имеют права на защиту чести и достоинства?".
Генеральная прокуратура взяла на контроль обращение о ненадлежащем расследовании уголовных дел, поступившее из администрации президента.
Фото: ДЧС.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!