У входа в павильон огромную очередь из погорельцев сдерживают несколько человек охраны
Вчера, 28 апреля, около торгового центра «Адем» случился стихийный митинг: сотни людей перекрыли трассу с требованиями компенсировать их потери из-за пожара, случившегося в ночь на понедельник.
В среду страсти немного поутихли, однако у «Адема» все равно было многолюдно. Владельцы и арендаторы небольшими группами по 30-50 человек расположились на стоянке перед торговым центром. Сгоревший блок – верхний павильон - оцеплен солдатами внутренних войск и полицией. Там же дежурит пожарная машина, "скорая помощь" и подразделения МЧС. Центральный и нижний павильоны закрыты, так как во всем торговом центре отключены коммуникации. Владельцы и арендаторы бутиков, которые не пострадали от пожара, ожидают на улице, когда откроют уцелевшие павильоны, чтобы проверить товар и забрать некоторые документы – люди опасаются повторного возгорания.
Однако внутрь не пускают владельцев бутиков, не пострадавших от огня павильонов. Это вызывает ропот у собравшихся, так как многие хранили в своих бутиках и личные документы, и выручку.
- У меня сгорели все документы и свидетельства о рождении двоих детей, я их дома не оставляла, так как квартиру пытались неоднократно ограбить, - рассказывает Светлана, владелица одного из бутиков сгоревшего павильона.
Другой владелец двух бутиков Мурат возмущен, что им не дают доступа к личным вещам:
- У меня в бутике стоял несгораемый сейф, в котором хранились все документы, кассовый аппарат и крупная сумма денег, но мне не дают попасть во внутрь, а там у многих были несгораемые сейфы, но почему-то мы их не видим, пусть вынесут на улицу, чтобы мы смогли опознать свое имущество.
Собравшиеся охотно делятся своими переживаниями, но многие от диктофона уклоняются и фамилии называть не торопятся по разным соображениями. Как выяснилось, люди надеются, что их проблемы будут как-то решены, и поэтому не хотят негативного к себе отношения со стороны властей.
Около входа в нижний павильон «Адема» скопилась огромная очередь из погорельцев, которую сдерживают несколько человек охраны. В здание впускают небольшими группами по 5-7 человек. Оказалось, что там граждан принимают представители управления госдоходов Жетысуйского района Алматы, которые объясняли, какие нужно собрать справки, чтобы снять с учета кассовый аппарат, решить вопросы по уплате налогов и т.д. Накануне, во время стихийного митинга, налоговики пообещали приостановить и даже простить налоги предпринимателям, потому что в пожаре погибли кассовые аппараты и отчеты. Однако сегодня выяснилось, что налоги не спишут, а лишь дадут отсрочку по уплате.
Отдельно стоит отметить отношение властей и администрации торгового центра к пострадавшим. Людям не дают никакой информации, к налоговикам выстроилась живая очередь из десятков человек без всякой организации. Тех, кому удалось получить разъяснения от налоговой службы, отправляют в Департамент по ЧС за получением еще какой-то справки. Вскоре выясняется, что департаменте работает только одно окно для выдачи этой справки. Из-за этого даже случился скандал – выдачу справок прекратили, объявив перерыв на обед. Впрочем, возмущение соискателей справки было так велико, что чиновники решили в этот день работать без обеда…
Поскольку организация работы с людьми поставлена из рук вон плохо, от группки к группке перелетают всевозможные версии, сплетни и слухи. Кто-то рассказывает, что у одной из женщин, владевшей пятью бутиками, не выдержало сердце, и она умерла. Другие рассказывают о том, что перед пожаром к «Адему» подъезжали фуры, в которые неизвестные загружали товар и вывозили его в неизвестном направлении. Говорят и о том, что павильон загорелся около восьми вечера в воскресенье, а вызов в пожарную службу поступил только в 23.00.
- Приехали две пожарные машины и стояли смотрели, как все разгорается, когда еще огонь можно было потушить, - говорит пострадавшая Зинаида БАКУН. - Когда вспыхнула крыша, мы их попросили с вертолета потушить, но они над нами подшутили, что мы, мол, сериалов насмотрелись и учим теперь их тушить пожар.
Зинаида Бакун арендовала в «Адеме» три бутика, в пожаре она потеряла товара более чем на 100 тысяч долларов.
- Они не собираются ничего компенсировать, выдвинули нереальные условия. Сказали собрать все квитанции и чеки на товары, которые, естественно, сгорели. Мы сейчас отправили запросы в Турцию и Китай, они пошли нам навстречу и стали высылать нам дубликаты чеков и накладных на товар. Но теперь (представители властей и администрации «Адема» - А.К.) требуют документы, что товар не был контрабандным, - объяснила Зинаида Бакун.
Доказать, что товар прошел все необходимые таможенные процедуры, пострадавшие на данный момент не могут. По словам Зинаиды, в основном владельцы бутиков пользовались услугами фирм-грузоперевозчиков, в услуги которых входила и таможенная очистка груза.
Между тем в договоре об аренде есть пункт, в котором оговаривается, что администрация не несет ответственность за сохранность товара в рабочее время. Однако о том, кто несет ответственность за его сохранность не в рабочее время, в договоре ничего не сказано. К тому же у многих пострадавших сохранились всего лишь копии договоров - оригиналы погибли в пожаре, а некоторые и вовсе не сделали копий. На вопрос о том, почему предприниматели хранили договоры не дома, а в бутиках, пострадавшие ответили просто – из-за частых проверок тех или иных служб, которые требовали предъявить договоры.
Ситуация у «Адема» остается очень сложной. Недостаток информации и плохая организация работы с пострадавшими только усиливают нервозность. Кроме того, людям негде укрыться от солнца и купить воду. Предприниматели подписывают какие-то петиции, обращения и начинают потихоньку организовывать некое протестное движение, обещая перейти к более решительным действиям.
Мы следим за развитием событий.