Почему сотрудников Антикора ждут серьёзные "сливы" по откатам в конкурсах госзакупок электроэнергии
В предыдущей публикации Ratel.kz детально разобрал несколько энергоснабжающих компаний из 19, список которых оказался в распоряжении редакции. Всем им с 1 апреля 2024 приостановили действие лицензий, то есть лишили возможности не только участвовать в госзакупках в нынешнем году, но и поставили под срыв исполнение уже заключённых госконтрактов. А это – миллиарды тенге прибыли, которые получали эти игроки, не вкладывая ни тенге в сети и станции.
Причём, как отметили в своём депутатском запросе члены депутатской фракции партии Amanat, некоторые энергоснабжающие компании имеют до 25 тенге прибыли с каждого кВт. При этом самая крупная станция Казахстана – Экибастузская ГРЭС-1 – продаёт им её по 8 тенге за киловатт. Как сообщил на заседании парламента мажисмен Едил ЖАНБЫРШИН, посредники зарабатывают почти в три раза больше, чем энергопроизводящая организация, но при этом не вкладывая ни тиына в развитие и модернизацию энергетической отрасли Казахстана. Между тем ТЭЦ и ГРЭС, построенные ещё во времена СССР, требуют серьёзных капитальных вложений. Да и строительство новых станций остро стоит на повестке дня, чтобы обеспечить энергетическую независимость государства на перспективу.
Прежде чем продолжить разбор следующих по списку компаний, рассмотрим другой интересный документ.
27 марта 2024 года, сразу после получения писем от региональных департаментов Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан о приостановлении действия лицензий, объединение юридических лиц "Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций" разослала в ряд редакций открытое письмо на имя президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА, подкреплённое протоколом онлайн-заседания общественного объединения.
Думаем, вам будет интересно это обращение, которое классически начинается с ложки мёда в адрес главы государства:
"Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Обратиться непосредственно к Вам вынуждает ситуация, которая складывается прямо сейчас в сфере электроснабжения Республики Казахстан. Вы очень последовательно добиваетесь либерализации экономики страны, обоснованно определив её демонополизацию в качестве нашего национального приоритета.
Вместе с этим, в настоящее время предпринимаются попытки монополизировать целый сектор экономики Казахстана – сферу электроснабжения – с ежегодным оборотом не менее 1,5 трлн тенге. Важно констатировать, что текущее разделение сферы электроснабжения на два самостоятельных вида деятельности, осуществлённое в Республике Казахстан еще в 2004 году в рамках либерализации рынка электроэнергии, является общепринятым стандартом для стран - членов ОЭСР, на модель экономики которых мы сознательно ориентируемся. При этом указанное разделение обеспечивает отделение деятельности по передаче электроэнергии - монопольной среды, в которой конкуренция невозможна, от деятельности по электроснабжению – среды, в которой конкуренция возможна и необходима".
Конкуренция, о которой говорится в обращении, на самом деле выглядела не так, как подразумевает рынок. Самый поверхностных анализ госзакупок показывает, что зачастую имели место закупки из одного источника или же и вовсе прямой закуп услуги у определённого поставщика. Причём даже в большинстве тех случаев, где якобы была конкуренция, наблюдается обыкновенный "договорняк", чтобы обеспечить быстрое заключение контрактов. Энергоснабжающие организации давно поделили рынок, чтобы извлекать максимальную прибыль из этой сферы. Будь на рынке реальная конкуренция, до нынешнего передела бы не дошло.
Но самое важное – величина оборота. Сами участники рынка озвучили сумму - ежегодный оборот не менее 1,5 трлн тенге. Давайте напишем эту цифру полностью, чтобы вы могли заблудиться в нулях – 1 500 000 000 000 тенге.
Жаль, что в обращении указаны только обороты. Было бы справедливо, как нам кажется, указать и прибыли, которые получены с этих оборотов. Для того, чтобы граждане могли хотя бы примерно оценить, насколько жалко должно быть владельцев энергоснабжающих организаций.
"Объединение двух указанных видов деятельности – очевидный "шаг назад" на пути либерализации экономики Республики Казахстан, который приведет к созданию огромной монополии, управляемой небольшим числом конечных бенефициаров.
При этом темпы, с которыми в настоящее время предпринимаются попытки осуществить указанную монополизацию, неизбежно спровоцируют массовое банкротство энергоснабжающих организаций – субъектов МСБ, которое "по цепочке" может перерасти в кризис ликвидности для всей отрасли, оказав негативное влияние на платёжеспособность Единого закупщика электроэнергии, Системного оператора Республики Казахстан – АО "КЕGOC" и оператора балансирующего рынка электроэнергии – АО "КОРЭМ", - указывается далее в обращении. При этом даётся любопытная ссылка на то, что "государство будет обязано возместить вам в полном объеме все убытки, связанные с потерей бизнеса". Очень интересно, как будет вестись подсчёт этих убытков конкретно для каждой компании, которая останется без лицензии, а главное - с чьего кармана произведена выплата.
Следующий абзац в обращении ещё больше удивляет: "Возникает закономерный вопрос: а не является ли вся эта ситуация частью чьего-то плана по "освоению" бюджетных средств?! Очевидно, что сфера электроснабжения в Республике Казахстан нуждается в реформировании, но не в монополизации, а наоборот, в развитии конкуренции, которая, в числе прочего, должна предполагать обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре рынка – проблеме, которой Вы неоднократно уделяли и продолжаете уделять свое внимание применительно к разным отраслям экономики страны". То есть сами энергоснабжающие организации считают, что они не "осваивали" бюджет через госзакупки? Однако анализ Ratel.kz лишь небольшой части госзакупок показывает, что именно этим они и занимались.
Далее следуют рассуждения о монополизации и дифирамбы в адрес Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".
Затем - призыв если не остановить процесс отзыва лицензий, то хотя бы дать покормиться от бюджетного пирога до конца 2024 года: "Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, впервые в истории независимого Казахстана предпринимательская деятельность не просто ограничивается, а намеренно и с сомнительной законностью уничтожается целая конкурентная бизнес-среда. Убедительно просим Вас не допустить монополизацию сферы электроснабжения, что приведёт к результатам, прямо противоположенным тем, достичь которых необходимо в ключевых секторах экономики Республики Казахстан. По крайней мере сроки, в которые осуществляется запрет деятельности энергоснабжающих организаций – с 1 апреля 2024 года, должны быть иными и предусматривать диалог по указанному вопросу с рыночным сообществом, а не ограничиваться массовым отъемом лицензий на сомнительных основаниях, как это де-факто происходит прямо сейчас. Полагаем, что указанный вопрос может и должен быть дополнительно проработан уполномоченными органами с рыночным сообществом в срок до 1 января 2025 года".
Ну и классически, чтобы придать вес обращению, в самом конце указано: "К изложенной в настоящем Открытом письме просьбе присоединяются не только не менее 140 энергоснабжающих организаций – субъектов МСБ, для которых монополизация сферы электроснабжения будет означать прекращение деятельности, но и тысячи потребителей электроэнергии, таких же субъектов МСБ, которые на протяжении многих лет имели возможность выбирать себе поставщика электроэнергии в конкурентном секторе рынка, тем самым оптимизируя свои расходы, и которые теперь будут принудительно "загнаны" под монополии".
Хорошо хоть не миллионы потребителей. Иначе это вызвало бы социальный взрыв в обществе. Кстати, списка не менее 140 энергоснабжающих организаций с живыми подписями или хотя бы ЭЦП к обращению также не наблюдается.
Затем прикреплён протокол от 27.03.2024 года.
Мы не удержались и проверили, что же это такое - ОЮЛ "Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций".
Согласно сайту adata.kz, ОЮЛ "Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций" прошло первичную юридическую регистрацию 17 мая 2023 года в городе Астане. Первый руководитель – Сергей АГАФОНОВ. Учредители - ТОО "Северо-Казахстанская энергосбытовая компания" и ТОО "Транзитэнергосервис".
ТОО "Северо-Казахстанская энергосбытовая компания" зарегистрировано в Астане. Единственный учредитель и руководитель – Серик МУКАНОВ. За последние четыре года уплачено чуть больше 10 тысяч тенге налога. То есть это фирма-пустышка, но имеющая лицензию на покупку электрической энергии в целях энергоснабжения. В госзакупках не принимает участие.
ТОО "Транзитэнергосервис" также зарегистрировано в Астане. Единственный учредитель – ТОО "Жедел Даму", руководитель – Ерлан ШАКЕЕВ. ТОО "Транзитэнергосервис" имеет лицензию на покупку электрической энергии в целях энергоснабжения. С 2015 году уплачено чуть более 556 млн тенге налогов.
В 2024 году компания набрала госконтрактов уже более чем на 1,6 млрд тенге.
Самый крупный – в РГП на ПХВ "Дирекция административных зданий Администрации президента и правительства РК" Управления делами президента РК" на сумму 1,169 млрд тенге. Способ закупки - из одного источника путем прямого заключения договора.
Второй по сумме контракт – также с РГП на ПХВ "Дирекция государственных резиденций" управления делами президента РК на сумму 434 млн тенге. Способ закупки - из одного источника путем прямого заключения договора.
Прям дикая конкуренция была на конкурсах по закупке электроэнергии для нужд Дирекции государственных резиденций, о которой так красиво написано в обращении на имя президента.
Кстати, по самому крупному контракту ТОО "Транзитэнергосервис" продаёт электроэнергию по 31,92 тенге за кВт-час, по второму – по 34,42 тенге за кВт-час. Но понять компанию можно: реально же обидно – только пошли крупные контракты на самом высоком уровне, и такой облом из-за приостановления действия лицензии.
Пока что единственный яркий пример конкуренции на рынке энергоснабжающих организаций, который можно привести в качестве примера - тендер для Главного управления военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан на поставку электроэнергии для обеспечения боеспособности воинских частей страны в 2024 году. Напомним, изначально в бюджет конкурса один кВт-час был заложен по 41,86 тенге с НДС, а общая сумма контракта превышала 8,2 млрд тенге. Участие в конкурсе второго потенциального поставщика - ТОО "ЭнергоКомпани-ПВ" - позволило снизить сумму контракта с 8,2 млрд до 7,5 млрд тенге с НДС, а стоимость одного кВт-часа - с 41,86 до 38,3 тенге. Главное управление военной инфраструктуры сэкономило 697,9 млн тенге или 3,56 тенге с каждого кВт-часа электроэнергии в 2024 году. Вопрос лишь в том, не будь конкуренции со стороны ТОО "ЭнергоКомпани-ПВ", в чьих карманах осела бы та сумма – только российско-кыргызского олигарха Николая КОРОБОВСКОГО, который стоит за ТОО "AB Energo", или бы что-то капнуло тем людям, кто стоял за организацией закупки в Главное управление военной инфраструктуры Вооруженных сил Республики Казахстан?
Во всей этой истории с приостановлением действия лицензии есть самый важный нюанс – все мы прекрасно знаем, как проводятся крупные конкурсы, особенно с случае закупа из одного источника. Коррупционная составляющая с таких случаях просто зашкаливает, и без "рахмета" никак не обойтись. В его величине мы можем ошибаться, но в наличии – нет. Не в этом ли кроется главная обеспокоенность энергоснабжающих организаций? Ведь именно эти суммы вернуть не удастся никаким образом. Если задолженность с потребителей ещё будет подлежать взысканию через суд даже после приостановления действия лицензии, то "рахметы" возврату не подлежат.
Вот тут нас и ждёт самая главная подковёрная игра: если на обращение к президенту не последует реакция, то может начаться массовый слив записей разговоров и переписок по сумме "рахметов". Ведь никто не отменял принцип: кто первый слил информацию, тот и освобождается от уголовной ответственности.
И эта игра начинается уже сегодня – 1 апреля. И это вовсе не шутка.
Продолжение следует…
Фото: скриншот видео телеканала КТК.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!