Общественные организации предлагают реформировать систему детских учебных заведений закрытого типа
В пятницу, 20 мая, на конференции в Астане под названием «Реформирование специальных организаций образования для детей, находящихся в конфликте с законом» представители госорганов, педагоги, социальные работники и руководители НПО приступили к разработке концепции реформы этих учреждений.
Общественники отмечают, что дети с девиантным поведением, находящиеся в закрытых учебных заведениях, нередко терпят насилие. Факты жестокого обращения не регистрируются, остаются незамеченными, а виновники не несут ответственность. Это влечет за собой возникновение у детей психологических проблем, а в будущем - сложности с социальной интеграцией. По мнению независимых экспертов, из-за недостаточно качественной социально-педагогической работы с такими детьми в регионах страны наблюдается рост преступности среди молодежи. По данным организации PRI (Penal Reform International), в первом квартале 2016 года только в Карагандинской области преступность среди несовершеннолетних увеличилась на 26 процентов.
- Дети, которые в закрытых учебных заведениях находятся, - несчастные дети. Среди них есть немало подростков, которые росли на улице. В 21 веке, когда мы говорим о высоких технологиях, когда мы создаем интеллектуальные школы, почему мы не можем обратить внимание на эту категорию детей? Мы подготовили отчет «Голос ребенка», который показывает, что насилие над ребенком идет повсеместно. Оно начинается с полицейского участка, когда ребенка задерживают, - рассказал журналистам в кулуарах конференции региональный директор представительства PRI в Центральной Азии Азамат ШАМБИЛОВ.
По его мнению, ответственность за судьбу детей с девиантным поведением, содержащихся в закрытых учебных заведениях, размыта между несколькими государственными структурами. Он предлагает, чтобы Казахстан перенял опыт Грузии, где в последние несколько лет с детьми из неблагополучных семей работаю в специальных мини-центрах семейного типа.
Грузинские эксперты, приглашенные на конференцию, отмечали, что их работа нацелена не на изоляцию детей, как было раньше, а на их социальную адаптацию.
- Мы активно используем принципы инклюзии. В наших центрах нет решеток, и некоторые дети, пользуясь этим, сначала сбегают. Их ищут, потом они возвращаются, часто по собственной воле, потому что в центрах создана благоприятная атмосфера. Они чувствуют себя защищенными, и у них есть права, которыми они по-настоящему могут воспользоваться, - рассказала социальный работник филиала Агентства социальной службы в Батуми Нино ЦЕЦХЛАДЗЕ.
Эксперты из России, изучив казахстанский опыт работы с девиантными детьми, отмечают недостаток взаимодействия между психологами, социальными и медицинскими работниками.
- Я работал в разных странах и обнаружил для себя, что врачей вообще боятся. Это реакция связана с тем, что врачей неправильно использовали. Ими пугали. Если ребенок в подобном учреждении ведет себя плохо, ему говорили : «Мы тебя отправим к врачу, мы отправим тебя в больницу». И когда этот ребенок напуганный действительно попадал в больницу, нуждаясь в какой-либо помощи, врачам необходимо было создавать атмосферу доверия. А как создать атмосферу доверия, если врачом пугали? Я думаю, необходимо в этом плане улучшить работу. (…) И еще важно, чтобы врачи получали знания о социальной работе и психологии, а психологи и социальные работники получили медицинские знания. Необходимо взаимное обучение, взаимные курсы для таких специалистов, - отметил российский психиатр Игорь ДОБРЯКОВ.
Чиновники Министерства образования и науки тоже участвуют в разработке концепции. Иностранный опыт им нравится, но предложения о радикальных изменениях в казахстанской системе обучения они не поддерживают. По мнению представителей министерства, насилия в закрытых учебных заведениях для детей с поведением, отклоняющимся от нормы, быть не может.
- Система хорошая у нас существующая. Грузинский опыт интересен тем, у них есть армия социальных работников в сфере защиты прав детей. У нас в сфере защиты прав детей социального работников нет. В Грузии же чуть ли не за каждым ребенком закреплен социальный работник, который ведет всю его семью. У них очень активно работает неправительственный сектор. Мы тоже хотим к этому процессу подключить НПО. (…) Ныне существующая система будет работать, но она будет модернизирована и работать больше на профилактику семейного неблагополучия, - отметила в интервью журналистам заместитель председателя Комитета по охране прав детей МОН РК Маншук АБДЫКАРИМ.
По итогам конференции участники выработают рекомендации по реформированию системы организаций образования для детей с девиацией и направят на обсуждение в правительство.
Сейчас в Казахстане работает 7 специальных школ для детей и подростков (с девиантным поведением). В них обучается 123 ребенка.