И во сколько оценили оцифровку информации по 1427 единицам ветхого жилья в южной столице
Фото: pks.kz. Сотрудники ТОО "ПКС" принимают участие в семинаре по противодействию коррупции.
Пока КГУ "Управление государственных активов города Алматы" никак не решится объявить итоги конкурса на закупку 130 квартир на общую сумму 3,332 млрд тенге для всё того же переселенческого фонда ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы", Ratel.kz внимательно изучил другие закупки для нужд этого ТОО, которые проводились в 2023 году.
Напомним, дополнение заявок на конкурс закончилось 18 сентября 2023 года. Единственная компания, которая готова поставить ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" 130 квартир - ТОО "Real Estate Solution". До 21 июля 2023 года ТОО "Real Estate Solution" носило другое название - ТОО "Fishfood" - и уже выиграло конкурс на поставку 100 "двушек" за 3,375 млрд тенге для ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" на нужды переселенческого фонда. Единственным учредителем ТОО "Fishfood" является ТОО "Qazaq Stroy Almaty", от которого по цепочке можно прийти к одному из самых крупных и влиятельных, а также погрязших в судебных исках и миллиардных долгах застройщиков Алматы - ТОО "Qazaq Stroy". Так вот, с высокой долей вероятности закуп 130 квартир будет произведён из одного источника – у ТОО "Real Estate Solution". Но пока не об этом. Дождёмся объявления итогов конкурса и потом обсудим все нюансы этой сделки.
Помните, Ratel.kz писал запрос в ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы", где мы пытались узнать у государственного предприятия, откуда на их балансе 3050 квартир на более чем 75 млрд тенге, которые были проданы КГУ "Управление строительства города Алматы"? Ответа мы так и не получили. Но если первый руководитель ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" Руслан КАДЕСОВ думает, что мы про это забудем, то он глубоко ошибается. Существуют и другие источники получения информации, которые могут дать ответы на наши вопросы.
К примеру, мы изучили аудиторский отчёт учредителя ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" - АО "Социально-предпринимательская корпорация "Алматы" за 2022 год и нашли там кое-какую информацию: "За период с января по июнь 2023 года на основании Решения от 26 декабря 2022 года №2/2022 единственного участника ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" было принято решение передать имущество в виде квартир, нежилых помещений, нематериальных активов на общую сумму 4 731 483, 57 тысяч тенге. 4 мая 2023 года протоколом №4 очного заседания Совета директоров АО "СПК Алматы" принято решение одобрить передачу действующих инвестиционных проектов, принадлежащих АО "СПК Алматы" 4 515 757,79 тысяч тенге в уставный капитал ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы".
Для чего делаются все эти переброски между ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" и АО "Социально-предпринимательская корпорация "Алматы" – неважно. Важно то, что мы видим - квартир на 75 млрд тенге на балансе ТОО в 2023 году не может быть. Суммы не бьются.
В 2023 году для нужд ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" будет закуплено 330 квартир на сумму почти в 10 млрд тенге. Плюс АО "Социально-предпринимательская корпорация "Алматы" перебросила квартир не более чем на 4,7 млрд тенге, а это примерно 150 квартир. А КГУ "Управление строительства города Алматы" нужно поставить 3050 квартир для рабочей молодёжи и социально уязвимых слоев населения. Это даже не переселенческий фонд.
Баланс не сходится, как ни крути.
Кстати, аудиторского отчёта ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" за 2022 год на депозитарии до сих пор нет, хотя аналогичный отчёт за 2021 год был сдан в установленные законом сроки – в августе 2022 года. Да и до 2017 года все отчёты сдавались своевременно. Что помешало сдать отчёт в 2023 году – загадка. Возможно, его вообще отменили. Хотя, похоже, что причина совсем в другом.
В аудиторском отчёте за 2021 год мы тоже не обнаружили даже намёков на то, что на баланс ТОО передано квартир или незавершённого строительства на 75 млрд тенге. Суммы, упоминаемые в отчёте относительно жилой недвижимости, не превышают 2,5 млрд тенге.
Зато мы знаем, что в ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" значатся восемь человек ключевого управленческого персонала, которые в 2021 года получили вознаграждение в сумме 56,3 млн тенге.
Выходит примерно по 7 млн тенге каждому из восьмерых начальников в год. Не густо, но и не пусто – 586 тысяч тенге в месяц. В 2021 году вполне прилично с учётом пандемии короновируса.
В общем, ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" может продолжать и дальше игнорировать наш запрос, но рано или поздно те же самые вопросы зададим уже не мы, а кто-то из контролирующих органов. И зададут их в не очень уютной обстановке в присутствии адвокатов всему ключевому персоналу компании. А там по цепочке: ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" - АО "Социально-предпринимательская корпорация "Алматы" – аппарат акима города Алматы. Глядишь, и до самого градоначальника Ерболата ДОСАЕВА доберутся. 75 млрд тенге на квартиры в новостройках через конкурсы КГУ "Управление строительства города Алматы" и почти 10 млрд тенге для нужд ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" – это очень серьёзные суммы. В общей сложности через ТОО в 2023 году пройдёт сделок не менее чем на 85 млрд тенге. Причём все эти средства в итоге окажутся на счетах крупных застройщиков, которые напрямую в конкурсах не принимали участия. Но все сделки будут отражены в документообороте, и проверить их не составит большого труда.
Да, теперь самое интересное.
Летом 2023 года Управление государственных активов города Алматы проводило для нужд ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" конкурс на создание интерактивной карты ветхих домов города Алматы. Бюджет составил чуть больше 131 млн тенге. Итоги планировалось подвести в июле. Все шло более чем гладко: было подано три заявки от потенциальных поставщиков, шло активно обсуждение конкурсной документации. Но в последний момент от закупки отказались. Вероятно, до кого-то дошло, что трата 131 млн тенге на эту игрушку для сотрудников предприятия капитального строительства – бессмысленное занятие.
Ratel.kz изучил техническую спецификацию к конкурсу и пришёл к аналогичным выводам. Но кое-что из этого документа, думаем, стоит озвучить.
Начнём с описания, что за программа и каковы её функции: "Программное обеспечение "Интерактивный информационный аналитический комплекс" для мониторинга ветхого жилья города Алматы: оцифровка 1427 объектов зданий с истекшим сроком эксплуатации; обеспечение мониторинга ветхого жилья на территории города Алматы (сбор, обработка, обобщение и анализ данных); сбор и складирование данных ветхого жилья в единую централизованную базу данных согласно архитектуре базы данных; реализация ГИС-системы в виде карты города Алматы с фильтрами, слои (красные линии, ПДП, объекты наблюдения, генеральный план, водоохранные полосы, зоны, санитарнозащитные зоны, сейсмоплиты, гидрография, озеленение, кадастровые номера, границы города и районов); применение предиктивной аналитики в виде алгоритмов машинного обучения и нейронных для более детального анализа данных".
Из всего этого полезным будет знать лишь то, что в Алматы 1427 зданий с истёкшим сроком эксплуатации и потенциально являющихся ветхими и подлежащими сносу. Одним словом, перспективы закупки квартир для переселенческого фонда – колоссальные. 330 квартир, которые закупят и передадут на баланс ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" в 2023 году почти на 10 млрд тенге для переселения – капля в море. Высока вероятность, что в последующие годы суммы из бюджета города на эти цели только вырастут.
Каковы цели разработки программы? Если верить техспецификации: "В рамках реализации проекта должен быть построен комплекс с задачей: повышение эффективности работы ПКС путем создания единой базы данных объектов ветхого жилья и её насыщения дополнительной информацией для дальнейшего анализа и формирования аналитических отчетов; формирование механизмов мониторинга ветхого жилья путем создания веб-приложения с целью повышения эффективности деятельности ПКС и качества принимаемых решений; сокращение времени на решение управленческих задач, поиск, обработку, передачу и выдачу информации для принятия решений в сфере мониторинга ветхого жилья; снижение объема бумажного документооборота, повышение качественных характеристик документооборота и электронной отчетности; повышение вовлеченности населения и информационная поддержка граждан по вопросам цифровизации данных ветхого жилья, создание единой базы данных для приема и обработки информации".
Конечный результат по итогам реализации: "Экономия времени на поиск информации и формирование отчетности в среднем с трех суток до нескольких минут, а в некоторых случаях в режиме реального времени; экономия времени на взаимодействие коммуникаций с внешними государственными органами в части мониторинга, путем публикации мониторинговой системы на официальном сайте ПКС в режиме реального времени; экономия времени на взаимодействие сотрудников между собой путем получения различной информации и "быстрых" задач", а также формирование и документирование идей. Повышение эффективности взаимодействия и работы ПКС более чем на 30%". Да, обещано было, что будет "облегченный доступ к публичной информации для граждан".
Самая цепляющая фраза в этом пункте – "повышение эффективности взаимодействия и работы ПКС более чем на 30%". То есть, истратив 131 млн тенге, эффективность работы сотрудников ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы" по части ветхого жилья гарантировано должна была повыситься на 30%, потому что у них возникнет "экономия времени на поиск информации и формирование отчетности в среднем с трех суток до нескольких минут".
Согласно открытым источникам, ТОО относится к малым предприятиям с численностью сотрудников от 31 до 40 человек. Из этих 40 человек, как мы знаем из аудиторского отчёта, восемь – это начальники. Получается, обычного персонала – не более 32 человек. То есть взаимодействие между 32 сотрудниками в компании и обработка информации по ветхому жилью для создания отчётов – это настолько сложная задача для небольшого коллектива, раз потребовала полнейшей автоматизации процесса стоимостью 131 млн тенге. Жаль в техспецификации не указано, куда же должны были деть высвободившихся сотрудников после столь существенного увеличения эффективности на 30%.
Да, кстати, на сайте предприятия капитального строительства появились свежие данные: объявление о проведении процедуры отбора инвестора для совместной реализации проекта "Строительство многоэтажных жилых домов в квадрате улиц Сауранбаева, Молдагалиева, Толстого, Чернышевского (3-я очередь 3-го квартала) в Турксибском районе города". Заодно посмотрите на цифры ветхого жилья и переселённых горожан.
Одним словом, деятельность ТОО "Предприятие капитального строительства акимата города Алматы", особенно в разрезе многомиллиардных сумм, которые будут освоены через компанию в 2023 году, заслуживает пристального внимания и изучения. Поэтому Ratel.kz продолжит внимательно отслеживать все конкурсы по госзакупкам.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!