Заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по вопросам утильсбора прошло в Костанае
Петиция
Петицию об отмене утилизационного сбора на авто в Казахстане запустили в мае этого года. Практически сразу после того, как вступил в силу закон о петициях. Она опубликована на официальном портале E-Petition.
В довольно короткие сроки она набрала 50 тысяч голосов, которые были необходимы для того, чтобы петицию рассмотрели, создали специальную рабочую группу.
Уже 24 мая в пресс-службе Министерства культуры и информации сообщили, что в соответствии со статьей 90-4 АПП РК петиция будет передана в Министерство промышленности и строительства. Срок рассмотрения поступившей петиции – до 40 рабочих дней с момента регистрации, подчеркнули в ведомстве.
Как и положено, для обсуждения петиции в Казахстане была создана специальная рабочая группа, в которую были включены сами инициаторы петиции, представили казахстанского автопрома, профильных министерств и заинтересованных неправительственных организаций.
Спустя некоторое время стало известно, что члены рабочей группы посетят ТОО "КАИК", ЧК "Kazrost Engineering LTD" и АО "КАМАЗ-Инжиниринг" в Кокшетау, ТОО "Hyundai Trans Auto" и ТОО "Hyundai Trans Kazakhstan" в Алматы, ТОО "СемАЗ" и ТОО "Daewoo Bus Kazakhstan" в Семее, а также ТОО "СарыаркаАвтоПром", ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" и АО "Агромашхолдинг KZ" в Костанае.
Обещать - не значит жениться
Первое заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по утильсбору, назначенное на 6 июня, не состоялось. А все потому, что её инициатор – Санжар БОКАЕВ - отказался на нём присутствовать.
Дело в том, что Санжар Бокаев и его представители отказались оставить мобильные телефоны на входе министерства, как того требует регламент объекта. А еще он хотел, чтобы заседания по петиции проводили открыто, с онлайн-трансляцией.
Министр промышленности и строительства Канат ШАРЛАПАЕВ прокомментировал ситуацию:
- Я считаю, что нужно просто прийти и попробовать свои требования сформулировать в том виде, в котором с ними государственная система может работать. Потому что сейчас всё ограничивается, на мой взгляд, популизмом, высказываниями, отсутствием реальных предложений. Кроме одного выкладывания видео, я пока ничего не вижу. Я хочу услышать позицию, как это полагается процессу, людей, которые подписали петицию, её представителей. Но, к сожалению, этого диалога сейчас не происходит. Либо вы хотите шоу, либо вы хотите по закону действовать, – сказал Канат Шарлапаев в кулуарах сената.
Кстати, инициаторов петиции обвиняют и в саботировании посещений производственных площадок казахстанского автопрома
Шоу должно продолжаться!
В Костанае заседание рабочей группы состоялось. Кстати, с онлайн-трансляцией.
Так как инициаторы петиции не раз критиковали казахстанское автопроизводство, важной частью программы посещения Костаная стало ознакомление членов делегации с работой всех машиностроительных площадок. В программе посещения: ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан", завод сельскохозяйственной техники AGROMASH и автомобильный завод Allur, который производит легковые автомобили полного цикла: Kia Cerato, Kia Sportage, Chevrolet Onix и JAC S3.
После – само заседание рабочей группы. Его участники озвучили свое видение решения проблемы с утилизационным сбором в Казахстане.
- В Казахстане утилизационный сбор доходит до двух миллионов тенге за одну машину, - говорит автор петиции Санжар Бокаев. – Это очень большая сумма. Мы просим: или отменить утильсбор, или привести его к адекватным ставкам, либо отметить НДС и пошлину для автопрома (у них существуют льготные ставки). И тогда мы посмотрим, какая у нас будет стоимость автомобилей. Казахстанцы тогда вообще не будут покупать местные автомобили.
Речь идет о налоговых преференциях, которые вступили в силу в начале 2021 года. Тогда производителей компонентов для транспортных средств и сельхозтехники полностью освободили от уплаты НДС.
- Наш автопром освобожден от НДС, - пояснил на заседании руководитель Департамента государственных доходов по Костанайской области Сатжан УЗАКБАЕВ. – Также они освобождены от таможенных пошлин. Но от КПН (корпоративный подоходный налог) они не освобождены – они его платят. Сумма льгот, неправильно будет сумму реализации умножить на 12% и вывести льготный НДС. Сам налог гораздо сложнее. Если автопроизводители импортируют автокомпоненты, то они соответственно освобождены от НДС, если бы они НДС уплачивали, то при внутренней реализации он бы шел в зачет конечному потребителю.
- Хотел бы четко обозначить, что предоставляемые льготы и преференции – это не доход предприятия. Оно не идет в карман предприятию. Это все направлено на снижение стоимости. И стоимости производства, и стоимости реализации для конечного клиента. Поэтому конечным выгодополучателем в рамках в рамках этих льгот является конечный потребитель. То есть граждане, которые приобретают отечественные автомобили. То же самое касается утилизационного платежа. Когда производитель его оплачивает, и его ему компенсируют, производитель не вкладывает этот платеж в конечную цену реализации. Соответственно, гражданин, который приобретает авто, он экономит эту сумму, - прокомментировал представитель ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Кайрат ЕЛАМАНОВ.
При этом представители государственного сектора признают: утильсбор был введен для поддержки казахстанского автопрома. При его наличии машины отечественной сборки в итоге соизмеримы по цене с привезенной техникой из-за границы.
- Если автомобиль от трех лет, даже если он 2021 года выпуска, то сбор за первичную регистрацию 1 846 000 тенге. Вместе с утилизационным сбором выходит около 2,6 миллиона тенге надо оплатить. Предположим, автомобиль привезли из-за рубежа за семь миллионов тенге, для того чтобы его привезти, растаможить и все оплатить (без первички и утильсбора) выходит примерно 10 миллионов тенге. Значит, наш местный автопром не сможет продавать аналогичный автомобиль дороже этой суммы. Понимаете, да? Там 10 миллионов и там 10. Но после утильсбора и первички зарубежный автомобиль у нас уже стоит 13 миллионов тенге. Значит, местный автопром сможет тоже продавать дороже на три миллиона тенге. То есть вся выгода в этом. Министерство промышленности и весь автопром выступают за сохранение утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию. И уже открыто заявляют, что это – заградительная мера для развития местного автопрома. Мы не против развития производства, но почему-то в Казахстане хотят, чтобы все развивалось за счет населения. Мы просим снизить утилизационный сбор до 100 000 тенге. Отменить его на сельхоз и грузовую технику и на автобусы. Также снизить сбор за первичную регистрацию на легковые и грузовые автомобили до 0,25 МРП хотя бы не старше пяти лет. То есть, чтобы хотя бы 2020-ый год попал без сбора за первичную регистрацию, - резюмировал общественник Берик ЗАИРОВ.
Утиль в утиль
При этом на заседании рабочей группы затронули тему старых автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам. По озвученным данным, в 2015 году доля старых авто в нашей стране составляла 58%, по итогам 2023 – 69%.
Есть предприятия, готовые их утилизировать. Владельцам это обойдется примерно в 73 000 за легковушку, а вот за грузовую или сельхозтехнику они еще и прибыль получат – около 115 000 тенге за тонну.
Инициаторы обсуждаемой петиции говорят: утильсбор в Казахстане дорогой, но старые машины как колесили по дорогам страны, так и колесят. При существующей схеме первичного регистрационного взноса и утильсбора обновления казахского автомобильного парка не происходит, сетуют общественники. По их мнению, старые авто опасны на дороге, и по республике из-за них был высокий уровень аварийности.
Другие вторят коллегам: отмена утильсбора приведет в к тому, что казахстанских авторынок заполонит старье на колесах извне. В костанайских кулуарах автопрома не раз прозвучала мысль о том, что инициаторы отмены утильсбора этого и добиваются. Мол, облегчат себе возможность получения прибыли от продаж авто иностранного производства.
- Надо разделять понятия автопром, утилизация и утильсбор. Однозначно надо принимать меры для того, чтобы обновить автомобильный парк Казахстана. Сегодня не раз прозвучало, что будут выделяться деньги для того, чтобы выкупать старые авто у населения. Обращаюсь к государственным органам: если принимаются меры по выкупу старого парка, то нужно обязательно принять какие-то меры, чтобы старые автомобили в этот парк и не поступали! Меры надо принимать жесткие, - озвучила свои мысли представитель ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Анара МАКАШЕВА.
В любом случае петицию еще будут обсуждать.
По закону должны пройти общественные слушания по петиции. Они назначены на 2 июля. До этого времени рабочая группа посетит еще завод по производству автомобилей в городе Семее.
Фото: © Ratel.kz / Ярослава Богатырева.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!