Вопрос отмены утильсбора на автомобили рассматривают в Казахстане

43474 просмотров
0
Ярослава Богатырева
Пятница, 28 Июн 2024, 09:00

Заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по вопросам утильсбора прошло в Костанае

Петиция

Петицию об отмене утилизационного сбора на авто в Казахстане запустили в мае этого года. Практически сразу после того, как вступил в силу закон о петициях. Она опубликована на официальном портале E-Petition.

В довольно короткие сроки она набрала 50 тысяч голосов, которые были необходимы для того, чтобы петицию рассмотрели, создали специальную рабочую группу.

Уже 24 мая в пресс-службе Министерства культуры и информации сообщили, что в соответствии со статьей 90-4 АПП РК петиция будет передана в Министерство промышленности и строительства. Срок рассмотрения поступившей петиции – до 40 рабочих дней с момента регистрации, подчеркнули в ведомстве.

Как и положено, для обсуждения петиции в Казахстане была создана специальная рабочая группа, в которую были включены сами инициаторы петиции, представили казахстанского автопрома, профильных министерств и заинтересованных неправительственных организаций.

Спустя некоторое время стало известно, что члены рабочей группы посетят ТОО "КАИК", ЧК "Kazrost Engineering LTD" и АО "КАМАЗ-Инжиниринг" в Кокшетау, ТОО "Hyundai Trans Auto" и ТОО "Hyundai Trans Kazakhstan" в Алматы, ТОО "СемАЗ" и ТОО "Daewoo Bus Kazakhstan" в Семее, а также ТОО "СарыаркаАвтоПром", ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" и АО "Агромашхолдинг KZ" в Костанае.

Обещать - не значит жениться           

Первое заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по утильсбору, назначенное на 6 июня, не состоялось. А все потому, что её инициатор – Санжар БОКАЕВ - отказался на нём присутствовать.

Дело в том, что Санжар Бокаев и его представители отказались оставить мобильные телефоны на входе министерства, как того требует регламент объекта. А еще он хотел, чтобы заседания по петиции проводили открыто, с онлайн-трансляцией.

Министр промышленности и строительства Канат ШАРЛАПАЕВ прокомментировал ситуацию:

- Я считаю, что нужно просто прийти и попробовать свои требования сформулировать в том виде, в котором с ними государственная система может работать. Потому что сейчас всё ограничивается, на мой взгляд, популизмом, высказываниями, отсутствием реальных предложений. Кроме одного выкладывания видео, я пока ничего не вижу. Я хочу услышать позицию, как это полагается процессу, людей, которые подписали петицию, её представителей. Но, к сожалению, этого диалога сейчас не происходит. Либо вы хотите шоу, либо вы хотите по закону действовать, – сказал Канат Шарлапаев в кулуарах сената. 

Кстати, инициаторов петиции обвиняют и в саботировании посещений производственных площадок казахстанского автопрома

Шоу должно продолжаться!

В Костанае заседание рабочей группы состоялось. Кстати, с онлайн-трансляцией.

Так как инициаторы петиции не раз критиковали казахстанское автопроизводство, важной частью программы посещения Костаная стало ознакомление членов делегации с работой всех машиностроительных площадок. В программе посещения: ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан", завод сельскохозяйственной техники AGROMASH и автомобильный завод Allur, который производит легковые автомобили полного цикла: Kia Cerato, Kia Sportage, Chevrolet Onix и JAC S3.

После – само заседание рабочей группы. Его участники озвучили свое видение решения проблемы с утилизационным сбором в Казахстане.

- В Казахстане утилизационный сбор доходит до двух миллионов тенге за одну машину, - говорит автор петиции Санжар Бокаев. – Это очень большая сумма. Мы просим: или отменить утильсбор, или привести его к адекватным ставкам, либо отметить НДС и пошлину для автопрома (у них существуют льготные ставки). И тогда мы посмотрим, какая у нас будет стоимость автомобилей. Казахстанцы тогда вообще не будут покупать местные автомобили.

Речь идет о налоговых преференциях, которые вступили в силу в начале 2021 года. Тогда производителей компонентов для транспортных средств и сельхозтехники полностью освободили от уплаты НДС.

- Наш автопром освобожден от НДС, - пояснил на заседании руководитель Департамента государственных доходов по Костанайской области Сатжан УЗАКБАЕВ. – Также они освобождены от таможенных пошлин. Но от КПН (корпоративный подоходный налог) они не освобождены – они его платят. Сумма льгот, неправильно будет сумму реализации умножить на 12% и вывести льготный НДС. Сам налог гораздо сложнее. Если автопроизводители импортируют автокомпоненты, то они соответственно освобождены от НДС, если бы они НДС уплачивали, то при внутренней реализации он бы шел в зачет конечному потребителю.

- Хотел бы четко обозначить, что предоставляемые льготы и преференции – это не доход предприятия. Оно не идет в карман предприятию. Это все направлено на снижение стоимости. И стоимости производства, и стоимости реализации для конечного клиента. Поэтому конечным выгодополучателем в рамках в рамках этих льгот является конечный потребитель. То есть граждане, которые приобретают отечественные автомобили. То же самое касается утилизационного платежа. Когда производитель его оплачивает, и его ему компенсируют, производитель не вкладывает этот платеж в конечную цену реализации. Соответственно, гражданин, который приобретает авто, он экономит эту сумму, - прокомментировал представитель ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Кайрат ЕЛАМАНОВ.

При этом представители государственного сектора признают: утильсбор был введен для поддержки казахстанского автопрома. При его наличии машины отечественной сборки в итоге соизмеримы по цене с привезенной техникой из-за границы.

- Если автомобиль от трех лет, даже если он 2021 года выпуска, то сбор за первичную регистрацию 1 846 000 тенге. Вместе с утилизационным сбором выходит около 2,6 миллиона тенге надо оплатить. Предположим, автомобиль привезли из-за рубежа за семь миллионов тенге, для того чтобы его привезти, растаможить и все оплатить (без первички и утильсбора) выходит примерно 10 миллионов тенге. Значит, наш местный автопром не сможет продавать аналогичный автомобиль дороже этой суммы. Понимаете, да? Там 10 миллионов и там 10. Но после утильсбора и первички зарубежный автомобиль у нас уже стоит 13 миллионов тенге. Значит, местный автопром сможет тоже продавать дороже на три миллиона тенге. То есть вся выгода в этом. Министерство промышленности и весь автопром выступают за сохранение утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию. И уже открыто заявляют, что это – заградительная мера для развития местного автопрома. Мы не против развития производства, но почему-то в Казахстане хотят, чтобы все развивалось за счет населения. Мы просим снизить утилизационный сбор до 100 000 тенге. Отменить его на сельхоз и грузовую технику и на автобусы. Также снизить сбор за первичную регистрацию на легковые и грузовые автомобили до 0,25 МРП хотя бы не старше пяти лет. То есть, чтобы хотя бы 2020-ый год попал без сбора за первичную регистрацию, - резюмировал общественник Берик ЗАИРОВ.

Утиль в утиль

При этом на заседании рабочей группы затронули тему старых автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам. По озвученным данным, в 2015 году доля старых авто в нашей стране составляла 58%, по итогам 2023 – 69%.

Есть предприятия, готовые их утилизировать. Владельцам это обойдется примерно в 73 000 за легковушку, а вот за грузовую или сельхозтехнику они еще и прибыль получат – около 115 000 тенге за тонну.

Инициаторы обсуждаемой петиции говорят: утильсбор в Казахстане дорогой, но старые машины как колесили по дорогам страны, так и колесят. При существующей схеме первичного регистрационного взноса и утильсбора обновления казахского автомобильного парка не происходит, сетуют общественники. По их мнению, старые авто опасны на дороге, и по республике из-за них был высокий уровень аварийности.

Другие вторят коллегам: отмена утильсбора приведет в к тому, что казахстанских авторынок заполонит старье на колесах извне. В костанайских кулуарах автопрома не раз прозвучала мысль о том, что инициаторы отмены утильсбора этого и добиваются. Мол, облегчат себе возможность получения прибыли от продаж авто иностранного производства.

- Надо разделять понятия автопром, утилизация и утильсбор. Однозначно надо принимать меры для того, чтобы обновить автомобильный парк Казахстана. Сегодня не раз прозвучало, что будут выделяться деньги для того, чтобы выкупать старые авто у населения. Обращаюсь к государственным органам: если принимаются меры по выкупу старого парка, то нужно обязательно принять какие-то меры, чтобы старые автомобили в этот парк и не поступали! Меры надо принимать жесткие, - озвучила свои мысли представитель ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Анара МАКАШЕВА.

В любом случае петицию еще будут обсуждать.

По закону должны пройти общественные слушания по петиции. Они назначены на 2 июля. До этого времени рабочая группа посетит еще завод по производству автомобилей в городе Семее.

Фото: © Ratel.kz / Ярослава Богатырева.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Чистят дороги только те акимы, что боятся, что их снимут или не перевыберут: короче, дороги чистят только трусы
Нельзя заменить экономические реформы блогерами-штрейкбрехерами
Борьба с забастовками превращается в кампанию по дискредитации забастовщиков
В Казахстане "отмыли" структурное подразделение финансовой пирамиды "Hermes LTD"
ПК "UBW KZ" исключили из списка подозрительных проектов
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
В Польше после перестрелки с полицией задержан 24-летний казахстанец
В польском городе Краков после полицейской погони задержаны казахстанец и украинец, подозреваемые в нелегальном владении оружием
Узкий коридор. Бумажный Левиафан
Казахстан обладает многими чертами Бумажного Левиафана, который катастрофичен для экономического процветания
"Ответ Гуриеву" от американцев
Вышедшее социсследование стало очередным свидетельством, что у Трампа почти неограниченный карт-бланш от электората
"Понравилась сатана лучше ясна сокола": как Тарас Шевченко стал моряком в степях Казахстана
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Про людей
…Которые живы, пока мы помним про них
Как несчастный случай на СТО играет на руку министру энергетики
Верховный суд сделал мощную антирекламу автомобилям, заправляющимся газом
Реклама как способ узнать о том, как жили наши прабабушки
По объявлениям в старых газетах и журналах можно составить представление о том, какой была жизнь век-полтора назад
Судьи запутались в законе
Из-за этого у жертвы пирамиды отняли его машину
В ВКО попробуют привлечь инвесторов заказными роликами
До этого в акимате заявили, что в регионе так и не выстроили систему работы с людьми, которые могут вкладывать финансы в различные проекты
В столовых Qarmet не остаётся даже объедков для собак
Животных выловили на территории компании и отвезли в приют, но забыли, что их нужно кормить
Нож в глазу: в СКО врачи борются за жизнь трёхлетнего мальчика
По словам матери, малыш сам неудачно упал на кухне
ГЭС на реке Коксу строит компания, ранее проложившая бракованные трубы на другой ГЭС
Они провели встречу с населением, которая сопровождалась потасовками и оскорблениями
"Украли две квартиры, опоили и убили": подробности из суда по делу чёрных риелторов из Алматы
Сразу два врача центров психического здоровья способствовали этому
Отсутствие кассового аппарата в кафе привело замначальника районного ДГД на скамью подсудимых
Налоговик предложил владельцам общепита своё покровительство
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.