Вопрос отмены утильсбора на автомобили рассматривают в Казахстане

43889 просмотров
0
Ярослава Богатырева
Пятница, 28 Июн 2024, 09:00

Заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по вопросам утильсбора прошло в Костанае

Петиция

Петицию об отмене утилизационного сбора на авто в Казахстане запустили в мае этого года. Практически сразу после того, как вступил в силу закон о петициях. Она опубликована на официальном портале E-Petition.

В довольно короткие сроки она набрала 50 тысяч голосов, которые были необходимы для того, чтобы петицию рассмотрели, создали специальную рабочую группу.

Уже 24 мая в пресс-службе Министерства культуры и информации сообщили, что в соответствии со статьей 90-4 АПП РК петиция будет передана в Министерство промышленности и строительства. Срок рассмотрения поступившей петиции – до 40 рабочих дней с момента регистрации, подчеркнули в ведомстве.

Как и положено, для обсуждения петиции в Казахстане была создана специальная рабочая группа, в которую были включены сами инициаторы петиции, представили казахстанского автопрома, профильных министерств и заинтересованных неправительственных организаций.

Спустя некоторое время стало известно, что члены рабочей группы посетят ТОО "КАИК", ЧК "Kazrost Engineering LTD" и АО "КАМАЗ-Инжиниринг" в Кокшетау, ТОО "Hyundai Trans Auto" и ТОО "Hyundai Trans Kazakhstan" в Алматы, ТОО "СемАЗ" и ТОО "Daewoo Bus Kazakhstan" в Семее, а также ТОО "СарыаркаАвтоПром", ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан" и АО "Агромашхолдинг KZ" в Костанае.

Обещать - не значит жениться           

Первое заседание рабочей группы по рассмотрению петиции по утильсбору, назначенное на 6 июня, не состоялось. А все потому, что её инициатор – Санжар БОКАЕВ - отказался на нём присутствовать.

Дело в том, что Санжар Бокаев и его представители отказались оставить мобильные телефоны на входе министерства, как того требует регламент объекта. А еще он хотел, чтобы заседания по петиции проводили открыто, с онлайн-трансляцией.

Министр промышленности и строительства Канат ШАРЛАПАЕВ прокомментировал ситуацию:

- Я считаю, что нужно просто прийти и попробовать свои требования сформулировать в том виде, в котором с ними государственная система может работать. Потому что сейчас всё ограничивается, на мой взгляд, популизмом, высказываниями, отсутствием реальных предложений. Кроме одного выкладывания видео, я пока ничего не вижу. Я хочу услышать позицию, как это полагается процессу, людей, которые подписали петицию, её представителей. Но, к сожалению, этого диалога сейчас не происходит. Либо вы хотите шоу, либо вы хотите по закону действовать, – сказал Канат Шарлапаев в кулуарах сената. 

Кстати, инициаторов петиции обвиняют и в саботировании посещений производственных площадок казахстанского автопрома

Шоу должно продолжаться!

В Костанае заседание рабочей группы состоялось. Кстати, с онлайн-трансляцией.

Так как инициаторы петиции не раз критиковали казахстанское автопроизводство, важной частью программы посещения Костаная стало ознакомление членов делегации с работой всех машиностроительных площадок. В программе посещения: ТОО "Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан", завод сельскохозяйственной техники AGROMASH и автомобильный завод Allur, который производит легковые автомобили полного цикла: Kia Cerato, Kia Sportage, Chevrolet Onix и JAC S3.

После – само заседание рабочей группы. Его участники озвучили свое видение решения проблемы с утилизационным сбором в Казахстане.

- В Казахстане утилизационный сбор доходит до двух миллионов тенге за одну машину, - говорит автор петиции Санжар Бокаев. – Это очень большая сумма. Мы просим: или отменить утильсбор, или привести его к адекватным ставкам, либо отметить НДС и пошлину для автопрома (у них существуют льготные ставки). И тогда мы посмотрим, какая у нас будет стоимость автомобилей. Казахстанцы тогда вообще не будут покупать местные автомобили.

Речь идет о налоговых преференциях, которые вступили в силу в начале 2021 года. Тогда производителей компонентов для транспортных средств и сельхозтехники полностью освободили от уплаты НДС.

- Наш автопром освобожден от НДС, - пояснил на заседании руководитель Департамента государственных доходов по Костанайской области Сатжан УЗАКБАЕВ. – Также они освобождены от таможенных пошлин. Но от КПН (корпоративный подоходный налог) они не освобождены – они его платят. Сумма льгот, неправильно будет сумму реализации умножить на 12% и вывести льготный НДС. Сам налог гораздо сложнее. Если автопроизводители импортируют автокомпоненты, то они соответственно освобождены от НДС, если бы они НДС уплачивали, то при внутренней реализации он бы шел в зачет конечному потребителю.

- Хотел бы четко обозначить, что предоставляемые льготы и преференции – это не доход предприятия. Оно не идет в карман предприятию. Это все направлено на снижение стоимости. И стоимости производства, и стоимости реализации для конечного клиента. Поэтому конечным выгодополучателем в рамках в рамках этих льгот является конечный потребитель. То есть граждане, которые приобретают отечественные автомобили. То же самое касается утилизационного платежа. Когда производитель его оплачивает, и его ему компенсируют, производитель не вкладывает этот платеж в конечную цену реализации. Соответственно, гражданин, который приобретает авто, он экономит эту сумму, - прокомментировал представитель ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Кайрат ЕЛАМАНОВ.

При этом представители государственного сектора признают: утильсбор был введен для поддержки казахстанского автопрома. При его наличии машины отечественной сборки в итоге соизмеримы по цене с привезенной техникой из-за границы.

- Если автомобиль от трех лет, даже если он 2021 года выпуска, то сбор за первичную регистрацию 1 846 000 тенге. Вместе с утилизационным сбором выходит около 2,6 миллиона тенге надо оплатить. Предположим, автомобиль привезли из-за рубежа за семь миллионов тенге, для того чтобы его привезти, растаможить и все оплатить (без первички и утильсбора) выходит примерно 10 миллионов тенге. Значит, наш местный автопром не сможет продавать аналогичный автомобиль дороже этой суммы. Понимаете, да? Там 10 миллионов и там 10. Но после утильсбора и первички зарубежный автомобиль у нас уже стоит 13 миллионов тенге. Значит, местный автопром сможет тоже продавать дороже на три миллиона тенге. То есть вся выгода в этом. Министерство промышленности и весь автопром выступают за сохранение утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию. И уже открыто заявляют, что это – заградительная мера для развития местного автопрома. Мы не против развития производства, но почему-то в Казахстане хотят, чтобы все развивалось за счет населения. Мы просим снизить утилизационный сбор до 100 000 тенге. Отменить его на сельхоз и грузовую технику и на автобусы. Также снизить сбор за первичную регистрацию на легковые и грузовые автомобили до 0,25 МРП хотя бы не старше пяти лет. То есть, чтобы хотя бы 2020-ый год попал без сбора за первичную регистрацию, - резюмировал общественник Берик ЗАИРОВ.

Утиль в утиль

При этом на заседании рабочей группы затронули тему старых автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам. По озвученным данным, в 2015 году доля старых авто в нашей стране составляла 58%, по итогам 2023 – 69%.

Есть предприятия, готовые их утилизировать. Владельцам это обойдется примерно в 73 000 за легковушку, а вот за грузовую или сельхозтехнику они еще и прибыль получат – около 115 000 тенге за тонну.

Инициаторы обсуждаемой петиции говорят: утильсбор в Казахстане дорогой, но старые машины как колесили по дорогам страны, так и колесят. При существующей схеме первичного регистрационного взноса и утильсбора обновления казахского автомобильного парка не происходит, сетуют общественники. По их мнению, старые авто опасны на дороге, и по республике из-за них был высокий уровень аварийности.

Другие вторят коллегам: отмена утильсбора приведет в к тому, что казахстанских авторынок заполонит старье на колесах извне. В костанайских кулуарах автопрома не раз прозвучала мысль о том, что инициаторы отмены утильсбора этого и добиваются. Мол, облегчат себе возможность получения прибыли от продаж авто иностранного производства.

- Надо разделять понятия автопром, утилизация и утильсбор. Однозначно надо принимать меры для того, чтобы обновить автомобильный парк Казахстана. Сегодня не раз прозвучало, что будут выделяться деньги для того, чтобы выкупать старые авто у населения. Обращаюсь к государственным органам: если принимаются меры по выкупу старого парка, то нужно обязательно принять какие-то меры, чтобы старые автомобили в этот парк и не поступали! Меры надо принимать жесткие, - озвучила свои мысли представитель ОЮЛ "Казахстанский автомобильный союз" Анара МАКАШЕВА.

В любом случае петицию еще будут обсуждать.

По закону должны пройти общественные слушания по петиции. Они назначены на 2 июля. До этого времени рабочая группа посетит еще завод по производству автомобилей в городе Семее.

Фото: © Ratel.kz / Ярослава Богатырева.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Казахстанская нефть не смогла заменить в Германии российскую
PCK Raffinerie просит отменить антироссийские санкции
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
Вера в Джеки и любовницы Кеннеди
Что побудило Жаклин Кеннеди отчаянно бороться за увековечивание и возвеличивание памяти о своём гулящем супруге?
Тургень и его обитатели: о чём жители других сёл могут только мечтать
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Второй по счёту спортивный министр не может разродиться приказом № 56
Это приказ, по которому утверждаются нормы и требования для присвоения спортсменам званий – КМС, мастера спорта, МСМК, а также разрядов
Иностранным туристам канатки неинтересны
В концептуальный подход развития туризма под Алматы заложен ошибочный базовый посыл
Получив взятку, мздоимец тут же написал явку с повинной и сдал подельников
Сразу два замначальника департамента санитарно-эпидемиологического контроля Актюбинской попались на взятке
Свыше 100 миллионов тенге потратят ГЭС востока на гибридные авто
Для гидроцентрали в Усть-Каменогорске купили одну машину, для предприятия в области Абай две
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
Паводок в СКО: угроза миновала?
Уровень воды в Есиле поднимается, а вот в Сергеевском водохранилище пошел на спад
Акима Жетысу уличили в симпатии к волейболисткам
При этом многие жители региона почему-то вспоминают тёплыми словами экс-акима Алматинской области Шалбая Кулмаханова
Очередная попытка судоисполнителей отрезать рестораны на Панфилова, 114 от воды и света с треском провалилась
Болт, стратегически забитый на судебную власть, позволяет зарабатывать при любых условиях
Экс-свекровь, договорившись с молодыми девицами, устроила расправу над бывшей невесткой
Жертва была беспощадно избита, ограблена и оставлена раздетой и связанной в заброшенном доме
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.