И причем здесь школа, которую не могут построить четыре года
Речь идет о здании медико-социального учреждения для детей дневного пребывания "Шапагат" (в этом здании днем под присмотром специалистов находились дети с инвалидностью). Как сообщают аудиторы ревизионной комиссии по Западно-Казахстанской области в своем отчете, в мае 2021 года и.о. акима области Мухтар МАНКЕЕВ принял решение о передаче в доверительное управление с правом последующего выкупа этого нежилого производственного здания, которое находилось на балансе управления координации занятости и социальных программ по ЗКО.
Изначально целью передачи в доверительное управление являлось строительство школы инвесторами. Сообщается, что управлением координации занятости и социальных программ по ЗКО документы касательно здания были предоставлены, однако же в связи с тем, что на месте бывшего "Шапагата" планировалось строительство школы, ведомство предложило запросить условия и требования по передаче объекта у управления образования по ЗКО.
Однако же управление образования представило лишь одно условие по передаче здания в частные руки, по которому срок доверительного управления составляет 1 год, с перепрофилированием деятельности учреждения. Его планировалось изменить со специального социального на общеобразовательный объект (школу).
"Таким образом, первоначальная цель передачи объекта в доверительное управление была изменена. При этом ни управление координацией занятости и социальных программ, ни управление образования не представили обоснование целесообразности передачи объекта в доверительное управление. Не предоставили расчёты планируемых доходов и расходов от доверительного управления и предложений по установлению источника возмещения этих расходов. Все это свидетельствует о том, что подготовка к передаче объекта проходила в спешном порядке. Не было чёткого представления для чего объект передаётся и какой положительный эффект будет получен государством от его передачи", - пишут ревизоры в своем заключении.
Стоит отметить, что, судя по отчёту независимой оценки, стоимость здания бывшего "Шапагата" определена в 286 миллионов тенге, соответственно размер гарантийного взноса 15% от начальной цены объекта при заключении договора составил бы 43 миллиона тенге. Однако же в первый раз тендер не состоялся по причине отсутствия заявок, и стартовая цена была снижена сначала на 50%, то есть до 143 миллионов тенге. Но и повторный тендер был признан несостоявшимся из-за отсутствия желающих в нем участвовать, и стартовая цена была в итоге снижена до 25% от начальной стоимости здания, то есть до 71 миллиона тенге. В итоге тендер выиграло ТОО "РФМШ №31", которое также является и доверительным управляющим одного из городских колледжей.
"Тендерные условия были изменены, в качестве задач к новому инвестору ставилось перепрофилирование объекта в течение срока доверительного управления, не менять целевое назначение в течение 11 лет после его выкупа и обеспечить строительство на территории футбольного поля, волейбольных и баскетбольных площадок. При этом установлено, что площади земельного участка, с учетом занятой зданием территории - недостаточно. То есть тендерные условия изначально невозможно исполнить без увеличения земельного участка", - пишут ревизоры.
Итак, еще до того, как бывший "Шапагат" ушел в доверительное управление, стоимость здания уже значительно уменьшилась, и власти сами предоставили непродуманные требования к частнику. Но и это еще не все. Так выяснилось, что с 2022 года и по настоящее время частник сдает это здание в аренду… одной из городских школ.
"Постановлением акимата, в октябре 2021 года среднеобразовательная школа №31 ликвидирована. По данным портала госзакупок, ТОО "РФМШ №31" предоставляет в аренду двухэтажное здание для размещения начальных классов для школы №23. По техспецификации поставщик должен был предоставить документы, подтверждающие право собственности на здание.
Однако организация не владеет этим зданием, оно продолжает находиться на балансе учреждения "Шапагат". В итоге с ноября 2022 года по январь 2024 года ТОО было перечислено 46 миллионов тенге бюджетных средств. В том числе 16 миллионов тенге за подвальные помещения, которые по приказу министра здравоохранения РК не допускаются к использованию для образовательной деятельности (в итоге подвальные помещения не использовались для учеников, но деньги за них перечислялись – А.Ш.)", - говорится в отчете ревизоров.
Стоит отметить, что аудиторы ревкома не случайно упомянули в отчете о ликвидации школы № 31, при том, что договор аренды заключен со школой № 23. Дело в том, что школа № 31 было снесена и ее не могут построить вот уже четыре года. И как сообщали тогда родители учеников этой школы, в этом здании у них дети с 1 по 4 классы. Такое решение власти приняли, так как родители регулярно жаловались на то, что учащиеся вынуждены были переходить по рельсам в новую школу, утопать в грязи и отбиваться от бродячих собак. Поскольку всех школьников временно перекрепили к школе № 23, то и договор с ТОО "РМФШ № 31" заключался с этой школой. Эту же информацию подтвердили в пресс-службе отдела образования акимата Уральска.
"В итоге, первоначальная цель передачи объекта в доверительное управление - строительство школы - так и не была исполнена. Вместо этого, по каким-то причинам цель была изменена на перепрофилирование объекта. Кроме того, первоначальный срок исполнения условий на 1 год был изменён до 3 лет, не установлены промежуточные сроки их исполнения. Анализ итогов передачи объекта частному инвестору свидетельствует о ненадлежащей работе, что привело к беспрецедентной ситуации, когда государство арендует свое же имущество у частного лица.
По представленным отчётам доверительного управляющего на исполнение обязательств им были направлены средства - 851 тысяча тенге в 2022 году и 34 миллиона тенге в 2022 году. Но в отчётах отсутствуют документы, подтверждающие осуществление им этих расходов. Учитывая, что общая сумма заключённых договоров аренды с ним составляет 65,4 млн тенге, то вполне вероятно, что инвестор сможет покрыть большую часть, если не всю, своих расходов за счёт средств, поступивших ему от аренды здания", - делают выводы аудиторы ревкома.
О конкретных мерах по отношению к чиновникам, допустившим такой двойной перерасход, в отчете аудиторов не говорится, однако же, поскольку ревизия касалась и многих других казенных объектов, переданных частным инвесторам в управление, они направили предложение в минэкономики РК о пересмотре требований к таким договорам.
Напомним, ранее сообщалось, что ревизоры выявили многомиллионные убытки при передаче инвестору поликлиники. Частник не только вогнал в убытки госучреждение, но и включал в свои инвестобязательства лекарства, бесплатно полученные от управления образования во время пандемии.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!