А также неисполнение договорённостей с его стороны
Аудиторы ревизионной комиссии по Западно-Казахстанской области провели проверку нескольких объектов коммунальной собственности, переданных в последние годы в доверительное управление частным лицам по программе разгосударствления. В частности, была проведена проверка государственной поликлиники №4, которую в 2017 году передали в управление некоему ИП “Айгелов Марат Абаевич” на основании постановления, подписанного экс-акимом ЗКО Алтаем КУЛЬГИНОВЫМ, сроком на 7 лет.
Как пишут аудиторы в своем заключении, тендерная комиссия, принимая решение о передаче поликлиники в частные руки, проигнорировала требование о том, что у доверительного управляющего должно быть высшее медицинское образование, а также опыт работы в медицинской деятельности не менее 10 лет, поскольку посчитала, что это может “ограничить права и интересы участников конкурса”. В итоге управляющим поликлиники стал человек без медобразования и соответствующего опыта, который нанял в качестве своего представителя бывшего директора этой поликлиники.
“Итогом их совместной деятельности стало получение доверительным управляющим вознаграждения в общей сумме 114 млн тенге. Возникает обоснованный вопрос: для чего нужно было передавать имущественный комплекс в доверительное управление, когда можно было оставить её при прежнем директоре и направить полученный управляющим доход в оснащении поликлиники?
Кроме того, управляющий не выполнил условия, которые были предусмотрены договором доверительного управления. К примеру, в течение первых 12 месяцев он должен был внедрить систему Dmed, которая интегрируется с информационными системами минздрава. Однако управляющий не внедрил эту систему, поскольку на предприятии была использована другая система, на содержание которой было израсходовано 7,9 млн тенге из средств поликлиники”, - пишут ревизоры в своем отчете.
Помимо прочего, ревизоры провели встречную проверку у самого доверительного управляющего - ИП “Айгелов Марат Абаевич”, где также выявили многочисленные нарушения.
“В первые два года доверительного управления инвестор должен провести капитальный ремонт системы вентиляции, однако только в январе 2024 года был заключен договор на разработку ПСД по капремонту. При этом проведение самого ремонта будет осуществляться за счёт средств поликлиники. Также не выполнены условия по установке детской площадки и Wi-Fi связи на территории медицинского учреждения”, - сообщают члены ревизионной комиссии.
Но самым важным показателем передачи поликлиники в частные руки являются увеличившиеся убытки.
“Так, в 2017 году годовая прибыль поликлиники составила 22 миллиона тенге, в 2018 - 60 миллионов, в 2019 - 17 миллионов, в 2020 - 114 миллионов, в 2021 - 33 миллиона. В 2021 году годовой убыток составил 60 миллионов тенге, а в 2023 году - 125 миллионов”, - говорится в аудиторском отчете.
Несмотря на убытки, частный инвестор городской поликлиники №4 получил дивиденды - по договору они составляют 50% от чистой прибыли. В 2017 году инвестор получил 1,7 млн тенге, в 2018 - 30 млн тенге, в 2019 - 8,5 млн, в 2020 - 57,4 млн, а в 2021 году - 16,8 млн тенге.
“При этом вложения доверительного управляющего составили 37,4 миллиона тенге. Не всегда получение инвестором вознаграждения было связано с его деятельностью. Так, например в 2020 году поликлиника получила на безвозмездной основе лекарства от управления здравоохранения по ЗКО (во время пандемии - А.Ш.), на сумму 74,7 млн тенге. Из них 54,7 млн было списано на расходы, а на конец года оставались в запасах активы на сумму 20 млн тенге. Таким образом из полученных частным инвестором в 2020 году 114 млн тенге, 22 миллиона были получены не за счёт своей деятельности, а за счёт безвозмездно полученных активов. Аналогичная ситуация произошла и в 2021 году, когда управление здравоохранения по ЗКО снова передало поликлиники лекарства на сумму 233 млн тенге, часть из которых не была списана на расходы и была включена в прибыль инвестора”, - сообщают ревизоры.
В целом, аудиторы оказались недовольными тем, каким образом был заключен договор доверительного управления. По их мнению, условия, предъявляемые к инвестору, являются расплывчатыми и не содержат никакой конкретики.
“К примеру, условие о приобретении современной медицинской техники в течение трех лет управления. Не было прописано, о какой конкретно технике идёт речь. В итоге выяснилось, что в 2017 году оборудование было приобретено за счёт местного бюджета, а в 2018, 2019 и 2020-х годах оборудование приобреталось за счёт самой поликлиники. Из всех 86,5 млн тенге, направленных на приобретение оборудования, инвестор вложил лишь 1,9 млн тенге”, - говорится в аудиторском отчете.
Ревизоры по итогам аудита внесли предложение в министерство национальной экономики о пересмотре требований к договорам передачи казенного имущества в доверительное управление.
Ранее мы рассказывали, что аудиторы ЗКО признали неэффективным скандальный проект ГЧП по школьным столовым. В частности, проверяющие выявили факт двойной оплаты за питание, а также тот факт, что инвесторы получают в десятки раз больше средств из бюджета, чем вкладываются сами в питание школьников.
Фото: afk.kz
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!