Какие права мужчин нарушаются в Казахстане
Google упорно игнорирует запрос "нарушение прав мужчин в Казахстане": без разрешения заменяет слово "мужчин" на "женщин" и выдает уйму материалов на тему попранных прав фемин.
А что с мужчинами, почему в нашем обществе не принято говорить об ущемлении их прав, более того, сама постановка вопроса вызывает у аудитории гомерический смех?
Известный правозащитник Евгений ЖОВТИС объясняет это так:
- Ну, прежде всего, во многих странах мужчины - в большинстве, а в международном праве в области прав человека нет понятия "права большинства". Предполагается по умолчанию, что раз оно "большинство", то уж свои права и интересы в обиду не даст. А вот права меньшинства нужно защищать и обеспечивать. И концепция обеспечения права на недискриминацию построена на том же предположении, что дискриминируется меньшинство - и как раз большинством. Неважно, по каким основаниям: половым, политическим, социальным, религиозным, этническим и т.д. Поэтому так широко развита концепция гендерного равенства, между строк предполагающая борьбу за права женщин. Но всё равно (хотя это сейчас, видимо, прозвучит гендерно неполиткорректно) мужчины считаются сильным полом. Во всяком случае в рамках нашего менталитета, и как-то защищать их права непривычно. Что это за мужик, который сам себя защитить не может?
Тем не менее, дискриминационные нормы "зашиты" в некоторые законодательные акты Казахстана.
Татьяна ЧЕРНОБИЛЬ (на снимке), независимый консультант по международному праву в области прав человека, региональный консультант Amnesty International, говорит, что первым делом можно вспомнить обязанность мужчин нести воинскую службу (женщины в Казахстане не обязаны служить).
- Второе: возраст выхода на пенсию мужчин и женщин пока у нас тоже разнится, и инициативы по его уравниванию пару лет назад вызвали бурю протестов в обществе, хотя Комитет ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин отметил эту инициативу в качестве положительной. Но понять возмущение женской половины общества у нас, в Казахстане, очень даже можно, если учесть, сколько женщине-матери, женщине-домохозяйке приходится делать помимо основной работы, в частной жизни. Поэтому я лично не могу отнести уравнение пенсионного возраста для мужчин и женщин у нас сейчас к достижениям в области гендерного равенства, - признается правозащитник.
И Жовтис, и Чернобиль в один голос говорят: если и есть неравное отношение к мужчинам по сравнению с женщинами в Казахстане, так это в вопросах воспитания детей. (В скобках от себя добавим, что и в вопросах усыновления. Так, мужчина, не состоящий в браке, не может быть усыновителем, а вот на одиноких женщин этот запрет не распространяется).
- Неравное отношение на уровне правоприменения, – уточняет Татьяна Чернобиль, - при решении вопроса о проживании детей после развода, хотя законодательно тут различий нет, и выбор остается на усмотрение судьи. Но судьи традиционно решают вопрос в пользу матерей. Отпуск по уходу за ребенком также вопреки законодательству чаще является прерогативой матерей, что преимуществом – и тут любая мама подтвердит – назвать сложно.
Мужчины, попавшие под правоприменительную машину "априори материнство", даже создали правозащитную организацию "Отцы и дети Казахстана". Они говорят, что защищают не столько свое право участвовать в воспитании детей, сколько право детей общаться с обоими родителями.
Юрист, председатель организации "Отцы и дети Казахстана" Михаил ГУСЕВ приводит "говорящие" цифры - 95-97 процентов детей после развода передаются на воспитание матерей.
- У нас везде красиво написано, что у родителей равные права и обязанности по воспитанию. Но когда идешь в суд и говоришь, что хочешь видеть ребенка, тебе назначают жалкие графики общения. Потому что у нас фактически действует доктрина "априори материнство", которая ущемляет права отцов. У нас дети зачастую становятся инструментом вымогательства, объектом киднеппинга - когда матери не дают отцам видеться с детьми, а за свидания требуют деньги, машины, квартиры, - утверждает юрист.
Евгений НЕВЬЯНЦЕВ, также состоящий в организации "Отцы и дети Казахстана", считает, что государство, отдавая после развода детей матерям, помогает женщинам вести паразитический образ жизни. Такой вывод он сделал на основе собственного опыта.
- В 2011 году я овдовел, у меня на руках осталось две дочери, - рассказывает Евгений. - В 2014 году я снова женился, и со второй супругой у нас родилась дочь. Когда малышке исполнился год, моя жена исчезла, и все заботы по уходу за маленьким ребенком легли на меня. Через полгода супруга появилась и стала бороться за то, чтобы дочь отдали ей, так как для нее это единственный инструмент по выколачиванию из меня денег. Суд, естественно, встал на ее сторону. Меня даже арестовали на пять суток за то, что я не выполнял решение суда - не отдавал ребенка. Но я не мог отдать, потому что по адресу, который указала бывшая супруга, она не жила. В конце концов, ребенок оказался у нее, и теперь за каждую встречу с дочерью она требует от меня по 100 тысяч тенге.
Мужчины считают, что такая ситуация с правами отцов сложилась в нашей стране из-за "интенсивной феминизации общества" и плохого наследия Советского Союза, где фактически царил матриархат и поэтому законы писались "под женщин".
По их мнению, правоприменительная практика может измениться естественным путем - когда поколение, родившееся при СССР, полностью уйдет со сцены. Но ждать этого они не собираются, иначе "институт отцовства через 7-10 лет может быть разрушен".
Чтобы не допустить этого, представители организации "Отцы и дети Казахстана" намерены в ближайшее время обратиться с письмом к президенту. Мужчины будут просить, чтобы глава государства назначил омбудсмена по защите прав отцов и детей.
Фото: emosurf.com, helprazvod.ru.