Провластные СМИ с восторгом осветили мероприятие, однако предсъездовский документ НПП оставил неприятный осадок. НПП, как известная вдова, сама себя высекла. Точнее, сама себе поставила диагноз.
Прошел первый съезд Национальной палаты предпринимателей (НПП). Очень много красивых слов прозвучало. Надо признать, есть среди них и вполне здравые и уместные.
Провластные СМИ с восторгом осветили мероприятие, однако предсъездовский документ НПП оставил неприятный осадок. НПП, как известная вдова, сама себя высекла. Точнее, сама себе поставила диагноз.
Как говорится в стратегии становления и развития НПП, «слабый сбор членских взносов является в настоящее время одной из самых серьезных проблем, формируя уязвимость палаты. Фактически несобираемость взносов привела к тому, что запланированная численность Национальной палаты и региональных палат не набрана, главные мероприятия, запланированные на 2014 год, в настоящее время недофинансированы».
Оказывается, в первом квартале 2014 года бюджет исполнен всего на 24,1 процента.
Как сообщают в НПП, в целях активизации работы по сбору членских взносов в 2014 году при палате создана специальная комиссия. Так, к июлю НПП намерена собрать не менее 80 процентов членских взносов «за счет агрессивной PR-кампании и активного продвижения основных продуктов НПП». Помимо этого, палата намерена определить список платных услуг для получения дополнительного финансирования НПП в объеме не менее 200 миллионов тенге в 2015 году».
По-моему, проблема несобираемости взносов (причем в любой организации) имеет несколько причин.
Причина первая: предприниматели не хотят платить взносы.
А это значит, что они не видят необходимости в существовании такой структуры. Насильно мил не будешь. Важно, чтобы бизнес видел целесообразность и пользу в уплате этих взносов.
Причина вторая: не с чего взносы платить.
Общеизвестно, что отечественный товаропроизводитель далек от процветания. Я не имею в виду сырьевых экспортеров, у них-то как раз все в порядке, даже в условиях ЕАЭС. Я говорю о реальном секторе экономики, который мы видим только виртуально во время запуска очередного завода, приуроченного к поездке президента в тот или иной регион. Но потом почему-то об этих предприятиях никто не вспоминает.
Тем более что после вступления в ТС белорусские и российские компании получили дополнительные преференции на территории Казахстана, что отнюдь не способствует развитию отечественного бизнеса. Да, такие же возможности получили и наши бизнесмены. Но что-то я не могу себе представить, что казахстанские товары появятся на прилавках Калининграда и Владивостока. А если нет реальных доходов, то откуда могут быть взносы? И так налоги легли тяжким бременем на плечи МСБ, а тут еще и дополнительно и взносы надо платить!
А это значит, что НПП на сегодняшний день не справляется со своими функциями по поддержке отечественных предпринимателей и до сих пор не смогла создать условия для того, чтобы малый и средний бизнес развивался, и, соответственно, росла база для сбора взносов.
Причина третья, и об этом в свое время писали очень много: это слишком большой размер взносов. Особенно для субъектов МСБ. Может, НПП для начала сократит свой персонал, который уже сейчас составляет 600 человек?
Никто не спорит, что отечественному бизнесу нужна мощная организация для защиты своих интересов. И любая организации, в том числе и такая, как НПП, имеет право на жизнь.
Но мне кажется, что у сегодняшней версии НПП есть три недостатка и они, как ни странно, заложены в ее уставных документах.
Во-первых, НПП – порождение чиновничьей и предпринимательской сущностей. Ее учредители – правительство и НЭП «Атамекен». И в этой искусственно созданной конструкции как раз и заложено главное противоречие всего образования под брендом НПП.
Возможно, изначально заложенный инициаторами «плюс» («Правительство будет с нами считаться, если будет с нами в одной организации») послужил плохую службу для НПП. Ибо в понимании каждого представителя МСБ правительство ассоциируется не с премьером или министром, которые с трибуны съезда говорят правильные вещи, а с конкретным чиновником местного акимата, с которым обязательно надо делиться своим бизнесом или отдавать откат в размере 30 процентов от стоимости лота! И формальное соучредительство НПП со стороны правительства вовсе не исключает эту коррупционную составляющую для казахстанского бизнесмена!
Отсюда и второй недостаток: НПП априори не может жестко критиковать власть во всех ее проявлениях, ставить принципиальные вопросы, затрагивающие интересы чиновничества, потому что они с правительством одним Уставом связаны!
Третий недостаток – организационный: НПП желает (и это написано в Уставе) консолидировать все многообразное и по-своему плюралистичное бизнес-сообщество. В нашей практике это значит полностью монополизировать все и вся одним постановлением правительства. А ведь бизнес-среда - это тоже живой организм, где есть свои объективные противоречия, например, между сырьевыми гигантами и субъектами МСБ, и иные, глубинные конфликты интересов. Их никакими решениями президиума НПП не разрешить!
К тому же «у семи нянек – дитя без глазу». У нас и так много различных государственных и общественных структур, заявляющих о своем намерении защищать интересы бизнеса. Помнится, даже одна «светлая» партия, которая сидит в парламенте, ставила своим приоритетом интересы МСБ. У многих из них есть своя достойная история, свой бесценный опыт. Сможет ли получиновничья и полуобщественная организация, как НПП, одним махом их всех заменить?
Да и нужно ли это? Ведь и в этой сфере тоже должна быть своя здоровая конкуренция – идей, программ и платформ.
...Кстати, уровень поступления взносов - это объективный показатель оценки деятельности любой такой организации. И НПП здесь вовсе не исключение...