Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Личная жизнь Чокана ВАЛИХАНОВА всегда оставалась в тени его научной, военной и просветительской деятельности. От того она столь невзрачна и невразумительна, и как-то фатально не вяжется с кипучей натурой “Промелькнувшего Метеора”. Симптоматично, что он умер, не оставив потомства.
Чокан и женщины
У малосведущего вообще-то создаётся иллюзия, что Валиханов вовсе не интересовался женщинами. Но это не совсем верно. А вернее, совсем не верно. Чтобы понять это, достаточно почитать воспоминания современников, а главное, полистать дневники и записки самого Валиханова.
Нет, Чокан, несмотря на все позднейшие попытки канонизации, был в отношении женщин глубоко нормальным и искренним мужчиной. И далеко не бесстрастным. Происхождение (казахский аристократ) наложилось в нём на воспитание (Омский кадетский корпус). И этим многое сказано.
Ещё в первую свою поездку в Китай он досконально изучал особенности и нравы кульджинских “разрушительниц городов”. И в “рекогносцировке” на Иссык-Куль не только записывал эпос склоняемых к подданству киргизов, но и с упоением приударял за “дикокаменными женщинами”, когда случалась такая возможность.
Вот, например, сочнейший фрагмент из “Дневника поездки на Иссык-Куль” (1856 года):
“Я в припадке мании к прекрасному полу дикокаменной орды имел неосторожность через верх юрты заглянуть в индерун, откуда прежде смотрели на нас чёрные глаза, принадлежащие, по моим расчётам, непременно хорошенькой аяч. Я не обманулся. В юрте действительно сидели две молодые бабы, недурные собой, но одна из них, к великому ужасу, удивлению или радости моей, не знаю, была во всей натуральной красе. Comme de raison, что пойманная аяч устыдилась очень и очень, только не совсем. Не в порядке вещей было то, что она, оправившись от первого испуга, начала меня бранить и бранить страшно… Мне суждено было глотать камни, глазам предназначено искривиться в довершение всех бедствий, долженствующих обрушиться прямо на мою голову, она назвала меня курносым казаком! (манка казак)”.
Внимание, с которым романтичный офицер относился к слабому полу разных народов, отличалось неподдельным любопытством и неизменным вниманием. Любовь к флирту (и умение флиртовать) так и сквозит во многих его описаниях.
Но это всё, так сказать, сторонние шалости молодого человека. А если серьёзно? В жизни Валиханова было три женщины, которые подпадали под определение “жена".
Жена первая: нелегальная
Первый эпизод относится к апофеозу Валиханова Кашгарской миссии 1858-59 годов. Когда переодетый “азиатским купцом” офицер под прикрытием торгового каравана проник в таинственный и закрытый Кашгар, правители которого увлекались в то время своеобразной восточной архитектурой - строительством пирамид из голов неугодных, в том числе иностранцев. Узнать про судьбу Адольфа ШЛАГЕНТВЕЙТА, немца на британской службе (чья голова стала маковкой страшного монумента), и была одна из задач миссии Валиханова (не основной!).
Устранивши по прибытии в Кашгар все пограничные и таможенные формальности, Чокан перво-наперво женился! Речь, разумеется, шла не о серьёзном выборе подруги и спутницы всей оставшейся жизни, а о так называемом “временном браке”, распространённом среди купеческого сословия и прочего командировочного люда “Малой Бухарии”.
Дабы мысли оторванного от родного дома были сосредоточены не на страданиях о разлуке, а на деле, здесь дозволялось брать себе жену на время пребывания на чужбине, так сказать, “во временное пользование”, возвращая ей при отъезде первоначальную свободу. Благо, обычное право в исламских странах максимально упрощало как процесс заключения брака, так и способ его расторжения, оставляя массу лазеек в юридической казуистике.
“Условие этих браков немногосложно: от мужа требуется одевать и кормить свою жену. В Хотане для того, чтобы приобрести жену, нужно сделать расходы на 1 руб. 50 коп. серебром на наши деньги. В Яркенде есть особый базар, где можно встретить женщин, ищущих замужества, и заключить условие; в Аксу и Турфане женитьба стоит дороже. Вследствие этого обычая, хотя представлена женщинам полная свобода выбора и чувств, но по отсутствию образований и понятий о чести проистекает неуважение к брачному союзу, и женщины в Восточном Туркестане не отличаются особенной чистотой нравственности.”
Как видно из приведённого фрагмента записок, Валиханов досконально изучил предмет (и прейскурант). Морализацию же можно списать на то, что предназначалось это уже не для себя, а для “демократически настроенного” русского читателя. Однако, думается, Валиханов, много наслышанный о достоинствах вечных кашгарских невест, воспользовался возможностью местных нравов не только ради конспирации. Слава уйгурок (тогда правда, народ этот называли по местам проживания), хотя они и не отличались “особой чистотой нравственности”, неслась из Кашгарии по всему Востоку. И грех было ему, исследователю Востока, упустить вариант такого близкого практического знакомства с этим экзотическим элементом местной жизни.
Но вот интересное замечание СЕМЁНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО о том, что “кашгарка, которую Чокан Валиханов, как мусульманин, по местному обычаю, взял себе в жёны”, могла рассказать не только про гендерные чудеса Кашгарии, но и поведать ему много ценных сведений о судьбе и казни Шлагинтвейта. Достойная подруга тайного агента!
Надо отдать должное выбору нелегала, жена действительно кое-что знала.
“Кашгарка, которую Чокан Валиханов, как мусульманин, взял себе в жёны, рассказывала, что чужеземец, которого вели мимо неё на место казни, был значительного роста, одет был в туземную одежду, но голова его была не покрыта, и длинные волосы развивались на ветру. Отрубленная голова Ад. Шлагинтвейта была поставлена наверху пирамиды, которую Валихан-тюре приказал соорудить из голов им казнённых людей.”
Валиханов покинул Кашгар в спешке. Оставив там и то, что принадлежало ему лишь временно - красавицу-кашгарку. Теоретически его оставленная супруга могла вынести из очередного брака не только приятные воспоминания. Вполне возможно, что где-то в Синцзяне и ныне живут безымянные прямые потомки Чокана Валиханова.
Жена вторая: чужая
Второй эпизод, отливающий воистину шекспировскими страстями, относится к 1862 году, когда вернувшийся из Санкт-Петербурга Чокан Валиханов некоторое время жил в ауле своих родителей. В это время он, просватанный за дочь султана Ахмета ДЖАНТЮРИНА, должен был выехать за невестой. Да не выехал. Причины тому были две.
Во-первых, Чокан не любил дочку Джантюрина, а она не любила его (зато полная симпатия царила между нею и братом Чокана Жакупом).
Во-вторых, Чокана страстно тянуло к другой.
“Другая” была простой служанкой матери, приносившая по утрам в его юрту чашку кумыса. По тому, как долго она там задерживалась, догадались, что простое услужение явно переходит границы. Пикантность истории добавляло то, что страсть Чокана была не девицей, а замужней женщиной, женой одного из теленгутов Валихановых.
Вот как вспоминает об этом Ишмурат ИБРАГИМОВ (земляк и приятель Валиханова, окончивший тот же Омский кадетский корпус после взятия Ташкента, адъютант генерал-губернатора Кауфмана и автор любопытных “записок”):
“В услужении матери Чокана была жена теленгута, а муж этой женщины, бедный, построил в конце аула кибитку и жил там… Вот эта служанка начала по утрам приносить в чашке, налитой самой султаншей, кумыс Чокану… Чокан мало-помалу влюбился в эту служанку… Умная мать очень скоро заметила, … тут началось у них охлаждение…”
И вот в одно злосчастное утро долгожданный кумыс Чокану принесла старуха. А предмет вожделения, от греха подальше, решено было спровадить вместе с мужем куда подальше. А пока поместили под стражу.
У отца с сыном состоялся крутой разговор. Когда Чокан заявил, что силой отобьёт возлюбленную, Чингиз пригрозил ему жестокой расправой.
“Отец и мать не на шутку рассердились на Чокана, … и велели объявить, что женщины этой нет и он более ее не увидит… Чокан объявил, что он не отпустит ее, разведет и женится на ней сам при всех…”
Компромисса достичь удалось во многом благодаря Жакупу. Было условлено, что теленгутку с мужем отправят не в дальний аул, а в Кокчетав. Куда чуть позже отправился и Чокан. Там первым делом призвали муллу, который сумел развести женщину с мужем. Для чего потребовалось участие почётных биев Кокчетавского округа и 200 рублей с лошадью в качестве откупных поруганному супругу.
Женщина (её имя так и затерялось в истории) обрела свободу, а Чокан… Женился на бывшей служанке матери? Вовсе нет. Некоторое время, правда, она прожила у него, но скоро наскучила и была отправлена обратно в аул, откуда увёз.
“Женщина эта жила некоторое время в его доме, спала с ним в одной комнате, но потом Чокан остался почему-то ею недоволен, и она уехала в аул его отца”.
Жена третья: законная
Самая настоящая (и единственная) жена Чокана Валиханова являет собой самое загадочное явление в его неординарной жизни. Ибрагимов вспоминает:
“Чокан уехал в Большую Орду, там женился на сестре полковника Тезека и умер в его ауле в 1865 г. Его овдовевшая жена была потом увезена братом его Якубом, который и женился на ней по киргизскому обычаю. Она была некрасивая, но умная женщина”.
И это, пожалуй, всё, что известно про эту женщину, которой суждено было красить последние дни великого казаха. Известно, правда, что её звали Айсары. И ещё то, что никакого свадебного тоя не было.
Правда, вскоре после смерти Чокана с вдовой Валиханова познакомился просвещённый чиновник А. К. ГЕЙНС, она не произвела на него особого впечатления:
“Вдова была, видимо, подавлена своим горем, но не ломалась и не хныкала. У неё очень доброе лицо.”
Кстати, бытует легенда, что первый ребёнок Айсары, рождённый уже у Жакупа, был от Чокана. Никакими реальными сведениями легенда не подкреплена. Айсары через какое-то время развелась с Жакупом…
…Валиханов умер 10 апреля 1865 года у подножия Алтынэмельского хребта, в ауле своего новоприобретённого родственника султана Тезека. Умер на пороге своего 30-летия, на самой границе двух империй, сыгравших такую роль в его жизни – Российской и Цинской. Смерть его со временем обросла слухами и породила множество вопросов. Так всегда бывает, когда умирает молодой и энергичный человек, пусть даже и тяжело болевший. А тем более, когда речь о такой таинственной и харизматической личности, какой остался в памяти современников Чокан Валиханов.
Иллюстрации: рисунки Чокана Валиханова, картина Кастеева "Шокан Уалиханов".
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!