Разрешительной документации для бизнесменов в Казахстане станет меньше, а нормативных правовых актов - больше
Государству надой уйти с рынка, а активы приватизировать
Государственные органы ничего не делают для продвижения продукции казахстанского бизнеса за рубежом и увеличивают административную нагрузку на него, убеждены депутаты парламента.
А Министерство национальной экономики, тем временем, уверено: частный сектор в стране развивается успешно и способен решить проблемы самозанятых казахстанцев с низкими доходами.
Полярные мнения звучали в понедельник, 27 марта, в мажилисе, где в рамках правительственного часа министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ рассказал о стимулировании государством частной инициативы в стране.
Одним из основных инструментов государственной помощи министр считает уход государства с рынка и приватизацию различных активов, в том числе – в квазигосударственном секторе.
- У нас комплексный план приватизации был до 2020 года, глава государства поручил нам сдвинуть этот план на 2018 год, и, соответственно, все предприятия, которые есть в списке, это порядка 800 предприятий, за исключением крупнейших, будут приватизированы до конца следующего года. <...> Это снизит долю участия государства, — сообщил Сулейменов.
- Но до тех пор, пока у нас есть крупные активы, доля участия будет значительной, — признал он, что без дробления доли нацкомпаний государство будет по-прежнему основным игроком на многих рынках страны.
Планы по разгосударствлению всего и вся депутатский корпус выслушивает уже не в первый раз, но вопросы, что приватизация может дать бизнесу и для чего ему приобретать новые активы, если и действующие реальной поддержки по продвижению своей продукции за рубежом от госорганов не получают, - остаются открытыми.
25 процентов в ВВП приносит малый бизнес
Тимур Сулейменов видит потенциал для бизнес-среды в самозанятых гражданах, которые составляют сейчас почти четверть от общего числа экономически активного населения Казахстана.
- Структура экономически активного населения страны характеризуется высокой долей самозанятых — 24% с низким уровнем дохода, из числа которых 42% имеют только среднее общее или начальное образование, — сказал министр. — Численность самозанятых и безработных с доходами ниже 60 тысяч тенге (меньше 200 долларов) составляет 853 тысяч человек, из них в сельской местности проживают 716 тысяч человек. Мы полагаем, что именно эта категория граждан может стать дополнительным источником развития малого и среднего бизнеса, — подчеркнул он.
Сейчас, по информации министра, из 17 миллионов казахстанцев в секторе малого и среднего бизнеса заняты чуть более трех миллионов человек, которые обеспечивают долю в ВВП порядка 25 процентов.
- Главой государства поставлена задача довести этот показатель к 2050 году до 50%, — сказал Сулейменов. — Согласно мировой статистике, навыки для занятия бизнесом имеет только 12% мирового населения, и выполнение поручения главы государства должно осуществляться не за счет формального роста количества предприятий, а за счет повышения качества производимой продукции, оказываемых услуг действующего бизнеса", — добавил он.
Социальный налог требуется урезать
Какое качество может привнести самозанятое население, которое сейчас не может найти работу с оплатой свыше 60 тысяч тенге – никому не ведомо, разве что самому Министерству национальной экономики.
Более или менее ясно, как оно собирается минимизировать рост налоговой нагрузки на бизнес (под налоговой нагрузкой в данном случае подразумеваются еще и затраты предпринимателей на обязательные социальные выплаты за своих работников).
- Нагрузка на фонд оплаты труда, исходя из тех решений, который приняты по пенсионному обеспечению пятипроцентному, по оплате социально-медицинского страхования, она будет расти, — признал Сулейменов. — Это нас не столько тревожит, сколько заставляет задумываться, как ее сокращать. И в рамках разрабатываемого налогового кодекса мы будем думать о том, какие элементы налоговой нагрузки можно снизить. Пока единственный элемент, который можно снизить без общественного перебалансирования пенсионной системы, медицинского обеспечения — социальный налог. Возможно, будем думать о его снижении.
Между тем, по мнению мажилисмена Нуртая САБИЛЬЯНОВА, правительству следует озаботиться снижением не только и не столько налоговой, сколько административной нагрузки на казахстанский бизнес.
Декларируя снижение нагрузки в одной части, власть увеличивает ее в других сферах взаимоотношений с бизнесом.
- За последние пять лет количество разрешительных документов было сокращено в три раза. При этом количество принятых за этот период нормативных правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса, наоборот, увеличились в 1,7 раза, из которых 85% — это акты акиматов и маслихатов, — привел пример "компенсации" мажилисмен.
Кроме того, по его сведениям, сегодня предпринимателям предъявляются более 28 тысяч требований, а по республике контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство.
- Госорганы предпочитают жесткое регулирование, неохотно идут на упрощение разрешительных процедур и снижение требований к деятельности предпринимателей: по данным Министерства национальной экономики, в 2016 году каждый четвертый документ, а это 85 тысяч заявлений на разрешение, рассматривался с нарушением установленных сроков. В целом по результатам проверок 10 госорганов допустили более 1,5 тысячи нарушений прав субъектов предпринимательства, — добавил Сабильянов.
Естественно, что при таком подходе цели господдержки малого и среднего бизнеса по его развитию недостижимы, в связи с чем депутат предложил сосредоточиться на двух задачах: продолжить работу по снижению адмнагрузки на бизнес и упорядочить действующие программы по мерам господдержки предпринимательства, объединив их в единый документ. Этот документ мог бы называться "Дорожной картой предпринимателя" и курироваться одним ведомством.
Источник: ru.sputniknews.kz
Фото: kapital.kz.