
На обсуждение инициативы президента отводится один год, а в 2027 году вопрос может быть вынесен на референдум
В своем послании народу Токаев анонсировал новую политическую реформу — упразднение сената и переход к однопалатному парламенту. Как будут реализовывать эту реформу, объяснил известный казахстанский политолог Газиз Абишев.
Известно, что на обсуждение этой инициативы отводится год. Раньше политические события такого уровня проводились рывковым способом: либо внезапно собиралось совместное заседание Парламента и в один день принимался судьбоносный документ. Либо объявлялись и день в день проводились внеочередные выборы.
«Теперь есть время все детально обсудить. Тут два блока. Первое - нужна ли палатная оптимизация (тут в целом возражений у широких масс, скорее всего, не будет). Второе - конкретные параметры Парламента. Сколько будет мандатов, срок мандата, каков будет барьер прохождения, каков механизм распределения мандатов, кто будет выдвигать спикера, какими полномочиями будет обладать сам Парламент и другие. Это детали, которые можно и нужно скрупулезно обсудить в течение года», - рассказывает Абишев.
Конечно, мажоритарная и пропорциональная системы имеют свои положительные и отрицательные стороны.
К числу аргументов в пользу пропорциональной системы можно отметить следующие:
– снижается число «потерянных голосов». В одномандатных округах в Мажилис проходит победитель, те, кто за него голосовал, представлены. А те, кто за него не голосовал, не представлены. Их голоса пропадают;
– сохраняется возможность прохождения электорально уязвимых групп через квоты. Как правило, в мажоритарных округах проходят представители патриархального ядра. Из 29 депутатов-одномандатников 27 - мужчины казахи среднего и старшего возраста. Мусралимова и Нұрым - казашки среднего возраста. В пропорциональной системе работают квоты, нацеленные на приучение электората к разнообразию кандидатов;
– укрепляется мотивация для партийных проектов. Лидеры оппозиционных партий сейчас, скорее всего, празднуют – повышается их значимость. Больше потенциальных мандатов для распределения. В некотором смысле – повышается инвестиционная привлекательность политических партий.
Предстоит взвесить все за и против чистой пропорциональной системы, оправданности сохранения частичной мажоритарности, а также детальные параметры нового формата Парламента.
«Конечно, новый однопалатный Парламент может оказаться довольно сильным по полномочиям. Ведь сейчас Мажилис утверждает премьер-министра и согласовывает состав правительства. А Сенат утверждает руководителей непосредственно подчинённых президенту органов вроде КНБ, Генеральной прокуратуры. Утверждает судей Верховного суда. Обе Палаты назначают членов Конституционного суда», - напоминает эксперт.
По его словам, в случае слияния все эти решения будут принимать единая Палата. То есть - партийное большинства в единственной Палате Парламента. А учитывая, что выборы будут проводится только по пропорциональной системе - ключевые решения будут оставаться за партийным руководством, которое контролирует мандат партийного депутата.
«Другими словами, существенно возрастает роль партийного лидера партии, добившегося большинства в Парламенте. И чем крепче это большинство - относительное, абсолютное или конституционное - тем сильнее позиции партийного лидера. В ситуации, если сохранится произвольный порядок распределения мандатов и какая-то партия заберет более двух третей от общего числа мандатов, и председатель партии решит сам идти в Парламент на должность спикера - он будет играть одну из решающих ролей во всем государстве», - подводит черту политолог.
Фото: Gov.kz