
Джамбульская девчонка прошла путь от штукатура-маляра до корпоративного секретаря "Разведка добыча КазМунайГаз"и бросила все ради кино
Как юная казашка стала финдиректором топовых американских компаний и придумала образ для 15-летней Алсу
Айка АЛЕМИ, закончив школу с медалью, затем два года работала штукатуром-маляром, потому что решила, что будет учиться только в МГУ, где был огромный конкурс. На третий год, сдав первый экзамен и увидев четверку, она, единственная из всех абитуриентов, подала на апелляцию и добилась пятерки. Затем ее вызывали в постпредство Казахской ССР и просили поучиться в КазГУ, потому что квота понадобилась сыну казахстанского партийного деятеля. Не вышло, пришлось тому сынку выбивать дополнительное место. На их факультете политэкономии преподавали ГАЙДАР и АГАНБЕГЯН, ЯВЛИНСКИЙ и ЛИВШИЦ, ПРИМАКОВ и АУЗАН. На четвертом курсе Айка отправилась к замминистра народного образования уже ставшего независимым Казахстана Рашиду САРСЕНОВУ и уговорила того написать письмо в МГУ с просьбой разрешить ей закончить университет экстерном. Сдавала разницу в 18 предметов, уже работая к тому времени в одной из крупнейших в мире аудиторских компаний Arthur Andersen, входившей в "большую пятерку".
- Я же пришла в МГУ с хорошим английским, выигрывала областные олимпиады в Джамбуле, - рассказывает Айка. - На первом курсе за два месяца испанский, потом французский. Потом у меня был друг из Польши, я общалась с поляками, выучила польский. В мае 1993 года в МГУ была ярмарка вакансий, приехали международные компании, я разговорилась с HR-директором Arthur Andersen, меня повели к управляющему партнёру, он спрашивает: "У тебя столько языков, а немецкий за сколько выучишь?" Я ответила, что за два месяца. И пришлось одновременно сдавать два десятка экзаменов, писать диплом и работать специалистом налогового отдела, уча немецкий. Мне наняли преподавателя из МГИМО, приходил три раза в неделю, в восемь утра. Так началась моя карьера.
После Andersen Айка работала налоговым аналитиком в мировом химическом концерне DuPont de Nemours, который делает лайкру. В 25 лет, имея казахстанский паспорт, стала финансовым директором в одной из компаний американской USWEST, отвечала за все 12 предприятий сотовой связи, которые на тот момент были открыты компанией в России. Параллельно, первой из граждан стран Центральной Азии, поступила в Duke University в топовую школу бизнеса Fuqua, которая готовит первых руководителей для крупных корпораций. В честь Айки Алеми эта школа специально купила и повесила огромный флаг Казахстана, а казахстанка организовала клуб выпускников Fuqua.
- У меня был водитель, двухэтажная квартира в центре Москвы, приходила горничная убираться. Это мне в 25 лет выпала такая доля. Когда я работала финдиреткором в Universal Music Group, мой начальник, генеральный директор, при съемках рекламы стал интересоваться моим мнением – какой кадр взять, хотя это не моя была епархия, И когда снимали клип для 15-летней Алсу, её дизайнеры тоже со мной советовались.
Я же всегда любила искусство и до своей карьеры кинодеятеля хорошо в нем разбиралась. И вот на этом фоне-то и произошла моя встреча с человеком, который мне помог уйти. Это был режиссер из Лос-Анджелеса Дэвид РОЗЕНТАЛЬ, который приехал в Москву - ему заказали сценарий про свою молодость американцы трейдеры, которые то время, в девяностые, напрямую заходили к НАЗАРБАЕВУ, АКАЕВУ, ЕЛЬЦИНУ, помогали продавать нефть. Рабочее название фильма было "Чёрное море", он так и не вышел. Я по просьбе своей приятельницы, которая сейчас стала женой губернатора Калифорнии, три дня помогала Дэвиду, организовывать разные встречи, советовала – с кем ему еще нужно поговорить, и он спрашивает: "А ты чем вообще занимаешься?". Я начинаю надувать щёки: "Ну в смысле! Я финансовый директор!" Он говорит: "Бросай эту работу, поехали в Лос-Анджелес, будешь продюсером". Где я тогда была и где продюсер! Он: "Музыкальный продакшен ты знаешь, презентации делаешь – рот открываешь, тебе сразу хочется денег дать. В-третьих, ты сама творческая". Я удивляюсь: "Я творческая?". А мы с ним друг другу цитировали ВЕРЛЕНА, АПОЛЛИНЕРА, Шарля БОДЛЕРА, всех поэтов-символистов. Дэвид по первому образованию поэт и работал в New York Magazine с Джорджем ПЛИМПТОНОМ, а Джордж дружил с ХЕМИНГУЭЕМ и Фрэнсисом Скоттом ФИЦДЖЕРАЛЬДОМ. Золотая пора американской литературы. И он говорит: "Ты знаешь, кто такой Норман МЕЙЛЕР, и сидишь финансовым директором, ты дура вообще?".
Я не уезжаю с Дэвидом, но это зерно попадает в хорошую почву. И так как я человек академический, привыкла все учить, то везде, куда бы ни поехала, начинаю покупать книги по истории кино, теории кино, как снимать сценарий, как продавать фильмы, как работать с актёрами. Я прочитала "Монтаж" ЭЙЗЕНШТЕЙНА, лекции по кинорежиссуре ТАРКОВСКОГО. И поняла - это же работа мечты. Ты целыми днями общаешься с творческими людьми - писателями, режиссёрами, сценаристами, актёрами, читаешь книжки твои любимые, потом их экранизируешь. Хожу такая и думаю: куда поступать? И решаю, что нужна американская киношкола.
Как первый корпоративный секретарь Казахстана и всех стран Центральной Азии боролась с детишками из главных семей РК
- Но поехали в Казахстан.
- Да, это был 2006 год, меня нашли по глобальному поиску и сделали хорошее предложение, потому что АО "Разведка добыча КазМунайГаз" выходило на Лондонскую биржу и им нужен был корпоративный секретарь. Я была первым корпоративным секретарем в Казахстане, отвечала за выход на биржу, за реформу корпоративного управления, совет директоров, собрание акционеров, в общем, за корпоративное управление. Меня взяли по конкурсу, 55 человек на место со всего мира. Там я проработала до 2009 года. Мы вводили понятия корпоративное управление, корпоративный секретарь, независимый директор в закон об акционерных обществах. Я получала рейтинг корпоративного управления для АО и повысила его на три с половиной пункта за полгода. Самый высокий рейтинг корпоративного управления был в этой компании. Пришлось проявить характер, потому что меня научили в американских компаниях, что надо шагать прямо, не отклоняясь ни вправо, ни влево.
- А что, пытались подкупить? Чтобы вы что сделали?
- Ну, не подкупить, а уговорить - подмахни, типа, мы же уже обо всем договорились, ты знаешь, чьи мы родственники? Я отвечала, что чьи родственники - знаю, видела фамилию и отчество, но пока не будет правильно составлена пояснительная записка, сделана нормальная презентация, вопросы просто не выносятся на совет директоров. Там же шла речь о миллионных сделках, принимались серьезные решения от инвестиций до разведки и бурения, было три независимых директора из Лондонского сити - уважаемые во всем мире люди, такие монстры, корифеи. А они мне говорили, что я торможу процесс, совет директоров же проходит очно только шесть раз в году. А я отвечала, что это же моя работа. Я отвечаю, чтобы мы вышли на биржу, чтобы у нас был высокий рейтинг. Они пытались саботировать, через мою голову прыгать, писали на меня жалобы генеральному директору. Потом они ко мне приходили, просили: "Пожалуйста, научи". Я, как учительница, объясняла: сначала делаете вступление, потом описываете проблему, следом пишите варианты решения, потом заключение, ссылаетесь на устав, на закон об акционерном обществе.
Когда я уезжала из Москвы в Казахстан, московские казахи мне говорили, что меня с моим характером либо сразу выкинут, либо сожрут. Я сказала, если я в Москве в международных компаниях выжила, то мне уже ничего не страшно. В Казахстан я ехала за карьерой. Но в 2009 году уже хотела точно поступать в киношколу. Я же еще ребёнком уехала из Казахстана, а когда снова встретилась со своей землёй, услышала казахскую речь, увидела наших людей, какие они добрые, то поняла, что мои фильмы будут о Казахстане. Я, которая говорила на шести языках, не говорила на казахском, только понимала немного. Стала его учить, слушать музыку, погружаться в культуру. И меня так это вдохновило!
Все, план обрел конкретику. Но еще на год я оказалась в Кашаганском проекте главным советником. В это время взяла рассказ своего дяди, написала сценарий, сняла учебный фильм, послала его в лучшие американские киношколы. И меня пригласили в Maine Media College, где преподают члены американской киноакадемии, которые на Оскаре голосуют. Иду к своему шефу - заместителю генерального директора Кашаганского проекта, сообщаю, что собираюсь уходить. Он спрашивает: "У тебя с головой-то в порядке? Ладно, иди, учись, я пока место твоё держу". Ну, думает, тётка психанула, наверное, надо ей съездить, отдохнуть. Я сказала, что не надо держать место. После первого семестра зашла к нему, он говорит: "Знаешь, вот твой поступок меня заставил задуматься, а я зачем живу? Зачем работаю? Для детей? Для себя?"
Что делать, когда не знаешь – куда идти дальше
- И ни разу не хотелось вернуться?
- Когда после успешной карьеры в корпорациях я написала свою первую сцену, взяла первое видеоинтервью, снялась в первых фильмах и фотосессиях, с меня как будто спала целлофановая пленка. Из зрительского кресла в темном зале я попала на ярко освещённую сцену. Я перестала быть наблюдателем, а стала героем своей жизни. Что-то во мне распаковалось, раскрылось, расправилось, и уже было не сложить это аккуратно, как было раньше, и не спрятать назад в коробочку. Мне повезло стать партнером представителя в Центральной Евразии University of the Arts Lindon - университета мировых звезд креативных индустрий, культуры, искусства. Мой бывший шеф из Universal Music Group Дэвид ДЖАНК предложил вместе работать над проектом, который он делал в Украине – "Американский шанс". Он заключается в том, чтобы создать девичью или мальчиковую группу из Центральной Азии или Казахстана – кто первым даст денег, и раскрутить ее в мировых звезд. Еще он написал книгу о своей работе в российском отделении Universal под названием "Раскачиваем Кремль", и я помогаю ее экранизировать. Марку одежды сделала, фестиваль современного искусства сделала, фестиваль музыки сделала, школу открыла, инкубатор открыла. Пишу монографии и статьи для лондонского издательства Routledge, журналов Forbes Kazakhstan и Elle Kazakhstan. Преподаю личный бренд, бизнес для креативных индустрий, биохакинг, как стать полиглотом и историю современной культуры и искусства. Четыре базовых курса, которые упаковывают личность.
Вначале поймёшь, кто ты, потом монетизируешь и свой бизнес построишь, наполнишься ресурсами, энергией, здоровьем, откроешь для себя глобальные грани, выучив любой язык, который тебе нужен. Надо тебе казахский, выучишь казахский, надо английский, китайский, да, любой, выучишь их. Простые, но действенные советы. Просыпаешься утром и упоминаешь вместе с учителем имя Бога, это называется двойная звуковая медитация. Просыпаешься утром, обязательно чистишь зубы, принимаешь омовение, выпиваешь тёплую воду, чтобы пошла энергия, садишься либо в лотоса, либо на колени, ставишь голос учителя и повторяешь за ним молитву или мантру. Это не религиозная практика, это просто, можно сказать, упражнение, как бицепс накачать, закон физики, чтобы войти в поток. Ты повторяешь короткую молитву, которая обязательно содержит имя Вселенной, Всевышнего, как угодно. Можешь выбрать Иисуса или Аллаха, или Кришну, или Заратустру. Разные имена, разные умонастроения - где-то это смирение, где-то раскаяние, где-то восхищение, понимаете? И ты вот это имя Бога повторяешь вместе с учителем - старшим человеком, который продвинутее тебя, святой человек, монах, попадаешь на его более высокую вибрацию, у тебя очищается сознание, и ты уже чувствуешь какие-то вещи. У тебя, можно сказать, накапливается духовная валюта и открываются разные двери.
В каждом есть искра гениальности, маленькая частица Бога. И когда мы эту частицу активируем, нам подскажут – чем заниматься, сразу придет знание. Мне куча идей приходит во время медитации. А еще когда ты на перепутье, не знаешь – куда идти дальше, нужно просто вспомнить, что тебе нравится. Да, да, надо вспомнить, что ты можешь делать вечно и что, естественно, принесёт пользу людям. Надо просто себя услышать. Мне мама рассказывала: "Ты училась в физматклассе, была старостой, а когда уехала в Москву, я открыла твой стол и нашла перекроенные блузку с пиджаком". Мне нравилось что-то придумывать, я всегда была творческая, просто не знала этого.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!