Что нужно, чтобы открыть успешную частную школу в провинции, рассказал человек, первым в стране придумавший государственно-частное партнёрство
В условиях острой нехватки школ павлодарские власти, со скандалом закрывшие в 2017 году школу "Стикс", ставшую первым в стране успешным примером ГЧП, теперь призывают бизнесменов открывать как можно больше частных учебных заведений. Но если дорогие частные школы Алматы и Нур-Султана со стоимостью обучения одного ученика до 8 миллионов тенге в год блистают высококвалифицированными иностранными педагогами и партнерами, Кембриджскими программами и международными сертификатами о среднем образовании, то какова перспектива создать успешное учебное заведение у регионального бизнеса? Чем провинциальная частная школа могла бы заманить родителей, если у нее явно не будет таких материальных ресурсов, чтобы работать в партнерстве с Haileybury and Imperial College? В чем был секрет успеха Юрия СТЕПКИНА, открывшего в 1992 году свой "Стикс", имея за плечами опыт фарцовщика и гендиректора торговой фирмы мясокомбината с 10 классами образования?
- Я с 9 класса занимался спекуляцией. Ездил в Новосибирск, Бердск, скупал у несунов, которые воровали на своем предприятии, головки для стереомагнитофонов по цене ниже отпускной, привозил их в Павлодар, зарабатывал много денег, - рассказывает Степкин. - В 90-е годы, работая на мясокомбинате и открыв в Павлодаре несколько видеосалонов, был очень обеспеченным человеком. В 1991 году в Павлодар приехал архиепископ Астанайский и Алматинский Алексий, я организовывал угощение, мы оказались за одним столом, подружились. Он сказал – заработаешь к концу жизни много денег, а когда умрешь, тратить, пропивать и драться из-за них будут твои родственники. Не собирай сокровищ на земле, собирай их на небе. А еще тогда же мне попалась книга Владимира ЦВЕТОВА "Пятнадцатый камень сада Рёандзи". Там, кроме прочего, рассказывается об одном из вузов Японии, чьи выпускники пожизненно носят значок своего университета и, не зная друг друга, встречаясь, ведут себя как братья, стараясь помочь всем, чем нужно. У меня родилась тщеславная идея создать школу, ученики которой бы помогали друг другу. Сначала арендовал часть кабинетов в других школах, в 1994 году продал три машины, две дачи, отремонтировал заброшенное здание детского садика, и мы переехали в собственное здание. И сейчас выпускники "Стикса" по всему миру. Саша ТЕПЛОВ в НАСА, Айгуль АМАНДУЛАЕВА – международный администратор министерства обороны Объединенных Арабских Эмиратов, многие работают в крупных европейских фирмах. Многим могу позвонить, зная, что никогда не окажут в просьбе. И правило наше работает - к тебе приехал выпускник "Стикса", ты его знать не знаешь, но должен принять и помочь.
- То есть любой человек с деньгами и предпринимательской жилкой может создать успешную школу?
- Успешная школа – это кадры. "Стикс" создавался в 1992 году, а до этого я две партии педагогов, 21 человека, за свой счет свозил в Санкт-Петербург в школу "Деловая волна". В 1993 году два моих ребенка занимают первое место по французскому языку на республиканской олимпиаде. В том же году выстреливает компьютерная программа по изучению английского языка на первой в Казахстане выставке-ярмарке, где была представлена 471 программа.
Учителя были фанатами своего предмета. Я и платил хорошо. Защищал своих учителей. Когда Арын (аким области Ерлан АРЫН – О. В.) заставил учителей города развешивать на балконах домов баннеры "Нур Отана", я своих не пустил, а его назвал "осенизатором". Так и спросил в управлении образования - кого осенило? Главного осенизатора области? А почему не сотрудники нефтезавода баннеры вешают, их трогать - кишка тонка? Аким рассвирепел, долго возмущался. Был в Павлодаре такой сильный филолог Михаил Зиновьевич ШЕЙНИН, он сейчас в Австралии живет. Учителям много месяцев не платили зарплату, а у него мать с отцом были лежачие, он из-за этого не женился. Должен был платить сиделкам, а денег нет. Тогда Шейнин возглавил стачечный комитет, и руководитель облоно велел его уволить, а если кто-то возьмет на работу, уволить директора. Звоню Михаилу Зиновьевичу, спрашиваю: вас уже уволили? Давайте ко мне. Он – и вы меня возьмете педагогом? Я отвечаю – нет, завучем, с сегодняшнего дня. К сожалению, для того, чтобы сегодня были такие учителя, как Шейнин, нужно было думать о качестве высшего педагогического образования в стране лет 20 назад. Даже я выезжал на старых кадрах, которые уже на пенсии либо уехали жить в Канаду и Америку. А то три выпускника одного из частных павлодарских вузов, выучившиеся на педагогов, написали статью для газеты "Синица по цене журавля" о том¸ что не надо ехать в Россию, и дома хорошо учат. Я с моими 10 классами в ней насчитал 27 орфографических ошибок, не считая пунктуационных.
- То есть вы с сомнением относитесь к возможности открывать перспективные частные школы в Павлодаре? Есть смысл бизнесу влезать в это ГЧП, если в других отраслях оно пробуксовывает?
- Пробовать надо, чтобы остановить отток населения в поисках более качественного образования для детей. Но это же очередная хитрость государства – мы вам разрешили, а вы ворочайтесь сами – получится, не получится. Государству удобно скинуть с себя обеспечение школ – коммунальные платежи, ремонт, покупку мебели. Мне бы хотелось, чтобы они были, но не отличались от государственных только хорошим питанием. Школа была для меня новым делом, я сам учился. Один из профессоров подсказал: дети должны бегать, беситься, выплескивать энергию. В "Стиксе" шли бои подушками, я регулярно вывозил всех на природу – учителей, детей, родителей, баранов, казаны. У нас был свой остров, у каждого класса – свое место на нем. 11 класс уходит, на это место приходит первый класс.
Вообще мы постоянно что-то внедряли и экспериментировали. Как-то собирали в Москве директоров продвинутых школ стран СНГ. Я там познакомился с директором земской гимназии из Московской области. Он мне говорит – посмотри фильм "Обездвиженность – болезнь цивилизации". Посмотрел, поразился. Оказывается, физиологически человек не должен долго сидеть, только стоять, ходить, лежать. Позвоночник у нас к этому положению не приспособлен. В фильме академики, доктора, космонавты убедительно, на примерах, рассказали, чем грозит наше многочасовое сидение! Недаром в старые времена люди писали, работали в основном стоя за конторками, посмотрите фильмы про того же Петра I. Вот и мы изготовили сначала по одной конторке на класс, потом по три-четыре. Ученики стали чуть не драться из-за очередности постоять на уроке.
Поскольку дети в основном учились из обеспеченных семей, я их приучал к благотворительности. Делали благотворительные обеды – возле мечети, возле Благовещенского собора, на площади напротив акимата, и так далее. Были белые халаты, белые перчатки, раздавали плов с бараниной, чай.
На входе у нас была бегущая строка, где шли поздравления с днями рождения и напоминание: "В нашей школе никто никого не обижает. Старшие – младших, учителя – учеников, мальчики – девочек, сильные – слабых, директор школы – вообще". Упаси Господь, увижу какого-то плачущего ребенка. Есть возникала какая-то проблема, допустим, пришел новый мальчик, хулиганит, все его боятся, или педагог неправ, я всех заводил в кабинет и рассаживал по одному за партой спина к спине. Выдавал одинаковые листки и ручки и просил – пишите все, что думаете про этого педагога, анонимность гарантирую, можете печатными буквами, чтобы по почерку никто не узнал. Если многие писали, что педагог обижает, тот уходил из школы по собственному желанию.
- То есть частная школа хороша тем, что в ней можно отойти от шаблонов?
- Главный секрет – в школе должно нравиться. Тогда и желание учиться появляется. Если уж вы открываете частную школу, сделайте так, чтобы ребенок туда рвался даже на каникулах. Частная школа дает для этого больше свободы. Комфорт это тоже немаловажно. Но главное, заставить полюбить школу. Я всегда говорил: "Не ты нужен школе, а школа тебе, чтобы ты по жизни потом был успешным человеком, зарабатывал много денег, в этом нет ничего плохого".
- Частные школы родители в регионе в основном рассматривают не для дальнейшего поступления в Оксфорд, а либо потому, что это престижно и удобно, либо ребенок трудный, и в государственной школе с ним возиться не хотят.
- Были дети, от которых все отказывались, а у нас приживались, потому что остальных детей мы всегда учили, что нужно быть добрее. Как-то в область приехал работать американец. Какой-то тепловик, по всему миру ездил, а жена из нашего села Павлодарское. Привели своего мальчика во второй класс. Тот подойдет к учителю, обнимет испуганно за ногу и держит. Оказывается, он не родной, рос в детдоме, его до этого американца оттуда четыре раза забирали, а потом отдавали назад – мальчик был необычным. И таких детей мы выправляли. Послал двух педагогов – завуча и учителя английского языка в Израиль поучиться. Вернулись в восторге, говорят: "Юрий Иванович, как они к аутистам относятся!". Позвонил, договорился – приезжайте, проведите у нас семинар. Заплатил, собрал по Казахстану с каждого города по два-три человека, а также мамочек из Новосибирска, Омска, Барнаула. Как раз перед этим у меня на гастролях была Эвелина БЛЕДАНС со спектаклем "Любовь по-итальянски", разговорились, у нее же младший сын – аутист. Она услышала про наш семинар, попросила - Юра, возьми моих пять мамочек. Пришлось и их приглашать. А мы-то проводили все инкогнито, потом управление образования узнало, как перепугалось!
- Ходили легенды, как вас боялись не только чиновники от образования, но и уличная шпана, отбирающая у школьников деньги, ставящая их на счетчик.
- Школа была платная, за бортом их пытались грабить, я оберегал. Сам однажды двоих поймал, лбами стукнул, потом мне за это предъявили. А что им, талоны на усиленное питание? Начальник УВД у меня в частном спорткомплексе в волейбол играл, в бане парился, я попросил – поставьте пост, чтобы, кто подходит чужой к школе старше 15 лет мужского пола – хватать и обыскивать. Питанием полицейских обеспечил. В первый же день у одного нож нашли, у другого анашу в кармане. В результате всех гопников в округе приучил – к "Стиксу" подходить нельзя.
- А теперь скажите – почему нынешним региональным бизнесменам может быть интересно ГЧП в школах?
- Если с целью заработать, то они разочаруются. А вот кто верит в эту страну, хочет сделать хорошее дело, помочь стране, чтобы остановить миграцию, заработать очки перед всевышним, тому стоит попробовать. Педагог, как и врач, это профессия для таких людей. У меня своих детей нет, я никогда не был женат, а по миру теперь много выпускников, которым я дал толчок в жизни. Они меня помнят и ценят, и перед всевышним я какие-то очки заработал, я верующий человек.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!