Почему государственные служащие не декларируют банковские кредиты
Государство выделяет 130 миллиардов тенге на рефинансирование кредитов ипотечных заемщиков. Более 20 тысяч заемщиков смогут снизить процентные ставки по кредитам, перевести займы в тенге и избавиться от пеней и штрафов. При этом только около 5 тысяч из них относятся к категории социально уязвимых слоев населения. Тогда кто же оставшиеся 15 тысяч человек, включенные в программу государственной помощи? Можно предположить, что среди тех, кто получит помощь от государства, окажется немало госслужащих, поскольку по существующим правилам, займы, полученные чиновниками, не вносятся в декларацию о доходах. Правильно ли это? Одно дело, когда государство спасает заемщика с единственной квартирой на окраине, и совсем другое – когда помощь получает высокопоставленный чиновник, владеющий дорогим пентхаусом в престижном районе. Но при этом мы не знаем, какие кредиты берут государственные служащие. Мы обратились к юристам, общественным деятелям и политикам с вопросом, нужно ли законодательно обязать государственных служащих декларировать банковские кредиты.
Амиржан КОСАНОВ, политик:
- Думаю, что каждый человек должен сделать свой выбор: или он будет частным лицом, или чиновником. Первый статус дает право на личную жизнь, которую можно защитить законом. А вот вступая на чиновничью стезю, образно говоря, переходя на полное государственное содержание, человек должен понимать, что становится объектом пристального внимания со стороны общества, которое его содержит. В этом смысле все его доходы и расходы должны быть максимально прозрачны и доступны для общественности. В том числе и его банковские кредиты, ведь они обеспечиваются его доходами и имуществом. А если не согласен с таким подходом - уходи с госслужбы! Иначе возникнут вполне логичные вопросы относительно соответствия доходов и расходов, а ответы могут иметь разные составляющие, в том числе и коррупционные.
Сергей УТКИН, юрист:
- Еще несколько лет назад в декларации присутствовала строка по займам - госслужащие должны были раскрывать все займы, которые у них имеются на
момент заполнения декларации (как у заемщиков), а также займы, которые они предоставили другим лицам (как заимодатели). Потом почему-то займы исключили. Обязательно надо вернуть. В моей практике был случай: супруга одного высокопоставленного госчиновника якобы взяла в долг сумму около миллиона долларов и якобы дала ее одному предпринимателю. Предприниматель получение денег отрицал, расписки не было, а "наезд" супруги чиновника объяснял рейдерским захватом. Так вот, в декларации (а супруги чиновников их тоже сдавать обязаны) про займы - ни слова. Так еще выяснился нюанс - заем супруге чиновника предоставляла компания, которая находилась в определенной степени под надзором ее мужа. В общем, клубок злоупотреблений с этими займами. Под них можно камуфлировать взятки и все, что угодно. Поэтому не только банковские займы нужно декларировать, а вообще все.
Олеся ХАЛАБУЗАРЬ, общественный деятель:
- Если говорить о Казахстане, то сами государственные органы должны проверять своих служащих на наличие этих кредитов, знать, какой они делают ежемесячный платеж, чтобы видеть, могут ли они со своей зарплатой выплачивать кредит. В этом случае автоматически встанет вопрос о декларировании доходов супруги и других членов семьи, чтобы проверить платежеспособность. У нас декларации сдают, но их не проверяют. Если бы были контроль и анализ деклараций, то выяснилось бы, что очень многие госслужащие имеют ненадлежащее имущество. Под ненадлежащим имуществом я имею в виду то имущество, которое человек не мог приобрести со своего дохода на госслужбе. Я живу по соседству с госслужащим, у него особняк за полмиллиона долларов. И он меня уверяет, что ему пришлось продать несколько квартир, чтобы приобрести этот особняк. А откуда у него несколько квартир?