Просьба местных перевозчиков увеличить в несколько раз субсидии вызвала неоднозначную реакцию
Совсем недавно владельцы автобусных парков добились выплаты долгов по субсидиям, выделенным на 2021 год. Однако, напомним, озвученная сумма крайне удивила общественников, которые заявили, что это непомерная нагрузка на местную казну. Мол, изначально думали тратить 350-400 млн тенге, а выходит едва ли не в два раза больше.
Теперь же перевозчики Петропавловска попросили увеличить сумму субсидий до 3,5 миллиардов тенге за счет республиканского бюджета. На встрече с депутатом мажилиса парламента РК Дмитрием КОЛОДОЙ, побывавшим недавно в регионе, они заявили, что именно столько им нужно, чтобы отработать нынешний год без долгов.
"Председатель Ассоциации "СКО Автотранспортный союз" Галина СЕМЕНОВА рассказала, что в прошлом году перевозчики Петропавловска приобрели в лизинг автобусы, - рассказал в социальных сетях мажилисмен Дмитрий КОЛОДА. - Кроме этого, компании вошли в электронную систему билетирования, которая позволила показать пассажиропоток и дала возможность предоставить расчеты на получение субсидий. Предварительные расчеты оказались нереальными. В этом году, по данным перевозчиков, средств однозначно не хватит. В конце 2021 года лизинговые платежи были оплачены за счет фонда заработной платы. Когда перевозчики зашли в проект электронного билетирования, была легализовала заработная плата, в результате она выросла в два раза, до 280 тысяч тенге. Как следствие, дополнительно увеличилась налоговая нагрузка. Запланированные субсидии за счет местного исполнительного органа никак не могут покрыть расходы перевозчиков".
На этой встрече перевозчики заявили, что действующий тариф в 80 тенге не покрывает расходы. При нынешней ситуации он должен составлять 240 тенге!
"Поэтому нужно рассмотреть решение о субсидировании разницы, чтобы не повышать тариф в ущерб горожанам", – указал Колода.
С озвученной бизнесменами суммой согласны и местные исполнительные органы, которые планируют выходить с бюджетной заявкой на республиканскую бюджетную комиссию. Мажилисмен пообещал поддержать перевозчиков на своем уровне. Однако далеко не всех удовлетворил такой расклад, о чем красноречиво свидетельствует дискуссия, развернувшаяся под постом депутата.
Вот лишь некоторые комментарии: "То есть, когда перевозчики скрывали реальные доходы и не обновляли автопарк, то это было нормально? А теперь государство должно им миллиардные субсидии за то, что их деятельность стала более-менее прозрачной?"…
"Не проще ли создать коммунальный автобусный парк и делать такие вливания?"…
"Получается, выход или в том, чтобы повышать тариф, либо выделять вот эти бесконечные субсидии из бюджета? Таким образом мы берем на себя проблемы частных автоперевозчиков, владельцев маршрутов, обеспечивая безубыточность их деятельности, рентабельность и прибыль"...
Председатель Ассоциации "СКО Автотранспортный союз" Галина Семенова, которая одновременно является депутатом городского маслихата Петропавловска, ответила на реплики земляков. Она написала, в частности, что суммы субсидий идут "на погашение лизинговых платежей и прочих затрат, согласно договору совместной деятельности с СПК "Солтустик". Надо понимать, что за 100 новых автобусов средней стоимостью по 40 млн тенге придется рассчитываться семь лет, погашая эти платежи с субсидий. Перевозчики написали письмо в БРК о снижении процентной ставки по лизинговым платежам, но получили отказ со ссылкой на то, что это государственная программа. Много вопросов и проблем и у самих перевозчиков сейчас, ищем пути решения, обращаясь в областной акимат, в прокуратуру".
- Цифры перевозчиков, я считаю, надо перепроверять, анализировать и уточнять, - считает Павел АФАНАСЬЕВ. - Нужны нейтральные, независимые доказательства, предоставленные сторонними организациями, но никак не заинтересованными лицами, каковыми являются сами перевозчики и их ассоциация. При этом многие горожане правильно отмечают, что качество пассажирских перевозок не улучшилось. Более того, не весь автобусный парк обновлен. Поэтому непонятно, за что платить такие большие субсидии, если есть претензии и к водителям, и к кондукторам. Мы же помним, что еще в прошлом году они работали в тени, сдавали свои автобусы в аренду, не оформляли официально трудовые отношения со своими работниками. А сегодня вдруг запросили субсидии, дескать им не хватает! Я считаю, что нельзя столь расточительно относиться к бюджету, брать любые цифры и выдавать огромные деньги.
Что любой петропавловец может узнать самостоятельно о деятельности таких предприятий, какая информация имеется в открытом доступе? Вот, что можно, например, прочитать об одном из перевозчиков ТОО "Партнер-авто" на ресурсе Adata.kz. Зарегистрировано предприятие, руководит которым Булат РАХИМОВ (он же учредитель вместе с Людмилой АГЕЕВОЙ), было более 19 лет назад. Помимо перевозок занимается арендой и управлением собственной недвижимостью и оказанием услуг такси (согласно ОКЭД).
Если в 2010 году "Партнер авто" сделало налоговые отчисления на 9,7 млн тенге, то в 2018 – свыше 36 млн. Спад пошел в "ковидные" годы (2020 – 27,8 млн, 2021 – 10,5 млн тенге). Является участником государственных закупок, добросовестным поставщиком с 2009 года. В графе "заключенные контракты" значатся цифры - 24 штуки на 12 194 550 тенге. Например, в прошлом году с акиматом Петропавловска ТОО заключило договор об оказании услуг по аренде легковых автомобилей с водителем на сумму более полутора миллиона тенге. В апреле 2020 году – договор с ЖКХ Петропавловска на транспортные услуги по перевозке пассажиров на 1 067 348 тенге, в августе – на 917 тысяч тенге, способ закупки – из одного источника путем прямого заключения договора.
В списке предприятий с этим же руководителем и одновременно учредителем - ТОО "ПЕТРОАВТОБУС" и "Петропавловск – NORD".
- Я предлагал, чтобы перед получением субсидий перевозчики прошли аудиторские проверки, чтобы понять, насколько предложенные ими цифры являются объективными, насколько предприятия являются крепкими, надежными, платежеспособными, - сказал Павел Афанасьев. - Перевозчики должны быть открытыми и заинтересованными в проверках, чтобы предоставлялась любая информация, в том числе по доходам, размерам зарплат, чистой прибыли. Мы вправе рассчитывать на открытость, гласность, публичность и транспарентность в этом вопросе.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!