Еще недавно предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки в Петропавловске, в виде субсидий собирались платить из бюджета 450 млн тенге, а в итоге отдадут более 750
Недавно в Палату предпринимателей СКО обратились местные перевозчики, которые заявили, что городской акимат задолжал им обещанные субсидии за убыточные городские маршруты. Как пояснила председатель Ассоциации "СКО Автотранспортный союз", учредитель одноименного ИП, а также ТОО "Uzdik авто" Галина СЕМЕНОВА, 11 декабря 2020 года решением областного маслихата был определен перечень социально значимых маршрутов. По Закону РК "Об автомобильном транспорте", если установленные тарифы не обеспечивают рентабельность перевозок пассажиров, то местные исполнительные органы субсидируют убытки перевозчиков.
Однако за прошлый год перевозчики недополучили положенные им субсидии на сумму 307,3 млн тенге. Предприниматели отметили в своем обращении, что задержка по оплате субсидий привела к несвоевременному погашению ежемесячных платежей перевозчиками по договорам приобретения 100 новых автобусов, в связи с чем лизингодатели выставляют им штрафы.
Палатой совместно с перевозчиками и акиматом Петропавловска была разработана Дорожная карта по решению проблемных вопросов сферы пассажирских перевозок города, в том числе полного субсидирования убытков перевозчиков, осуществляющих социально значимые внутригородские перевозки. На днях на счета перевозчиков начали поступать первые платежи.
- На сегодняшний день уполномоченным государственным органом выплачено порядка 60% от образовавшейся задолженности, - пояснила Семенова. - На рассмотрении остается вопрос о выплате оставшейся части задолженности.
Вроде бы, почти хэппи-энд. Однако, по мнению члена Общественного совета Северо-Казахстанской области юриста Павла АФАНАСЬЕВА, который много лет был депутатом городского маслихата Петропавловска, сумма субсидий, которая, как несложно подсчитать, составит свыше 750 млн тенге, кажется ему непосильной для казны.
- 700 млн это очень много, - сказал Павел Васильевич. - Когда нам в 2020 году на сессии маслихата предоставляли соответствующие расчеты, говорили, что максимум в год эти субсидии будут составлять 350 – 400 млн тенге, но никак не 700 млн! Поясню: городской бюджет выделяет субсидии на перевозку только отдельных категорий населения, относящихся к социально защищаемым, а таковых в Петропавловске 12 категорий, или около 30 тысяч человек. Мы определили это еще осенью 2020 года. Так вот, субсидии должны выделяться на перевозку бесплатно вот именно этих категорий граждан, причем только по социально значимым маршрутам. Однако тогда решили на первых порах признать социально значимыми все городские маршруты общественного транспорта. То есть получилось, что этим 12 категориям населения любые их поездки по любому городскому маршруту субсидируются за счет бюджета. С такими затратами в итоге вылетим в трубу! Наверное, надо провести какую-то ревизию, посмотреть, насколько обоснованы эти данные.
По словам собеседника, предоставляются они не перевозчиками, а фирмой "Олимпей", которая внедрила в городе систему электронного билетирования. Гражданам из льготных категорий выданы бесплатные персонифицированные карты, с которыми они ездят в автобусах. Количество поездок как раз и фиксируется системой "Олимпей". Оплата осуществляется постфактум, по завершении месяца.
- Депутатам в свое время предоставляли несколько вариантов расчета из учета количества поездок, например, не более 2-3 поездок в день, но в итоге решили остановиться на учете фактических поездок, - продолжил Афанасьев. - Вот сколько ездят, столько и оплачивать. Но такие большие суммы, повторю, не предполагались. Из-за чего они образовались? Из-за того, что много льготников и все маршруты являются у нас социально значимыми. Если бы субсидии выделялись не на все городские маршруты, а, например, только на часть, допустим, от центра до окраин, то картина была бы иной. Надо отсеять маршруты, которые и так приносят прибыль перевозчикам, которые не надо субсидировать, которые и так выгодны. А субсидировать только те маршруты, которые для перевозчиков невыгодны, где, например, затрат будет столько же, сколько и доходов.
Выяснить, пересмотрен ли маршрутный список, у действующих депутатов городского маслихата, а в их числе и сама глава Ассоциации "СКО Автотранспортный союз", пока не удалось. Галина Петровна сослалась на занятость, но обещала обязательно ответить на все вопросы, как только у нее будет свободное время.
Депутат Руфия МУСТАФИНА, несколько лет проработавшая пресс-секретарем акима Петропавловска, ответила, что "количество социально значимых маршрутов не в нашей (надо полагать, депутатской, - Е.Ч.) компетенции". А пресс-секретарь отдела ЖКХ акимата Петропавловска Асем АЙТОЛЛА, пояснила, что у роста суммы субсидий несколько причин, в числе главных - увеличение пассажиропотока в полтора раза, что показала система электронного билетирования.
- На 2021 год с сентября по декабрь было выделено 450 млн тенге, эта сумма была выведена, согласно расчетам, предоставленным перевозчиками в сентябре, - сказала Айтолла. – Эта сумма уже оплачена. Но еще мы должны перевозчикам 300 с лишним миллионов. Эта задолженность образовалась в связи с большим пассажиропотоком, его ростом в полтора раза, подорожанием ГСМ, запчастей и так далее. То есть по этим причинам сумма выросла до 750 млн почти…
Общественники, с которыми удалось переговорить собкору Ratel.kz, считают, что скоро перевозчики затребуют повышения тарифа. Кстати, об этом на встрече в Палате предпринимателей сказал и ее руководитель Алибек АШМЕТОВ. По его словам, установленный дифференцированный тариф в "полной мере не покрывает всех затрат перевозчика, среди которых есть и ремонт, и обслуживание автобусного парка, и заработная плата водителей, затраты на ГСМ".
В Дорожной карте, о которой говорилось выше, предусмотрен анализ городских маршрутных сетей с целью дальнейшей их оптимизации. Здесь же предусмотрен вопрос создания рабочей группы по решению еще одной острой проблемы отрасли пассажирских перевозок, это – нехватка кадров.
- Насколько я знаю, раньше, если на маршруте работало восемь автобусов, то официально было оформлено 2-3 водителя, - сказал Афанасьев. - Кондукторов не было. Сейчас, в том числе благодаря электронному билетированию, более цивильными становятся отношения, более легальными. И кондукторы появились, и зарпалата им есть, а значит их оформляют. Не исключаю, что где-то осталось по-прежнему. Но эти отношения по идее должны полностью выйти из теневой сферы, так как все переведено на цифру, все видно. Возможно, сейчас эта негласная аренда автобусов, которая раньше была, будет уничтожена, сойдет на нет. Что касается моих прогнозов, то надо напомнить, что наши перевозчики взяли кредиты на оплату 100 новых автобусов. И они, думаю, скоро будут вынуждены ставить вопрос о поднятии тарифа, так как иначе не смогут выплатить кредиты. Даже с учетом субсидий.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!