Лауреат Нобелевской премии приезжал в Казахстан за горными пейзажами, а нашёл вдохновение для одного из самых важных стихотворений
Ещё в начале семидесятых годов яркий казахстанский литератор Бахытжан КАНАПЬЯНОВ на поэтическом вечере провозгласил Алма-Ату мировой столицей поэзии. И у него были на то основания. Город пульсирует поэтическими образами, вдохновляющими вибрациями, исходящими от величественных гор, журчащей арычной воды, яблоневых садов на склонах холмов, от дыхания бескрайней Степи.
Тогда Алма-Ата, ныне Алматы, притягивает поэтов, чтобы здесь они испытали это высокое вдохновение, получили божественный импульс и откликнулись бессмертными строками. Так однажды горные хребты Заилийского Алатау притянули юного Иосифа БРОДСКОГО. И молодому поэту явились стихи, песни, рассказы. Невероятные строки стихотворения "Пилигримы" Бродский написал именно в своем путешествии в Казахстан.
Картину тянь-шаньской экспедиции будущего Нобелевского лауреата скрупулезно восстанавливал алматинский историк-краевед Владимир ПРОСКУРИН. Он изучал все возможные источники, а также едва ли ни единственные записи об этой экспедиции Гаррика Воскова, друга юности поэта:
"Наш путь пересекал горные ручьи и речки. И Иосиф подтверждал этимологию своей фамилии, храбро переходя вброд бурные потоки, а также впоследствии бродя по миру и бродя идеями, как бродит сусло". Владимир Проскурин резюмирует: "Переходить реки вброд – в этом скрыто нечто глубоко религиозное, как вечно обновляемое крещение".
Итак, 23 июня 1960 года скорый поезд Москва - Алма-Ата прибывает в столицу Казахской ССР. В экзотический для себя регион приехали молодые ленинградцы, чтобы пройти тропами горных долин и перевалов Казахстана, Центральной Азии, Азербайджана. Бродский взял в дорогу цветные карандаши: делал наброски пейзажей, запечатлевал культуру местности, фотографировал тех, кто встречался на пути.
Гаррик Восков стал летописцем экспедиции. Ленинградцы приехали с рекомендательным письмом от знакомой ленинградки Натальи ДОЛГУШИНОЙ. Старшая дочь казахстанского учёного-орнитолога, доктора биологических наук Игоря Александровича ДОЛГУШИНА приютила путешественников. Самому младшему из путешественников Валерию КОРОЛЁВУ, именуемому в своем кругу Виктором ТЯНШАНСКИМ, предстояло пройти горное крещение. В его дневнике и пяти фотопленках остались свидетельства похода.
В исследовании краеведа Проскурина читаем о том, что ленинградские гости остановились в гостеприимной квартире Долгушиных, что в доме №51а, одного из двориков по проспекту Ленина (ныне Достык), в том самом квартале близ школы №35, украшенной "шарами" изготовленными пленными японцами, по свидетельству бывалых старожилов. Дома не оказалось хозяина. Ученый в тот момент находился в командировке, собирал материал по низовьям реки Или (Игорь Долгушин - соавтор многотомной энциклопедии "Птицы Казахстана" и основатель Музея природы и палеонтологии Академии наук КазССР). И потому горновосходителям не с кем было советоваться какой именно маршрут на Иссык-Куль следовало выбрать?
И с утра ленинградцы выдвинулись в сторону Большого Алматинского ущелья, добравшись в предгорья на автобусе №28 в направлении санатория "Алма-Арасан" (курорт горячих минеральных вод). Ребята избрали маршрут вдоль хребтов Заилийского и Кунгей Алатау, по перевалу Проходной. Дальше предполагалось следовать долинами Чон-Кемина и Иссык-Куля.
Выбившийся из сил Иосиф Бродский был потрясен грандиозным видом подножия Большого Алматинского пика, живописным Большим Алматинским озером. Ленинградские гости заблудились, плутая по неправильному маршруту, и вынуждены были спуститься.
В Алма-Ате, в библиотеке Академии наук, ленинградцы основательно готовились по картам и описаниям, чтобы продолжить путешествие. И пошли на Иссык-Куль они по традиционному пути, которым добирались десятки, сотни путешественников Старого и Нового Света: учёные, художники, геологи, купцы, миссионеры.
Владимир Проскурин воссоздает этот исторический маршрут: "Через горы Сюгаты и Торайгыр проезжал всадником Шокан Валиханов, сперва – на Иссык-Куль, затем в знаменитую Кашгарскую экспедицию. На юг неожиданно открывается великолепная панорама Жаланашской долины, которая с юга замыкается хребтом Кунгей Алатау".
Тянь-шанская экспедиция 1960 года проходила по горным массивам Тургень, Асы, Далашык, Женишке, Чилик, вдоль озёр Кольсай через Кунгей Алатау к Иссык-Кулю. Краевед Проскурин отмечает: "В ту пору край был в изобилии флоры и фауны поднебесной страны – в горах и долинах отары тысячи тысяч овец и огромные табуны степных лошадей, стада архаров и группы снежных барсов, редких птиц индеек, уларов и орлов, россыпи на склонах марьи-коревны и всюду яблоневые сады". Таким увидел и наш край поэт.
По пути им довелось отведать блюда национальной кухни в юрте, где сновала расторопная жена, два ее быстроногих сына. Иосиф Бродский изобразил мальчиков карандашами на бумаге. Картину разместили на войлочной стене юрты. Гости отведали баранины из большого казана. Друзьям запомнилась весёлая ночёвка и песни под домбру.
После пребывания в долине трёх чарующих озёр Кольсай, туристы спустились через Кунгей Алатау к Иссык-Кулю. Проскурин пишет:
"Бытует мнение, что в этой Богом данной местности под открытым небом появилось стихотворение "Пилигримы". Оно не было опубликовано в СССР, но молодёжь шестидесятых годов распевала его под аккомпанемент гитары Евгения КЛЯЧКИНА. О чем эта песня? О сегодняшнем человечестве, бредущем без цели и смысла по планете и понимающем, что ничего никогда не изменится и, что все идеи земного рая ещё недавно владевшие людьми - всего лишь иллюзии".
Здесь зародились эти вечные строки Бродского: "Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, мимо больших базаров, мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы идут по земле пилигримы..."
Друзья с успехом одолели маршрут, повидали Иссык Куль: "Проехали потрясающие по красоте горные места через Орто-Токойское водохранилище, только что построенное на границе Нарынской и Иссык-Кульской областей. Затем пешком или попутной машиной ленинградцы спустились через Таласский хребет в древний город Джамбул (ныне Тараз). И поездом отправились в путь, посещая с любопытством и восхищением старинные азиатские города Чимкент, Ташкент, Самарканд, Красноводск". А потом разъехались в разные стороны.
О духовных исканиях Бродского в его походе высказался иеромонах Аверкий, в миру поэт и фотограф Александр Белов.
"В нашем городе 23 июня 1960 года совершилось памятное событие, в Алма-Ату приехал известный поэт, будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Жизнь его была исполнена многих скорбей. Он оказался в ссылке, потом вынужден был выехать за границу. Душа его была непростой, как у творческого человека. Те, кто всерьез занимается поэзией, интересуется ею, понимает величие таланта Бродского. Так писать стихи, как делал это он – необычно, ярко, точно, красиво – сложно".
Иеромонах Аверкий, вспоминая о таком важном для него аспекте - о религиозности Иосифа Бродского, отмечает, что хотя поэт был по национальности евреем, но от иудаизма был далек, да и атеистом себя не считал.
- Недавно открылись материалы по воспоминания его матери о том, что Иосиф в двухлетнем возрасте был крещён. Во время войны они выезжали в Череповец, где в церкви святого Иоакима и Святого Иоанна маленький Бродский принял крещение. И можно молиться за упокой его души. У поэта были разные метания, терзания. Но всё это связано со временем, с эпохой, в которой он жил.
Как Пушкин и Лермонтов, так и Бродский жили во времена охлаждения в светском обществе религиозности, в эпоху зарождения атеизма. И те крупицы православных стихов важны как вырванные из общего настроения эпохи, когда в высшем свете не было принято говорить на православно-религиозные темы. Это можно сказать и об Иосифе Бродском. И тот факт, что у него есть религиозные стихи - это большая редкость. Ведь он творил во времена гонений на церковь, - считает Аверкий.
Иеромонах Аверкий, будучи поэтом, признает, что сейчас многократно проще писать о Боге, чем в советское время.
- А тогда и мировоззренчески было трудно, потому что понятно, что такие стихи вряд ли кто опубликует. Но Иосиф имел смелость преодолевать этот страх. У него есть цикл стихотворений, которые он ежегодно писал на Рождество. Есть замечательное стихотворение "Сретенье", вершина творчества Бродского. Есть у него поэма "Исаак и Авраам", где он описывает жертвоприношение Авраама, - напомнил отец Аверкий.
Таким образом, Иосиф Бродский побывал в Алма-Ате, провозглашенной казахстанским поэтом Бахытжаном Канапьяновым мировой столицей поэзии. И заложил свой поэтический кирпичик - стихотворение "Пилигримы" - в основание этого поэтичного города.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!