Люди просят турагентов перенести их отдых на несколько месяцев или на следующий год, а не возвращать предоплату
Как известно, путевки на заграничные курорты большинство наших граждан предпочитает бронировать зимой, когда они на порядок дешевле. Что произошло с этими бронями и предоплатой в этом году, и чем вообще занимаются все нынешнее лето туроператоры с турагентами (туроператоры – те, кто самостоятельно формирует туристический продукт, заказывая чартерные рейсы, выкупая места в отелях, турагенты – те, кто покупает у туроператоров готовый продукт и продает его туристам – ред.) Ratel.kz рассказала Анастасия БАХМАТОВА (на снимке), работающая на туристическом рынке 15 лет и успешно пережившая не одно банкротство партнеров–туроператоров, у которых ее турагентство покупает туры.
- Государство не обязало туроператоров возвращать деньги клиентам, соответственно, клиент, как только ситуация нормализуется, может воспользоваться этой суммой, и улететь куда-то, даже если его тур не перенесен никуда, и сумма просто лежит на депозите, - рассказывает Анастасия. - Если бы туроператоров обязали возвращать деньги, начались бы серьезные проблемы в отрасли. Часть денег уже внесена за отели, часть – переведена авиакомпаниям, то есть, деньги уже расформированы так, как положено. Мы как турагенты изначально бронировали туры зимой с 30-процентной предоплатой – очень много и активно. Остаток суммы должен был быть внесен у кого-то за месяц до самого тура, у кого-то за две недели. Окончательные расчеты ожидались к концу весны, но так как случился такой форс-мажор, мы стали передвигать туры. Сначала июньские передвигали на первую половину июля, потом на вторую половину, а сейчас уже на август. Пока еще у нас в этом сезоне никто никуда не улетал – на первые рейсы в Турцию, выполненные в июне, у наших клиентов заявок не было. Многие постоянные клиенты отказались от поездки в этом году и перенесли ее на следующий.
- Они полетят на следующий год с доплатой? Цены же явно вырастут.
- Нет, без доплат. Заплаченная ими в тенге сумма депонировалась в долларах или евро, принимающие компании договаривались с отельерами, и отельеры согласились зафиксировать сумму. В тех случаях, когда вылеты должны быть из России, операторы колебались, говоря – мы еще не знаем ценовую политику на следующий год. Но все-таки им тоже удалось договорится, чтобы по той же цене на эту же дату только на следующий год все перенесли.
- Это речь идет только о Турции?
- Да, только о Турции. Людей, которые планировали лететь в Доминикану, но не полетели в марте, мы сейчас будем переносить на осень и договариваться с оператором – казахстанским PEGAS Touristik, чтобы цена осталась прежней. Многие спрашивают Эмираты, куда тоже планируется открыть рейсы осенью. Я их не спешу бронировать, пока только консультирую. Лучше посмотреть на ситуацию.
- Когда у вас ожидаются ближайшие рейсы?
- Конкретно мои личные клиенты вылетают в Турцию 14 августа. "Эйр Астана" на сегодняшний день рейсы из Нур-Султана в Анталию не сняла, активно их заполняет и никаких оповещений, что рейс будет переноситься, у нас в системе не было. Очень много клиентов, которые говорят, что как только в Анталию полетит первый самолет, они сразу же выкупят билеты на следующий. Надеемся, что наши партнеры дадут скидки. А что еще делать? У турецких партнеров же тоже не очень хороши дела, они говорят – Настя, мы занимаемся тем же самым, то есть двигаем даты заездов.
- Что с ПЦР сейчас? Нужно делать?
- "Эйр Астана" пока отменила все эти справки, турецкая сторона заявила, что если будет нужна справка, у них в аэропорту все делается буквально за несколько минут. Если же человек прилетает с температурой, отели предоставят ему специально оборудованный номер для изоляции. То есть они готовы к любым вариантам. Страховые компании сейчас разрабатывают пункт по поводу коронавируса, чтобы он в договоре страхования был прописан отдельно, но пока страховка осталась стандартной. Самое главное, за что переживают все – чтобы не начали банкротится операторы.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Ольга Воронько.