В Шымкенте хотят внедрить скандально известную систему электронного билетирования
В Шымкенте внедрят скандально известную систему электронного билетирования «Оңай». Вслед за алматинцами шымкентцы на себе испытают все прелести новшества. По задумке чиновников, уже через полгода продвинутые южане вместо того, чтобы перебирать мелочь в сумках и карманах, будут расплачиваться за проезд в общественном транспорте легким взмахом пластиковой карточки.
Скандала с внедрением «Оңай» в Шымкенте не будет, сразу предупредили в отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
- Мы учли минусы алматинского проекта и внесли изменения. Поэтому для гостей из аулов, например, планируем сделать разовые карточки, которые они смогут купить прямо в автобусе у кондуктора. А терминалы для оплаты хотим установить возле каждой двери, чтобы в час пик пассажирам не приходилось расталкивать друг друга, - рассказал заместитель руководителя отдела Жаркын БАЙДУЛЛАЕВ.
Финансировать проект вызвались сразу две компании: алматинская SmartCard и южнокорейская Korea Smart Company Co., LTD. Последние уже приезжали в Шымкент, изучали транспортную систему города и даже подписали меморандум с шымкентским акимом. В отличие от алматинцев, южнокорейцы сразу озвучили свои требования – 10 процентов от стоимости проезда в общественном транспорте.
- Например, если вы заплатите 70 тенге за проезд, 10 процентов от этой суммы, то есть 7 тенге, будет перечисляться на счет Korea Smart Company Co., LTD. Однако аким города Габидолла АБДРАХИМОВ с этим не согласен, он намерен договориться с ними на 5 процентов, - сообщили в отделе пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента.
Для удобства шымкентцев южнокорейские инвесторы предложили установить терминалы для пополнения баланса на каждой автобусной остановке. Но местные чиновники посоветовали им отказаться от этой идеи. Мол, это вам не Сеул. От шымкентских вандалов регулярно страдают сами остановки, что уж говорить о терминалах.
- Есть в Шымкенте «жирные» маршруты, самые прибыльные. Там водители за день получают на руки, например, 50 тысяч тенге. По договору, допустим, 30 отдают автопарку, а остальное кладут себе в карман, плюс еще ежемесячная зарплата, - говорит Жаркын Байдуллаев.
По такой схеме работает большинство транспортных компаний Шымкента. Проект «Оңай» обнажит их настоящий доход, а особенно прибыль водителей маршрутов. Поэтому им придется отдавать государству проценты от реального заработка. Такую новость, естественно, автобусники восприняли безрадостно. На свои кровные они не только кормят семью, но и покупают бензин и автозапчасти, которые сильно подорожали. Но пока недовольство водителей ограничивается лишь тихим ворчанием. Многие надеются, что дальше обсуждения дело с электронным билетированием не пойдет.