Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана рассказал о возможных итогах конфликта властей и бизнеса в ВКО
Скандал на востоке страны, вызванный некорректным, по мнению ряда фирм, применением специального порядка при государственных закупках, а также тем, что на протяжении нескольких лет отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска и отдел финансов города проводят почти 100% конкурсов из одного источника, из-за чего бюджет областного центра теряет миллиарды тенге, немного затих. Сейчас идёт расследование комиссии, созданной по инициативе акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА.
Ratel.kz решил поинтересоваться у уполномоченного по защите прав предпринимателей страны, есть ли у возмутившихся сложившемся положением вещей бизнесменов шансы изменить ситуацию. К слову, Рустам ЖУРСУНОВ сам родом из Усть-Каменогорска, и кому, как не ему знать о шансах сторон в этом противостоянии.
- Бизнесмены ВКО, обратились к президенту РК с письмом, в котором просят разобраться в ситуации, возникшей вокруг проведения тендеров в Усть-Каменогорске. По их данным, предпочтения постоянно отдаются лишь двум подрядчикам, а остальных постоянно отклоняют. После этого аким ВКО создал комиссию, которая должна рассудить, имеют ли эти факты своё подтверждение. Но в комиссию вошли не только сотрудники прокуратуры и антикоррупционного ведомства, но и чиновники, которых предприниматели обвинили в нечестной игре. После этого заявители вышли из комиссии, заявив, что она не может быть объективной.
Куда могут обратиться несогласные с итогами тендеров и оставшиеся без оплаты за проведённые работы подрядчики вне территории ВКО?
- Начну с того, что отдельные поставщики, ТОО "ДСУ-14" и ТОО "ГРК Топаз", обратились в Палату предпринимателей Восточно-Казахстанской области, им оказывается необходимая консультационно-правовая помощь. По имеющимся сведениям, по обращениям этих компаний 5 июня 2020 года проведено заседание комиссии, созданной распоряжением акима области, на котором на основании заключения Департамента внутреннего государственного аудита по ВКО принято решение о законности проведения закупок, связанных с участием ТОО "ДСУ-14". По устной информации, дальнейшее обжалование заключения невозможно. 10 июня 2020 года на третьем заседании комиссии озвучены итоги проведенного аудита по ТОО "ГРК Топаз", согласно которым действия организатора государственных закупок признаны незаконными.
В целом, практика применения Специального порядка государственных закупок (утвержденного постановлением Правительства РК от 20 марта 2020 года №127) показывает, что имеются определенные расхождения в толковании норм, что приводит к возникновению спорных ситуаций. В частности, это вопросы по применению понятия "административно-территориальная единица", обжалованию решений уполномоченного органа в сфере госзакупок (в лице ДВГА по ВКО). В данном случае полагаем, что разработчик специального порядка в лице Министерства финансов РК должен дать четкие разъяснения по применению норм, либо внести в него соответствующие корректировки. Так, согласно пункту 9-2 специального порядка, на государственные закупки товаров, работ, услуг, приобретаемые в соответствии с настоящим порядком, не распространяются требования статьи 47 Закона РК "О государственных закупках" (за исключением подачи жалобы в рамках электронного государственного аудита в соответствии с законодательством РК о государственном аудите и финансовом контроле). Указанная статья 47 Закона регулирует процедуры обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере госзакупок. В частности, предусмотрены определенные действия уполномоченного органа в сфере госзакупок в различных случаях обжалования – приостановление срока заключения договора, рассмотрение жалобы в рамках электронного госаудита либо камерального контроля и т.д. Также указано, что в случае несогласия с решением уполномоченного органа, потенциальный поставщик вправе обжаловать его в вышестоящем органе и в судебном порядке. Предусмотренный данной статьей досудебный порядок урегулирования споров является обязательным. Из вышеуказанного следует, что данные процедуры не действуют при применении Специального порядка и, соответственно, не будет обжалования в уполномоченном органе и в вышестоящем органе. Полагаем, что такое положение противоречит общепринятой практике, и нормы специального порядка требуют разъяснения либо корректировки. Уполномоченный орган в сфере госзакупок не может самоустраниться от реализации возложенных на него законодательством функций и полномочий, в частности, по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о госзакупках. Кроме того, физические и юридические лица могут обжаловать действия и решения должностных лиц и субъектов вышестоящим органом в рамках законов РК "Об административных процедурах" и "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".
- Возможно ли создание альтернативной республиканской комиссии для расследования сложившейся ситуации, в которой не будут представлены интересы обвинённых структур?
- Вопросы формирования республиканских комиссий в подобных случаях законодательно не регламентированы. Такая возможность не исключается, в случае принятия соответствующего решения со стороны государственных органов на республиканском уровне, таких как Министерство финансов РК, Агентство РК по противодействию коррупции, Генеральная прокуратура РК и др.
- Может ли бизнес-сообщество страны принять участие в судьбе возмущённых предпринимателей востока?
- В разрешении сложившейся ситуации по проведению тендеров в Усть-Каменогорске принимает участие представитель Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области, директор РПП входит в состав комиссии, созданной по решению акима области. РПП ВКО входит в систему Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана, одной из основных задач которых является представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Кроме того, возможно участие заинтересованных отраслевых ассоциаций (союзов), в которых состоят заявители либо которые могут быть заинтересованы в представлении их интересов.
- Какие республиканские структуры могут вмешаться в возникшую ситуацию и оценить коррупционные риски и справедливость распределения тендеров и отклонения заявок?
- В сфере государственных закупок на республиканском уровне поднимаемые проблемные вопросы могут быть рассмотрены Комитетом внутреннего государственного аудита и Министерством финансов РК. Высший надзор за соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры. В случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения своих полномочий уполномоченными государственными органами, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы, могут быть назначены прокурорские проверки. Оценка коррупционных рисков может быть проведена уполномоченным органом в этой сфере – Агентством РК по противодействию коррупции и его департаментом по ВКО.
- Как быть подрядчикам, начавшим работы по просьбе акимата Усть-Каменогорска за свой счёт и вложившим в проект миллионы тенге, которым не заплатил затем неожиданно появившийся генеральный подрядчик, пришедший в проект, когда больше 80 процентов работ были выполнены?
- В данном случае необходимо всестороннее изучение всех обстоятельств, связанных с реализацией проекта. Без наличия договорных отношений проведение каких-либо работ по тендеру и осуществление оплаты противоречит требованиям законодательства. По гражданско-правовым спорам окончательное решение может быть принято в рамках судебных разбирательств. При наличии признаков преступления (обман, мошенничество, превышение полномочий и т.д.) со стороны должностных лиц полагаем необходимым обратиться в правоохранительные органы (антикоррупционная служба, служба экономических расследований, органы прокуратуры) для определения преступного умысла и вины причастных лиц.
- Имеются ли прецеденты, когда в проблемы между бизнесом и властью на местах вмешивались республиканские структуры?
- Ежегодно Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана осуществляются выезды в регионы и личные приемы. Анализ обращений, поступивших на личном приеме, показывает, что 90 процентов обращений могут разрешаться на местах. Начиная с 2019 года, бизнес-омбудсмен начал заключать дорожные карты с акимами областей, в которых отражены проблемные вопросы и пути их решения. Так, по итогам региональных встреч заключены Дорожные карты с акиматами Акмолинской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей.
Проблемные вопросы в дорожные карты внесены самими предпринимателями, из них системные: касательно процедуры и сроков оформления выставления земельных участков на аукцион; инициирование бюджетной заявки на разработку проектной документации на строительство полигонов твердых бытовых отходов и т.д. В качестве примера проблемы между бизнесом и властью на местах можно отметить многочисленные факты нарушений акиматами требований законодательства, выраженных в предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В результате возникла проблема изъятия ранее представленных земельных участков. По инициативе бизнес-омбудсмена созданы рабочие группы с участием представителей региональных палат предпринимателей, акиматов, прокуратуры. По итогам анализа освоения земельных участков проблема была разрешена.
- Можете назвать самый реальный метод защиты своих прав и интересов для МСБ в регионах?
- Методы защиты разнообразны и могут включать подключение вышестоящих уполномоченных органов в лице министерств, правоохранительных органов, а также привлечение общественного внимания через СМИ, вынесение проблемных вопросов на обсуждение общественных советов, в том числе на площадке Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен", Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.
Фото: atameken.kz.