Куда приложить и как использовать официальное письмо регулятора, которое по существу ничего не значит?
* Нацбанк может, если хочет
* Помогите вернуть деньги
* Суд в помощь
* Что это было?
Нацбанк может, если хочет?
В октябре 2016 года Ratel.kz опубликовал материал «Казахстанские банки незаконно наживаются на клиентах». Где по полочкам разложил ситуацию со взиманием комиссии за обслуживание ссудного счёта, которая происходит, когда клиент оформляет банковский кредит и заключает с банком договор займа.
Судья городского суда Актобе Айна АБДРАЕВА в октябре 2016 года так объясняла незаконность этого действия со стороны банков:
«…Статья 6 Закона РК «О платежах и переводах денег» гласит, что банковский счет - это способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему денег и (или) банковскому обслуживанию клиента. Банковские счета подразделяются на текущие и сберегательные счета физических и юридических лиц, а также корреспондентские счета банков. Из этого следует, что обслуживание кредита является обязанностью банка второго уровня не перед заемщиком, а перед Национальным банком. Ссудные счета - способ бухгалтерского учёта денежных средств, а они в коей мере не относятся к расчетным операциям! Значит, брать комиссию за обслуживание ссудного счёта банк не имеет право. <…> Нацбанк ещё в 2012 году по этому поводу разослал всем коммерческим банкам специальное письмо. В этом письме от 9 февраля за № 667/206/740 четко сказано, что действия банка по взиманию с заемщиков комиссии за ведение ссудного счета расцениваются как незаконные и подлежащие немедленному прекращению. Законодательство Казахстана никогда не предусматривало и не предусматривает сейчас взимание банком комиссии за обслуживание кредита».
Для многих (не считая банкиров), обнародование информации о том, что возложение на заёмщика обязанности по уплате комиссии за обслуживание кредита противоречит действующему законодательству и ущемляет права клиента банка как потребителя, стало громом среди ясного неба.
Выходило, что условия кредитных договоров и допсоглашения к ним, по которым заёмщика обязывают каждый месяц платить банку за обслуживание кредита – недействительны и незаконны.
Статья тогда вызвала большой интерес и спрос со стороны читателей и пользователей-подписчиков официальной страницы в Facebook портала Ratel.kz.
Помогите вернуть деньги
Вот и жительница Атырау Гульжан ТУРЕМУРАТОВА, будучи уверена, что её дело правое, решила подать в суд на свой банк, чтобы вернуть незаконно переплаченное.
В 2015 году она заключила договор займа с банком на сумму 2 миллиона 334 тысячи тенге, чтобы купить машину. Разумеется, в договоре была прописана и ежемесячная комиссия за ведение банком ее ссудного счёта - 0.25% от первоначальной суммы займа, что составило 5 тысяч 836 тенге. На тот момент банк уже получил с Гульжан по этому пункту в общей сложности более 122 тысяч тенге.
Обратившись в Атырауский филиал Национального банка, Гульжан сослалась на процитированное выше письмо от 9 февраля 2012 года за № 667/206/740. Где, напоминаем, говорилось, что банки вправе взимать и устанавливать комиссии и тарифы за оказание банковских услуг, к которым относятся лишь операции по открытие и ведению банковских счетов, но не ссудного счета.
В своём обращении казахстанка выделила цитату из того самого письма Национального банка: «На основании вышеизложенного банкам второго уровня и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, необходимо прекратить практику взимания комиссий за ведение ссудного счёта и принять меры по возврату заёмщикам ранее неправильно удержанных комиссий за ведение ссудного счёта по действующим договорам банковского займа. В случае установления фактов взимания комиссий за ведение ссудного счёта, НБ РК оставляет за собой право применения ограниченных мер воздействия…».
И на этом основании попросила защитить её права и провести проверку банка, выдавшего кредит, на предмет правомерности взимания комиссии.
А кроме того, обязать банк исключить неправомерный пункт из договора и вернуть взысканные с неё деньги.
Суд в помощь
Директор Атырауского филиала Национального банка РК Козыбак КУЛЬБАРАКОВ прислал Гульжан обстоятельный ответ на нескольких листах.
Начал с того, о чём писала сама Туремуратова, то есть сослался на пункт 1 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», где говорится, что за банками закреплено право самостоятельно устанавливать ставки вознаграждения и комиссии, а так же тарифы за оказание банковских услуг.
Согласившись с заявительницей, он тут же пишет, что государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность банков кроме случаев, предусмотренных законодательством Казахстана.
И ссылается на майское постановление Правления Нацбанка 2016 года за номером 134, в котором приводится список комиссий и иных платежей, которые банки могут взимать со своих клиентов. В числе них – и та самая - за ведение ссудного счёта.
Согласно объяснению директора, комиссия повышает уровень защиты прав заёмщика, и таким образом – нарушений в действиях банка вовсе нет.
Да и вообще, разъяснение Нацбанка за № 667/206/740, которое так окрылило клиента, не является официальным разъяснением нормативно-правовых актов Республики Казахстан, - подчеркнул глава филиала.
А под конец ответного письма Гульжан Туремуратову отправили в суд: мол, не согласны с условиями договора, идите туда и разбирайтесь.
Что это было?
Получается, что Нацбанк одной рукой защищает граждан, а другой, позволяет тем самым банкам залезать в их карманы.
Вроде бы чуть-чуть за народ, а чуть-чуть за государственные и собственные интересы: сначала запретили, потом передумали, поняв, что погорячились, учитывая масштабы страны и банковской клиентуры в целом.
А что теперь делать поверившим регулятору людям? Продолжать платить?
Следующее письмо Гульжан Туремуратова отправила уже не в филиал, а головной офис. Может быть там ей ответят: куда приложить и как использовать то самое официальное письмо с гербом, которое вроде бы ничего по существу и не значит?
Фото: dixinews.kz