Почему суды отказывают жертвам мошенников
"Устройства, где установлены приложения банка, принадлежат истцам, которые скачали на свои смартфоны программное обеспечение RustDesk (AnyDesk), - указано в решении суда №2 Петропавловска. - Удаленный доступ был открыт лично истцами, тем самым они были согласны со всеми действиями, которые выполнялись с другого устройства в их аккаунте. Факт наличия удаленного доступа не влечет недействительность сделки и не является основанием для освобождения от обязательств по выплате кредита. Сделка заключена при нарушении со стороны истцов требований информационной безопасности, при этом факт участия третьих лиц и их личности не установлены приговором суда на момент рассмотрения дела. При таких обстоятельствах, возложение ответственности на банк является необоснованным и не соответствует принципам разумности и справедливости".
Иными словами, граждане, даже если они действительно имели неосторожность поверить преступникам, владевшим всеми их персональными данными, нажали "не на ту кнопку" своих телефонов, сами виноваты и обязаны выплатить эти кредиты. Суд № 2 Петропавловска отказал в удовлетворении исков к "АО "Народный Банк Казахстана". Такое же решение было принято и по искам к Home Credit Bank.
Напомним, всего в суд первой инстанции обратились12 человек, чьи интересы представляет адвокат Елена ИГНАТЕНКО. По ее словам, обман происходил примерно по одному сценарию, итог – установка программы удаленного доступа. На некоторых ее доверителей в один день было оформлено сразу несколько кредитов в разных банках. Жертвами мошенников становились и супруги. В итоге на семьи "навесили" огромные суммы, до 21 млн тенге.
Истцы указывали на различные нарушения банками требований законодательства при принятии решения о предоставлении займа. В частности, что при проверке пользователя и его волеизъявления сотрудниками Home Credit Bank не использована многофакторная аутентификация, видеоинтервью с ними не проводилось.
"В целях обеспечения информационной безопасности банк обязан внедрять в свои информационные системы функции обнаружения и блокировки программ удаленного доступа, а также проводить постоянный мониторинг банковских операций на предмет подозрительности действий с целью их приостановления и предотвращения", - заявляли истцы.
Они возмущались по поводу того, как проводилась оценка их платежеспособности, того, что один банк почему-то не видел заявок на кредит в другом банке.
Ответчики были не согласны со всеми этими претензиями. Так, например, АО "Home Credit Bank" в своем отзыве указал, что правила не предусматривают обязательное видеоинтервью при оформлении займов, так как допускается использование технологии выявления движения.
Суд № 2 согласился с доводами банка, отметив, что необходимость блокировки банками функционала по оказанию дистанционных услуг в случаях, если обнаружено удаленное управление устройством, была предусмотрена в РК позднее, уже после заключения оспариваемых сделок. Ссылка истцов на неверный расчет коэффициента долговой нагрузки также признана несостоятельной. На момент проверки платежеспособности в представленных банку ТОО "Первое кредитное бюро" отчетах не было информации о наличии действующего займа в другом банке. Но…
"Но вместе с тем факт получения Р. в один и тот же день (24 августа 2023 года) двух займов на общую сумму свыше 11 млн тенге в двух банках одновременно является основанием для вынесения в адрес АО "Home Credit Bank" частного определения, - указал суд.- Поскольку банк при оформлении займа не предпринял мер по проверке отраженной в кредитном отчете заявки АО "Народный банк", не воспользовался сервисом "Кредитная заявка", реализованным по инициативе Национального банка".
В частном определении суд указал и на другие нарушения, которые нашли подтверждение при рассмотрении дела. Так, банком в нарушение требований пункта 22-3 Правил № 212 не сохранена видеозапись фиксации выполнения клиентом технологий выявления движения. Также судом установлено, что в мобильном приложении отсутствует возможность выгрузки из ИС электронного документа с целью проверки клиентом подлинности электронного документа. А это предусмотрено пунктом 53-1 Единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности.
Еще одно нарушение выразилось в том, что удостоверяющий центр банка, используя при подписании оспариваемых договоров облачное ЭЦП, на тот момент не прошел аккредитацию на предмет создания, использования и хранения закрытых ключей ЭЦП в облачном сервисе банка.
Нарушения стали основанием для частного определения, но не признания исковых требований.
"Суд полагает, что допущенные банком нарушения не свидетельствуют об отсутствии волеизъявления и не являются достоверным доказательством оформления займа без участия истцов", - указано в судебном решении.
- По одному банку частное определение было, по "Народному банку" - нет, но решения похожи, - сказала Игнатенко. – Остался для рассмотрения только еще один иск - к третьему банку. Там мы ходатайствовали о назначении двух экспертиз. Одна из них - по принадлежности голоса - готова. Эксперты пришли к выводу, что вместо истца, моего доверителя, кредитную заявку подтверждает мошенник. И вторая – филологическая экспертиза по несуразности ответов. Чем завершится этот процесс, не знаю. Люди сейчас в паническом состоянии, для многих все это как личная катастрофа. Они не знают, что делать, боятся, что лишатся единственного жилья. На ком-то ипотека еще висит, некоторым скоро на пенсию выходить, дохода такого, чтобы текущие платежи погашать, нет. Конечно, мы продолжим борьбу, будем писать апелляционные жалобы. Я считаю, что многие наши аргументы не были услышаны. Ну, как так: рядовые граждане обязаны отвечать за информационную безопасность, а банки – нет? Еще один момент: ранее суд выносил определение о приостановлении взыскания. Решения об отказе в удовлетворении исков пока не вступили в законную силу. Но истцы уже получают сообщения о долге, о том, что готовится требование о полном погашении долга. Люди в панике, конечно…
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!