
В СКО, несмотря на приговор, банк признаков мошенничества при оформлении займа не увидел
Эта история – свидетельство того, как на деле "работают" поправки в Закон РК "О банках и банковской деятельности", призванные защитить казахстанцев, на которых мошенники оформили кредиты, отмечает адвокат Светлана КАЛГАНОВА.
К ней за помощью обратился пенсионер Виктор Капицев, пострадавший от действий хитреца, о котором Ratel.kz уже рассказывал. Напомним, на скамье подсудимых оказался 28-летний безработный Оразалы Бохоон. В качестве жертв он выбирал людей, работающих в коммунальной службе, представлялся сотрудником полиции либо представителем благотворительного фонда. Он фотографировал их и снимал на видео под благовидным предлогом "установления личности" или "необходимой отчетности".
Узнав все данные, регистрировал наивных дворников со своего телефона "Redmi 10" (позже признан орудием преступления) в банковских мобильных приложениях и оформлял на них кредиты. Бохоон безнаказанно орудовал с августа 2023 года по май 2024 года, обманув семерых работников Коммунхоза на общую сумму около 20 млн тенге.
Из материалов уголовного дела: "Ясно осознавая, что потерпевший Капицев не разбирается в информационных технологиях, воспользовавшись его правовой неграмотностью, обладая методами убеждения, в ходе разговора сообщил последнему заведомо ложную информацию о том, что он является сотрудником полиции, тем самым введя его в заблуждение. Он попросил Капицева передать удостоверение личности и пройти фото- и видеоверификацию "для получения его данных из базы". Капицев, будучи в состоянии добросовестного заблуждения, передал ему свои анкетные данные и прошел верификацию. Бохоон скачал мобильное приложение банка и зарегистрировал учетную запись на имя Виктора Капицева. После этого Бохоон посредством своего мобильного телефона отправил онлайн заявку на получение кредита наличными на сумму 1 000 000 тенге. Заявка была одобрена, и один миллион был переведен на счет. Затем Бохоон направился к банкомату, где посредством банковского мобильного приложения, установленного в ЕГО телефоне марки "Redmi 10", произвел обналичивание".
Позже, в феврале 2024 года, уже имея в своем телефоне банковское приложение с учетной записью Капицева, мошенник отправил заявку на товарный кредит на 350 582 тенге, а через несколько дней – на 500 тыс. тенге. Заявки были одобрены, полученный товар Бохоон сбыл на рынке по заниженной цене. Таким образом он оформил на Виктора кредиты на 1 850 582 тенге.
Полицейским удалось поймать мошенника, который пытался во время задержания растоптать свой телефон. Бохоон предстал перед судом, получив наказание в виде трех лет и восьми месяцев лишения свободы с конфискацией имущества. Вынесенный в сентябре 2024 года приговор Петропавловского городского суда в отношении Оразалы Бохоона областным судом оставлен без изменения. Апелляционное постановление вступило в законную силу 8 октября.
Суд удовлетворил гражданские иски потерпевших, в том числе и Капицева. Для добровольного исполнения Бохоону дали месяц с момента вступления приговора в законную силу. По истечении этого срока, то есть с 8 ноября 2024 года, судебный акт подлежал принудительному исполнению.
- Но ни тенге от осужденного мошенника мой доверитель так и не получил, - рассказала адвокат. - Исполнительный лист суд по уголовным делам на руки не выдает, направляет сам. Почему он не исполнен, не знаю. Может быть, в колонии, где отбывает наказание Бохоон, нет возможности трудиться и получать что-то, расплачиваясь по искам. Тем более он должен восстановить всем потерпевшим почти 20 млн тенге, а это приличная сумма.
В приговоре указано, что Бохоон "не имел постоянного заработка, денежных средств и иных накоплений, движимого и недвижимого имущества". Хотя, по словам родных Капицева, подсудимый твердил о какой-то квартире, которую якобы продадут с торгов, и тогда он расплатится со всеми потерпевшими. Но на деле все сложилось так: мошенник набрал кредиты на кругленькую сумму, но возвращают их жертвы обмана.
Вышедший год назад на пенсию Виктор Капицев получает сейчас на руки что-то около ста тысяч тенге. Часть денег со счета уходит банку. Виктор - человек замкнутый и немногословный. По всем инстанциям в поисках справедливости ходит его племянница Светлана.
- Этот мошенник – хороший актер, дядя ни на минуту не усомнился, что это полицейский, - говорит Светлана. – А как не послушать полицейского? Поэтому и назвал ему все свои данные. И особого значения этому не предал, и только гораздо позже понял, что это был обман. Коллекторы стали требовать закрыть кредит. Еще до задержания Бохоон сначала платил по кредиту, для чего оформлял следующий и так далее. Потом перестал закрывать, и все. Когда его осудили, мы подумали, что вопрос с кредитом решится сам собой. Но от осужденного дядя Виктор ничего не получил. По моему, лучше было бы, если бы взыскивали с мошенника в пользу банков, наверное, тогда дело бы гораздо быстрее пошло….Но, увы, дядя неоднократно обращался в банк с просьбой списать этот кредит, ведь есть вступивший в силу приговор, из которого ясно следует, что Виктор, как и другие работники Коммунхоза, стал жертвой обмана. Бохоон именно со своего телефона оформлял кредит. А у дяди смартфона-то никогда не было в жизни, на него даже "симки" не оформлялись. Ну, вот такой он у нас… В банке же должны видеть, на кого зарегистрирован номер телефона, с которого шло оформление? Я по этому поводу и в прокуратуру обращалась. Но пока все безрезультатно. С пенсии дяди банк забирает примерно 40 тысяч ежемесячно. Виктору остается где-то сотня. А потом будет еще меньше, так как пенсионные накопления у него небольшие. Как он будет жить, не знаю. Этого даже на продукты не хватает. Положение, действительно, отчаянное.
Капицев неоднократно обращался в банк, однако там ответили отказом. Несмотря на наличие приговора, сотрудники банка пишут, что это… не мошенник Бохоон, а сам Капицев регистрировался в интернет-отделении банка и заключал кредитный договор.
Вот, что указано в ответе: "4 августа между банком и Вами заключен кредитный договор № …., вы зарегистрированы в интернет-отделении банка по номеру телефона… Посредством мобильного приложения банка вами подана онлайн-заявка на получение займов. В ходе проверки банком было установлено, что Вы самостоятельно (лично) оформили заем, в том числе провели все необходимые процедуры для получения займа, ввели код для входа в мобильное приложение. Признаков мошенничества или несанкционированного доступа при совершении операции по оформлению займов не было выявлено. Заем оформлен в соответствии с требованиями законодательства".
Странно получается: полиция разоблачила мошенника, суд признал его виновным в обмане нескольких человек путем оформления на них кредитов со своего телефона, но банк признаков мошенничества не видит! Поэтому отвечает, что "в связи с вышеизложенным пункт 15 закона "О банках и банковской деятельности" не применим".
- Здесь надо пояснить, что в прошлом году в ст. 34, пункт 15 Закона РК "О банках и банковской деятельности" были внесены изменения, - сказала адвокат Калганова. - Вот эта норма: "Банк, организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций, не позднее десяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу судебного акта, в котором установлен факт оформления банковского займа мошенническим способом без участия клиента, принимают решение о списании задолженности клиента по банковскому займу, а также меры по возврату клиенту ранее удержанных (уплаченных) сумм по такому банковскому займу". Однако распиаренные поправки даже при наличии приговора не работают. Каждый орган толкует их как хочет, а именно в части "без участия клиента". И пример тому – ситуация с Капицевым. В банке твердят, что оформление кредита было с его участием. Ни банк, ни АФР не смутило даже, что оформление было с номера Бохоона!!! Как пробить эту стену, пока непонятно.
"Обязательства по договору вами исполнялись ненадлежащим образом, что привело к образованию просроченной задолженности, - указал представитель управления по работе с клиентами департамента качества банка. – С 4 сентября банк приостановил начисление всех комиссий, вознаграждений и штрафов. Вам направлено уведомление с требованием полного погашения обязательств, чего вами сделано не было. В связи с наличием просроченной задолженности банк выставил платежное требование (ПТ) к вашим счетам, открытым в банках второго уровня. Списанные денежные средства по ПТ возврату не подлежат. Отзыв банком ПТ возможен только в случае добровольного погашения вами просроченной задолженности по договору".
В региональном представительстве Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка встали на сторону банка.
"Из описательной части приговора следует, что, Вы самостоятельно предоставили Бохоон полный доступ в мобильное приложение Банка", – указали сотрудники представительства в ответе Капицеву.
Возникает вопрос: а как Капицев мог дать или не дать доступ в приложение, если оформлял его Бохоон в своем телефоне и код приходил так же на телефон этого МОШЕННИКА?
В ответе представительства Агентства совершенно верно указывается, что "установление фактов наличия/отсутствия личного участия при оформлении займов в банке выходит за рамки компетенции Агентства, так как проведение в этих целях, в частности, каких-либо опросных или розыскных мероприятий, следственных действий, очных ставок, экспертиз и прочего в функции Агентства не входят и являются прерогативой правоохранительных органов".
Ну, так правоохранительные органы уже проделали эту работу. Более того, многоэпизодное уголовное дело уже рассмотрено в судах, и имеется вступивший в законную силу приговор с подробным описанием произошедшего. Вроде все очевидно! Но трактуется почему-то не в пользу жертвы преступления. Хотя в чем состояло участие потерпевшего, из ответов совершенно непонятно.
Интересно, а хоть одного несчастного доверчивого человека спасли эти самые поправки в закон о банках? У адвокатов, к которым потоком идут жертвы мошенников, руки опускаются. Они считают необходимым сделать формулировку соответствующей нормы в Законе РК "О банках и банковской деятельности" предельно четкой, не вызывающей разночтений и на деле помогающей жертвам обмана.
Мы неоднократно ранее рассказывали о такой схеме обмана, когда преступник фотографирует жертву, узнает ее анкетные данные и в своем телефоне оформляет на нее кредит. Так, например, произошло с няней детсада, которой мошенник в виде приза вручил замороженную курицу и сфотографировал "для отчета". Аферист воспользовался изображением женщины, оформив на нее товарный кредит со своего номера. Бедная няня судилась, дошла до Верховного суда, где проиграла тяжбу банку. Однако позже банк простил ей долг, как и еще 32-м жителям СКО, оказавшимся в похожей ситуации, и на этом мытарства женщины завершились.
- Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка прислало результаты проверки по этому случаю, - напомнила адвокат Елена Игнатенко. – Так вот проверяющие отметили, что номер телефона, с которого поступила заявка, моей доверительнице не принадлежал. Мы об этом очевидном факте с самого начала говорили! Если подходить к вопросу строго с позиции уголовного права, то в этом и аналогичных случаях деньги похищаются именно у банков с использованием учетной записи пользователя мобильного приложения. Но разве какой-нибудь банк захочет стать вместо обманутых клиентов потерпевшим в уголовном деле? Конечно же, нет!
Адвокаты говорят о необходимости поправок и в закон "О связи". В результате подключения к мобильному приложению так называемого доверенного номера банк взаимодействует не с клиентом, а с посторонним лицом. Поэтому нужно законодательно закрепить обязанность взаимодействия только по номеру, зарегистрированному в базе операторов и eGov.
Что касается случая с Капицевым, то остается надеяться, что в банке и Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка еще раз ознакомятся с обстоятельствами дела, и у пенсионера появится шанс хотя бы жить не впроголодь.
Фото: Depositphotos.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!