
Главный из них: выявлены ли при проверке банков системные нарушения?
Дело о замороженной курице за 2 млн
Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка проведена проверка в банках и МФО по фактам оформления мошеннических кредитов. В итоге задолженность по кредитам простили многим пострадавшим казахстанцам, в числе которых 33 жителя Северо-Казахстанской области. Среди них – няня одного из детсадов Петропавловска Любовь ДЫЛГИНА, на которую с помощью хитрого трюка повесили кредит почти в 2 млн на покупку дорогих смартфонов.
Все, что понадобилось неизвестным для этого, по словам Любови Алексеевны, ее фотография, сделанная обманом. Как рассказывала горожанка, какой-то человек сказал ей по телефону, что она стала победителем розыгрыша. А потом пришел к ее дому и вручил приз – замороженную курицу, сфотографировав на фоне забора якобы для отчета. Для чего нужен был этот снимок, Дылгина поняла позже, когда пошли сообщения от судоисполнителя.
В январе 2023 года женщина обратилась в полицию, преступников, разумеется, не нашли. Тем временем горожанка подала исковое заявление, указав, что "покупку не совершала, заявку на получение микрокредита не подавала, номер телефона, указанный в договоре и через который проводилась идентификация личности, ей не принадлежит".
Суд № 2 встал на сторону истца, апелляционная коллегия областного суда оставила это решение без изменения. В решении было, в частности, указано: "Абонентский номер, указанный как номер Дылгиной при оформлении покупки и кредита, открытии банковского счета, ей, действительно, не принадлежит. Данный абонентский номер оформлен в день оформления кредита, зарегистрирован на другого человека в Алматы, что подтверждается письменным ответом оператора. Направление ОТР-пароля на незарегистрированный за истцом номер и последующий его ввод посторонним лицом не может приравниваться к заключению истцом договора и надлежащей идентификации клиента".
Эта история получила большой общественный резонанс. Следившие за ее развитием люди мысленно рукоплескали местным судам. Но ответчики – банк, МФО, страховая и торговая организации - обратились в Верховный суд, и коллегия по гражданским делам ВС РК решение суда № 2 Петропавловска и постановление судебной коллегии по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда отменила, в удовлетворении иска Дылгиной отказала.
О чувствах, охвативших после этого бедную няню, догадаться нетрудно. И таких доведенных до отчаяния людей, на которых мошенники навесили кредиты, но которые ничего не смогли доказать в суде, по стране оказалось очень много. Они объединились и стали в чате вотсап обсуждать свои проблемы.
В конце прошлого года Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка пообещало перепроверить ситуации по каждому из пострадавших. И вот стало известно, что кредиты по Казахстану прощены 275 людям на общую сумму 1 млрд 300 млн тенге. В этом списке счастливчиков – 33 жителя СКО. Но и это не все, проверка продолжится по еще 162 случаям, в эту вторую очередь из СКО включены 15 человек.
Ждали не только прощения
Казалось бы, вот он – повод воскликнуть: "Справедливость восторжествовала!". Однако адвокат Елена ИГНАТЕНКО, хоть и разделяет радость своих доверителей, обращает внимание на несколько моментов.
- Проверка началась в декабре и закончилась в феврале этого года, - пояснила Елена Игнатенко (на снимке). - Проверили 10 банков и два МФО. Была создана комиссия, в состав которой, помимо специалистов Агентства, вошли представители Нацбанка, МВД, Генпрокуратуры. МФО сразу простили долги всем пострадавшим, находившимся в этом списке, затем это сделали и банки. Но кредиты именно простили, формулировка была примерно такая - "для решения государственной задачи снижения закредитованности населения". Мы так и не узнали общих результатов этой проверки, были ли в ее ходе выявлены системные нарушения в деятельности банков и МФО. А ведь именно этого ждали многие адвокаты, надеясь, что акты проверок послужат основанием для пересмотра уже имеющихся судебных решений и защиты в будущих возможных процессах. Увы, в марте нам категорично заявили, что результаты проверки раскрывать нельзя, так как речь идет о банковской тайне. Но я считаю, гриф секретности здесь неуместен. Есть же понятие - репутационный риск. И если банк будет дорожить своей репутацией, которая зависит от безопасности клиентов, то безусловно нарушения будет устранять. Но если этот репутационный риск является коммерческой банковской тайной, то о чем говорить? Никакой мотивации у банков что-то менять в сторону усиления безопасности клиентов нет и не будет.
В ответ на возмущение адвокатов в Агентстве предоставили информацию "точечно", то есть по каждому отдельному клиенту.
- Начали с Дылгиной и второго моего доверителя – Демьяненко, - сказала Елена Александровна. - Получила ответ, который меня откровенно разочаровал. Я не увидела конкретных категоричных выводов о том, что банком, МФО допущены какие-то нарушения. Из ответа следует, что банки даже КДН (коэффициент долговой нагрузки) не должны были считать. Получается, какой доход написали, такой и написали. У Дылгиной, няни в детском саду, оклад был 85 тысяч тенге, а написали 600 тыс. И, получается, что это ничего, нормально! А ведь у банка есть интеграция с базой Пенсионного фонда, и он видит, сколько на самом деле зарабатывает человек. Единственное, что отметило Агентство, это то, что номер телефона, с которого поступила заявка, ей не принадлежал. Хорошо, что этот совершенно очевидный факт все же признали. А ведь мы изначально говорили о нем, и на этот факт ранее указывали суды СКО, решая спор в пользу женщины. Но, повторю, кредит ей, как и многим другим жертвам обмана, просто простили, а не списали по причине выявленных нарушений.
Впрочем, в ответе Агентства также сообщается, что в отношении МФО выносится ограниченная мера воздействия в виде письменного предписания об устранении нарушений и представлении плана мероприятий.
Если деньги "уплыли" с депозитов.
Адвокат привела в пример семью СТУПИНЫХ, о которых Ratel.kz ранее также рассказывал. Мошенники с помощью программы удаленного доступа повесили на эту супружескую чету из сельской глубинки кредиты на 6 млн тенге. После проверки кредиты им простили. Однако о возвращении похищенных с депозитов 3 млн тенге речи пока не идет.
- Банк должен восстановить депозиты, я считаю, - подчеркнула адвокат. - Но для этого мы должны знать истинные результаты проверки. Не то, что нам "точечно" ответили, а результаты в целом. Ответы о проверках по конкретным случаям тоже оставляют желать лучшего. Так, в ответе по Ступиным хоть и указаны определенные нарушения, многие моменты очень поверхностно оценены. Например, пишут, что "подключения происходили с IP-адреса, который совпадает с местом проживания клиента – Павлодарская область город Экибастуз". А ничего что эти люди в райцентре Сергеевка Северо-Казахстанской области живут? А не смущает, что при этом деньги снимали в Астане и Актобе? Это не подозрительно? Пишут, что на эту дату у банка якобы не было обязанности отслеживать удаленный доступ. Но, согласно другим нормативным актам, такая обязанность банков уже существовала. Есть постановление правительства № 832, оно с 2019 года действовало - "Об утверждении единых требований в области информационной безопасности", где написано, что система должна выявлять аномальную активность и блокировать.
В ответе о результатах проверки по данному случаю специалисты Агентства указали: "Выявлено нарушение пункта 90 Постановления №48, а именно: ИТ-менеджер информационной системы не обеспечивает синхронизацию системного времени информационного актива с централизованным источником эталонного времени. По результатам проверки кредиторами было принято решение о полном прощении задолженности по договорам банковских займов Ступина и Ступиной. Касательно поставленных вопросов по выводу денежных средств с депозитов клиентов, инициирована документальная проверка с истребованием пояснений и информации, о результатах документальной проверки вы будете информированы дополнительно".
По словам адвокатов, всего по РК простили кредиты в общей сложности на 1 млрд 300 млн тенге, что в масштабах всей банковской системы страны не такая уж большая сумма. Благо, все было сделано довольно быстро. Как будет с участниками второй очереди, неизвестно.
- Теперь это будет чисто документальная проверка, ну и гарантий, что банки еще раз "сделают красивый жест", нет, - сказала Игнатенко. - Тем временем пострадавших от мошенников меньше не становится, поэтому будет и третий список, и четвертый. Люди же должны быть равны в правах. Мое личное мнение: серьезных намерений изменить ситуацию в работе банков, которые обязаны защищать своих клиентов, увы, пока не видно…
Фото: Shutterstock.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!