Что немцу хорошо, казахстанскому правительству - смерть
* Вперед в прошлое!
* История ничему не учит
* Пособие для начинающего премьера
* Не ошибается тот, кто ничего не делает
* Прости нас, Эрхард!
Экономист Жарас АХМЕТОВ анализирует дебют нового премьер-министра по повестке дня заседания правительства.
Вперед в прошлое!
Не знаю как у читателя, но у меня в последнее время возникло ощущение, что я оказался в машине времени, которая со скрипом, дребезжаньем, частыми остановками и даже попытками рвануть вперед переносит меня обратно в советское прошлое.
После вчерашнего (во вторник, 20 сентября – Ред.) заседания правительства это ощущение только усилилось.
Почитайте вот эти предложения о мерах по борьбе с инфляцией:
1. Доработать на законодательном уровне инструменты пороговых и предельно допустимых цен. Предлагаем внести изменения в нормативные правовые акты по фиксированию торговых надбавок максимально на уровне 20-25% в период острого спекулятивного роста цен.
…
3. Установить рекомендуемые цены на социально значимые продовольственные товары на всех торговых рынках.
…
8. Активизировать работу региональных штабов по стабилизации цен, а также сбору информации и анализу текущей ситуации в регионе.
История ничему не учит
Надо признаться, что все это уже было: и якобинцы с их максимумом цен, и большевики с «военным коммунизмом» и продразверсткой, и попытки регулирования цен в послевоенной Европе, породившие гигантский черный рынок, и сегодняшний хаос в Венесуэле, где также пытаются регулировать цены.
К чему все это ведет, нам хорошо известно. И позволю себе процитировать Людвига ЭРХАРДА, автора немецкого экономического чуда: «Несостоятельность попытки остановить в послевоенные годы инфляцию путем замораживания цен и направляемого хозяйства становилась все более очевидной».
Но почему же министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ и глава правительства Бакытжан САГИНТАЕВ с упорством, достойным лучшего применения, отказываются учитывать накопленный человечеством опыт?
Пособие для начинающего премьера
Тут есть три возможных объяснения: или члены правительства не знают истории, или видят идеал в регулируемой, а не в рыночной, экономике, или просто не знают азов экономики.
Задача сдерживания роста цен на социально значимые товары является важной, тут сомнений нет. Но решается она не за счет государственного регулирования и вмешательства в предпринимательскую деятельность, а созданием условий для расширения товарного предложения. Вместо принуждения торговли к низким ценам правительство должно озаботиться проблемой медленного обновления основных фондов – устаревшее оборудование сдерживает рост производительности труда.
Почему бы кабинету Сагинтаева не озаботиться проблемой простаивания производственных мощностей, их низкой загрузки? Ведь большая часть предприятий, ориентированных на выпуск товаров народного потребления - той самой социально значимой продукции - загружена менее чем на 50%.
Но ни Сагинтаев, ни, тем более, Бишимбаев не могут приказать немедленно обновить и загрузить производственные мощности.
И они, и мы это понимаем.
Не ошибается тот, кто ничего не делает
Но правительство может и обязано озаботиться созданием стимулов для обновления и загрузки производственных мощностей.
К таким стимулам, например, относится ликвидация диспропорции в структуре распределения трудовых ресурсов. Как известно, основная масса рабочей силы занята в сферах с низкой производительностью труда. Казалось бы, очевидное для экономиста решение проблемы. Но доклад министра здравоохранения и социального развития Тамары ДУЙСЕНОВОЙ был посвящен второстепенным и мелким вопросам. Это не вызывает ни удивления, ни разочарования – другого и не ожидали.
На самом деле мобильность трудовых ресурсов сдерживают административные барьеры, в том числе институт регистрации, дефицит социальной инфраструктуры, дефицит доступного арендного жилья, генеральные планы развития городов, совершенно не отвечающие требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня, отсутствие доступной информации по рынку труда, низкое качество профессиональной подготовки трудовых ресурсов.
Разумеется, вы не найдете ни одного из этих вопросов в повестке дня заседания правительства.
В правительстве забыли, что налоги имеют не только фискальное, но и стимулирующее содержание. И на моей памяти ни разу не обсуждались вопросы размеров ставок и налогооблагаемой базы с позиции стимулирования обновления основных фондов.
Никогда не обсуждалась проблема несоответствия между сроками кредитования и сроками полезной службы основных фондов. А это серьезный барьер на пути их обновления. Да, правительство не может приказать уровнять сроки. Но оно может принять решения по изменениям функционирования финансового рынка, в том числе за счет расширения спектра финансовых инструментов, чтобы создать благоприятные условия для предложения долгосрочного финансирования.
Сагинтаев много чего еще может не сделать. И не делает.
Прости нас, Эрхард!
Еще раз процитирую Людвига Эрхарда: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».
Но что немцу хорошо, казахскому правительству – смерть.