С введением в Казахстане Закона об обязательном медстраховании появилась опасность новых громких коррупционных скандалов
* Миллиард долларов - под контроль!
* Просчитались с экономическим прогнозом
* И тут без нефти - никуда
В Казахстане продолжаются споры вокруг закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» (ОСМС), который должен был поэтапно вводиться с 1 января 2017 года.
Эксперты, опрошенные Ratel.kz, убеждены: введение полноценного обязательного социального медицинского страхования в Казахстане еще не раз перенесут, сам закон требует доработок, а коррупционных скандалов не избежать, если не использовать новые инструменты общественного контроля за деньгами Фонда ОСМС.
Миллиард долларов - под контроль!
Хайдар КАПАНОВ (на снимке), кандидат политологических наук, директор Уральского экспертного Центра «Батыс-Analytics» считает такую бюджетно-страховую модель оказания медицинских услуг оптимальной:
- Государство не уходит из финансирования этой сферы, и мы, занятые, тоже должны поучаствовать в охране своего здоровья. Среднегодовая нагрузка по этой схеме на человека составляет примерно 30 тысяч тенге в год - и мы получаем на руки пакет поликлинического и стационарного медицинского обслуживания. Сейчас тратим больше: на одни анализы в клинико-диагностической лаборатории «Олимп» уходит до 20 тысяч тенге. Это, например, по моим предновогодним его посещениям.
Плюсы налицо, считает ученый, но задает резонный вопрос: как обеспечить контроль за средствами, которые ежегодно будут направляться на обеспечение этой бюджетно-страховой модели?
Речь идет о миллиарде долларов в год. Ученый подсчитал: в Казахстане насчитывается 11,2 миллиона занятых и самозанятых граждан. Умножаем это количество на 25 тысяч среднегодовых отчислений от них и получаем приблизительно 1 млрд долларов.
- В "социально-правовом" де-юре, а по факту клептократическом государстве контролером выступает Нацбанк, - рассуждает Хайдар Капанов. - Роль банка (в том числе – А.З.) - не повторить историю с воровством из ФОМСа. Все, наверное, помнят громкий скандал с хищением средств Фонда страховой медицины конца 90-х годов. Но где гарантии по Нацбанку? У него ведь из-под носа только по одной сделке в ЕНПФ увели 5 миллиардов тенге! Парламент бесправен в плане контроля за казенно-народными деньгами. Народ априори бесправен. У всех большие сомнения в сохранности своих «кровных». Потому данный вопрос не столько социальный, сколько политический.
Политолог убежден: чтобы избежать хищений, необходимо использовать парламентские механизмы контроля за казной со стороны гражданского общества.
- Нужен новый формат однопалатного парламента, формируемого 50/50 - от партий и населения, от одномандатных округов, то бишь, на основе смешанной избирательной системы. Тогда лошадь окажется, как и положено, запряжена спереди. Посыл президента о конституционной реформе я вижу именно так.
Просчитались с экономическим прогнозом
Мереке ГАБДУАЛИЕВ (на снимке), конституционалист, профессор Академии естествознания РФ, директор казахстанского ОФ «Институт развития конституционализма и демократии» считает: закон не дотягивает до качественного уровня, а его разработчики просчитались с экономическим прогнозом. Поэтому и внесены поправки, отодвинуты сроки начала действия закона.
На что всем стоит обратить внимание.
Закон был принят 16 ноября 2015 года, а введен в действие 1 марта 2016 года. И здесь начинается самое интересное.
Первоначально предполагалось, что статьи 5, 6 и 7 будут введены в действие с 1 июля 2017 года. Затем в декабре 2016 года все изменилось - начало их действия перенесли на 1 января 2018 года. А в этих статьях закреплено право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медстрахования, регламентирован механизм выбора организации здравоохранения и урегулирована схема самой медпомощи.
Затем были внесены изменения в статьи 26 и 28. В 26-й перенесли взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование, подлежащие уплате в фонд, на более поздние сроки.
В 28-й перенесли взносы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, с 1 января 2017 года на 1 июля 2017 года.
- Это означает, что ключевые нормы закона, от которых зависит введение эффективной системы обязательного медицинского страхования, еще не вступили в действие, - объясняет Мереке Габдуалиев. - И что ответственные за финансово-экономические расчеты лица, дали не совсем точный экономический прогноз, а прогнозно-аналитическая работа при разработке законопроектов у нас находится на низком уровне.
И тут без нефти - никуда
Принятие этого закона преследовало цель создания сбалансированной и устойчивой системы обеспечения гарантий и обязательств оказания медицинской помощи, основанной на солидарном участии государства, работодателей и граждан, напоминает ученый.
- Но такие реформы следует начинать в период высоких цен на нефть, когда государство, предприниматели и другие участники системы медицинского страхования были способны безболезненно «включиться» в реформу медицинского страхования.
- Сейчас эту реформу проводить сложно, - говорит в комментариях Ratel.kz Мереке Габдуалиев. - Cледует учесть два немаловажных фактора. Первый - высокой уровень коррумпированности в Казахстане. Научно доказано: государственные программы и законы (какими бы хорошими они ни были) обречены на провал в стране с высокой степенью коррупции. Второй фактор: насколько работодатели, предприниматели будут добропорядочны, чтобы не скрывать свои доходы, когда дело дойдет до отчислений в Фонд ОСМС? Думаю, в стране появятся «конверты» с зарплатами, другие злоупотребления в сфере налогового и трудового законодательства, что в конечном итоге негативно отразится на простых гражданах.
Наши комментаторы также не исключают, что сроки введения в действие некоторых норм закона будут вновь переноситься, а сам процесс потребует дальнейшего его обсуждение и совершенствования.
Фото автора и из личного архива Мереке Габдуалиева.