При любом намеке на кризис обязательно будет возникать дефицит чего-нибудь, в зависимости от природы кризиса
Глава государства на вчерашнем расширенном заседание правительства спросил: «До каких пор мы будем зависеть от импортных лекарств? Где наша честь?»
Попытаемся ответить на первый вопрос президента. Второй вопрос, надо полагать, риторический.
Но прежде чем ответить, посмотрим на некоторые показатели отрасли.
Действительно, зависимость отечественного рынка от импорта очень высока. Если посмотреть на баланс располагаемых ресурсов антибиотиков (по другим фармацевтическим продуктам нет сплошных данных), то мы увидим, что доля импорта в них выше 80% (смотрите рисунок 1).
В принципе, надо признать, что отечественное фармацевтическое производство совсем еще недавно переживало непростые времена. На рисунке 2 мы видим, что уровень производства 2005 г. был достигнут только в прошлом году. В текущем году производство продолжало расти: в январе-мае этого года выпуск фармацевтической продукции увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,2%. Хотя доля импортных антибиотиков в ресурсах остается все еще высокой: 89,3% в январе – апреле этого года.
Инвестиции в основной капитал отрасли поступают неравномерно, можно сказать, что инвестиции лихорадит, в чем можно убедиться, посмотрев на рисунок 3.
Такая динамика инвестиций, в первую очередь, свидетельствует об отсутствие продуманной долгосрочной стратегии развития фармацевтического производства. Еще одним аргументом в пользу такого предположения может служить динамика использования производственных мощностей (смотрите рисунок 4).
В загрузке производственных мощностей заключены две новости, одна хорошая, другая плохая. Хорошая новость: есть резерв мощностей для наращивания производства. Правда, надо решить проблемы обеспечения сырьем, кадрами и рынками сбыта.
Плохая новость: качество инвестиционных решений низкое.
Ключевая проблема – кто несет ответственность за качество инвестиционных стратегий и решений? Государство или частный сектор?
Если только частный сектор, то фармацевтическое производство давно уже приказало бы долго жить, посмотрите еще раз на рисунок 1, динамику с 2005 по 2008 гг. И это понятно, конкурировать с импортом тяжело, тем более что он в значительной мере представлен международными фармацевтическими гигантами.
Если только государство, то мы будем иметь то, что обычно имеем: «грандиозные» проекты с сомнительной отдачей.
Попытка же совместного решения - государство и частники - как правило приводит к схемам по перекачиванию государственных средств в частный карман. Вот как описывает ситуацию глава государства: «Нет единой системы планирования, отчетности и учета, жесткой ответственности госорганов и генподрядчиков. Работа региональных комиссий по местному содержанию зачастую ведется «для галочки». Бизнес не знает объемы планируемых работ, номенклатуру необходимых товаров. Утвержденная с учетом местного содержания проектно-сметная документация может меняться очень часто, буквально на ходу. В итоге закупается импорт».
Получается своеобразная ловушка: что бы ни делали, все будет нехорошо. И причины такого положения дел президент страны обозначил предельно ясно: «Кризис показал социальные диспропорции в нашем обществе, скепсис и недоверие граждан к местным и центральным властям. Наш госаппарат и, в целом, система госуправления серьезно отстали от веления времени».
Возвращаясь к началу заметки. Мы обещали ответить на вопрос президента: «До каких пор мы будем зависеть от импортных лекарств?» Ответ чрезвычайно прост: до тех пор, пока сохраняется существующая архаичная система государственного управления.
И нельзя обойти стороной тему возникшего дефицита лекарственных средств.
В принципе, в возникновении дефицита лекарственных средств, медицинского оборудования, больничных коек ничего удивительного или экстраординарного нет. Системы здравоохранения многих стран мира, может за исключением Японии и Кореи, оказались не готовы к отражению атаки вируса с такой высокой скоростью инфицирования.
Главное, в таких условиях, как быстро дефицит ликвидируется. И вот с этим у нас возникли проблемы.
Проблема первая: система дистрибуции лекарств, во всяком случае в рамках государственного обеспечения бесплатной медицинской помощью, у нас монополизировано ТОО «СК – Фармация». Читаешь их стратегию и диву даешься: в каком веке мы живем? Вот выдержка, касающаяся ключевых рисков: «Риск противодействия со стороны медицинских организаций централизованному закупу ЛС и МИ вне списка Единого дистрибьютора».
Проблема вторая: замедленная реакция и нерасторопность государственных органов. Как только стало ясно, что сдерживать число заразившихся не удается, что существует пока еще потенциальная угроза возникновения дефицита лекарств, надо было привлекать к решению задачи всех возможных поставщиков медикаментов.
Проблема третья: отвратительная работа по информированию населения о положение дел. Народ, конечно, бросится скупать впрок все, что возможно, потому что питается только слухами и сплетнями.
С третьей проблемой связана и четвертая: низкий уровень доверия со стороны населения к Власти, особенно, когда она заверяет, что все нормально. Помните, как Жванецкого:
Однажды в телевизоре появился бледный как смерть Министр Финансов и заявил:
- Финансовый кризис нас не затронет. Потому что. Я вам точно говорю.
Население, знающее толк в заявлениях официальных лиц, выматерилось негромко и отправилось закупать соль, спички и сахар.
Пока такого рода проблемы существуют, при любом намеке на кризис обязательно будет возникать дефицит чего-нибудь, в зависимости от природы кризиса.
Фото: news.bunevich.kz