Обзор казахоязычной прессы (19 декабря)
* Касым-Жомарт Токаев: Еще рано использовать апострофы
* Что мешает выходу фильма «Аллажар» на широкий экран
* Почему казахи не заключают браки между собой до седьмого колена?
* Ученые: Страсть к селфи говорит о психическом расстройстве
ABAI.KZ: «Үш күн өтті, үн-түн жоқ... Мырзахметов қайда жүр?» («Три дня прошло, где же Мырзахметов?») - Автор портала Нургельды АБДЫГАНИУЛЫ рассуждает о судьбе бывшего министра сельского хозяйства Аскара МЫРЗАХМЕТОВА.
«С 15 декабря он освобожден от должности. Возникает резонный вопрос: кем будет назначен Мырзахметов? Знающие люди строят разные версии. Некоторые предполагают, что он займет кресло столичного акима, заменив на этом посту Асета ИСЕКЕШЕВА. Другие говорят, что нынешнего градоначальника Алматы Бауыржана БАЙБЕКА отправят в Акорду, и акимом южной столицы станет Мырзахметов. Но уже три дня прошло, а Аскар Исабекович все еще без должности. Где он сейчас, чем занимается?»
TWITTER.COM: «Қасым-Жомарт Тоқаев: Үтір арқылы жазуға әлі ерте» («Касым-Жомарт Токаев: Еще рано писать с апострофами») - Спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ высказал свое мнение по поводу латинского шрифта.
«Национальная комиссия еще не приняла конкретного решения по поводу латинского алфавита, поэтому использовать апострофы в газетах или где-нибудь еще рано», - написал он на своей страничке в Twitter.
QAZAQTIMES.KZ: «Аллажар» фильмінің толық шығуына не кедергі?» («Что мешает выходу на экраны фильма «Аллажар»?) - На этот вопрос издания отвечает участник декабрьских событий 1986 года Ерлан ДЕКЕЛБАЙ.
«На мой взгляд, одна из причин в том, что в фильме показывается, как представители других национальностей избивают казахов. Власти опасаются, что из-за этого могут возникнуть межнациональные конфликты. Но если разобраться, то казахов «избивала» политика Кремля. По их указанию произошло столкновение казахов и русских. Казахи вышли на площадь не против русского народа, у них не было таких лозунгов. Молодежь была против решения политбюро в Москве.
Режиссер фильма «Аллажар» Калдыбай АБЕНОВ был первым из представителей интеллигенции, который объединил осужденных желтоксановцев. Помогал при создании организации «Желтоқсан». Он много сделал для того, чтобы показать народу фильм. Но его не пускали на ТВ, не писали о нем в крупных СМИ. Мы не собираемся никого критиковать. Наша задача - показать события 30-летней давности народу без прикрас. Но кроме других препятствий, чтобы осуществить это, есть и финансовые проблемы», - говорит он.
Напомним, фильм «Аллажар» повествует о декабрьских событиях 1986 года в Алматы.
ALASHAINASY.KZ: «Қазақ халқы не үшін жеті атаға дейін қыз алыспайды?» («Почему казахи не заключают браки между собой до седьмого колена?») - Издание разъясняет смысл традиции, свойственной из мусульманских народов только казахам.
Согласно историческим сведениям, в XV веке, когда советник Жанибек хана Жиренше шешен сильно занемог и слег от неизвестной болезни, позвали знахаря Отейбойдак ТЛЕУКАБЫЛУЛЫ. Вылечивший больного знахарь рассказал хану об опасности наследственных заболеваний вследствие браков между родственниками.
Тогда и появились эти правила - не заключать браки с представителями родов до седьмого колена, которые стали традицией. Ханом Жанибеком даже был издан указ, согласно которому нарушивший это нововведение наказывался смертной казнью. Знаменитый знахарь написал даже книгу о болезнях, причинами которых могут стать браки между родственниками.
STAN.KZ: «Ғалымдар селфиқұмарлықтың психикалық ауру екенін анықтады» («Ученые выяснили, что страсть к селфи является психическим расстройством») - Пристрастие к селфи и частая их публикация в интернете являются симптомами психического заболевания, считают медики, пишет ресурс ссылаясь на исследование журнала International Journal of Mental Health and Addiction.
На основании наблюдений психологи пришли к выводу, что легкое ментальное расстройство, которое специалисты назвали «селфитис», можно диагностировать у человека, который делает три снимка ежедневно, но не публикует их в интернете. Острую стадию заболевания характеризует желание выкладывать изображения в сеть.
Следующая фаза - хроническая - это состояние, при котором пациент публикует селфи не менее шести раз в день.
По мнению психологов, типичный больной «селфитисом» – это неуверенный в себе человек, который стремится привлечь к себе внимание.
Фото: Kapital.kz.