Кто виноват в срыве авиаперевозок в главном аэропорту Казахстана

231308 просмотров
0
Ратель
Четверг, 28 Окт 2021, 17:45

Авиакомпаниям страны не на чем летать

АО "Международный аэропорт Нур-Султан" заявляет о срыве авиаперевозок в главном аэропорту страны из-за отсутствия авиакеросина. Запасы топлива на сегодня имеет только АО "Air Astana".

Читайте также
Акимат Карагандинской области скрывает подробности новой сделки с автопарком

При этом, по словам эксперта нефтегазового рынка Ерлана ЖАУКИНА, казахстанская нефтепереработка обеспечивает потребности казахстанских перевозчиков более, чем на 90%. И по лояльным ценам. Казахстанский авиакеросин существенно дешевле российского. 

В целом, потребность внутреннего рынка, а это обеспечение полетов казахстанских авиакомпаний, потребности силовых структур, заправка пассажирских рейсов зарубежных авиакомпаний, выполняющих рейсы в Казахстан составляет около 650 тыс. тонн. После завершения модернизации отечественные НПЗ производят около 600 тыс. тонн авиатоплива в год. Эти данные отражены как в производственных планах НПЗ РК, так и в официально предоставляемой информации Минэнерго. То есть порядка 40-50 тыс. тонн потребностей казахстанского рынка обеспечивается за счет импорта, доля которого составляет около 7% от общего объема потребления.

Кроме того, крупные ресурсодержатели авиационного топлива на НПЗ РК обеспечивают поставки керосина для нужд отечественных авиакомпаний напрямую, без участия посреднических структур. А авиакомпании самостоятельно покупают авиатопливо и управляют запасами во всех аэропортах Казахстана.

О снижении объемов производства авиакеросина в период остановок НПЗ РК на плановые ремонты, все заинтересованные структуры уведомляются заблаговременно. Минэнерго заранее рекомендует всем участникам рынка авиатоплива приобретать необходимые объемы топлива на рынке Казахстана и России. По данным официальных источников на начало октября в аэропортах страны был сформирован месячный запас топлива, обеспечивающий бесперебойность полетов казахстанских авиакомпаний.

Читайте также
Санкции в действии: Belavia отправила свои самолёты в Казахстан

Однако, по имеющимся сведениям, АО "Международный аэропорт Нур-Султан" за последний год существенно увеличил объемы транзитных грузоперевозок зарубежных авиакомпаний (Cargo), ранее осуществлявших транзит и дозаправку в аэропортах России.

"Как привлекаются транзитники? Основная статья – это стоимость дозаправки. То есть предоставляя более конкурентные цены в сравнении с российскими аэропортами, у аэропорта Нур-Султан существенно увеличился расход авиатоплива. Я полагаю, что нефтяная отрасль не должна нести ответственность за развитие бизнеса аэропортов, не касающегося обеспечения потребностей авиакомпаний", - говорит Ерлан Жаукин.

Ежемесячный расход авиатоплива аэропорта Нур-Султан на сегодняшний день составляет около 19 тыс. тонн авиакеросина в месяц. При этом объем дозаправки иностранных пассажирских рейсов составляет около 500 тонн в месяц. То есть около 18,5 тыс. тонн авиатоплива, реализуемого аэропортом – это коммерческая заправка иностранных грузовиков по мировым ценам. То есть на топливном рынке сложилась точно такая же ситуация, как и на рынке дизельного топлива. Иностранные перевозчики летят в Казахстан, чтобы заправиться подешевле, считает эксперт.

"По моему мнению, АО "Международный аэропорт Нур-Султан", расширяя структуру своего бизнеса, ставя перед собой амбициозные цели и задачи должен иметь для этого соответствующую ресурсную базу, чего менеджмент аэропорта не смог сделать", - отметил Жаукин.

Читайте также
Стагфляция в Китае: пришла беда - отворяй ворота?

Для того, чтобы гражданская авиация, в том числе рынок транзитных авиационных грузоперевозок, могла развиваться, участники этого рынка не должны смотреть "в рот" местным производителям. На рынке достаточно предложений авиатоплива, как от мелких участников, так и от российских производителей. В частности, Орский НПЗ готов осуществлять поставки авиакеросина в Казахстан. Вопрос стоит только в цене.

Кроме того, с сентября стартовали биржевые торги авиатопливом, где реализуется не менее 10% производимого в стране авиационного топлива. Если изучить итоги торгов, публикуемых в открытых источниках, то там почему-то нет данных об участии в торгах АО "Международный аэропорт Нур-Султан".

"Хотелось бы отметить еще один существенный фактор. Мировой опыт показывает, что более высокую эффективность и надежность в осуществлении авиаперевозок обеспечивает непосредственное участие самих нефтяников. Яркие тому примеры – это присутствие во многих крупных воздушных гаванях России и Европы таких компаний, как "Газпромнефть-аэро", "Лукойл-аэро" и др., создающих соответствующую инфраструктуру во всех крупных аэропортах России и Европы.

Насколько мне известно, для подобных целей у АО "НК "КазМунайГаз" существует соответствующее подразделение ТОО "КазМунайГаз-аэро", обеспечивающее поставки авиатоплива и заправку воздушных судов силовых структур Казахстана", - заключил эксперт. 

Фото: 2ГИС.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента