В этом году в ряды лидеров антирейтинга вырвались медики
13 января на площадке Службы центральных коммуникаций исполнительный директор Transparency Kazakhstan Ольга ШИЯН презентовала результаты исследования "Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год".
Эксперты Transparency Kazakhstan опросили 9 000 респондентов на уровне городов, областных и районных центров и изучили 1 347 обращений, поступивших на портал "Открытый диалог".
Результаты опроса населения показали, что 11,3% респондентов столкнулись с коррупцией при обращении в государственные органы. По сравнению с 2019 годом наблюдается снижение числа попаданий респондентов в коррупционные ситуации на 2,1%.
По сравнению с 2019 годом, список госучреждений, в стенах которых происходили неформальные случаи, сохранился и пополнился ЦОНами. Наиболее коррумпированными организациями, по отзывам респондентов, столкнувшихся с коррупцией, стали государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады, государственные вузы. На долю этих 6 учреждений приходится две трети всех отмеченных случаев коррупционного взаимодействия граждан с государственными органами.
Необходимо отметить позитивную картину в бизнес-сообществе:более 80% опрошенных предпринимателей считают, что в Казахстане вполне можно развивать свой бизнес, не давая взяток и работая исключительно в правовом поле.
Наибольшее доверие по мнению граждан и бизнес-сообщества имеют президент (70%), Агентство по противодействию коррупции (63% и 65%), правительство (59% и 62%), Агентство по делам государственной службы (55% и 59%) и партия "Nur Otan" (53% и 55%).
Свыше 60% опрошенных казахстанцев сообщили, что готовы оказать содействие в борьбе с коррупцией.
По результатам опроса также были определены регионы и государственные органы, где чаще всего люди сталкиваются с коррупцией, а также сформирован перечень наиболее коррумпированных государственных должностей, типичные причины и обстоятельства коррупционных сделок, суммы взяток.
По мнению граждан, чаще всего решать вопросы неформальным путем приходилось в Жамбылской, Атырауской, Алматинской, Карагандинской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях, а по отзывам предпринимателей – в городахНур-Султан, Шымкент, Акмолинской, Павлодарской, Кызылординской, Карагандинской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской области.
Основными поводами выступали необходимость граждан получить лечение или направление на лечение (12,7%), устроиться на работу (10,1%), определить ребенка в детский сад (6,1%), решить земельный вопрос (6,5%), получить справку из ЦОНа (5,1%), "закрыть" сессию (4,4%), сдать налоговый отчет (9%), избегать ответственности по допущенным нарушениям (8,4%).
Стоит отметить, что на вовлеченность в коррупцию респондентов влияет не частота обращений, а степень заинтересованности получателя в услуге.
Респонденты отметили, что в половине случаев инициаторами неформального решения вопроса являются работники госучреждений, а в каждом четвертом – посредники. "За год доля посредников в коррупционных сделках выросла на 6%, что респонденты связывали с недостаточной информацией от госучреждений в период карантина", - отметила О. Шиян.
Две трети опрошенных сообщили, если работник какого-либо учреждения хочет получить взятку, то он будет проявлять волокиту и превышать полномочия. Суммы взяток варьировались от 1 000 до 300 000 тенге (в 2019 году – от 500 до 500 000 тенге).
Результаты анализа портала "Открытый диалог" показали, что информацию о коррупции чаще направляли на блоги председателя Агентства по противодействию коррупции, министров внутренних дел, финансов, здравоохранения, юстиции, труда и социальной защиты,цифрового развития, а также председателя Комитета государственных доходов. В региональном разрезе жалобы чаще поступали на блог-платформы акимов Алматинской, Павлодарской областей и г. Алматы.
Заявители выражали недовольство качеством работы полиции,акиматов районов, государственных больниц и поликлиник, налоговых органов ичастных судебных исполнителей. По мнению граждан, основными причинами жалоб являлись волокита, бездействие госорганов в рассмотрении обращений, некомпетентность сотрудников, технические ошибки и некорректные сведения в государственных базах данных.
Фото: inform.kz.