Электронная система оплаты проезда появится в Астане в конце мая
Уже скоро жителям столицы предоставят новый способ оплаты проезда в автобусе. Электронная система оплаты появится в Астане в конце мая. В рамках Программы модернизации транспортного комплекса привычные всем одноразовые билеты меняют на электронные карты. Что же будет в ближайшее время с автобусами, водителями и пассажирами Астаны, Ratel.kz объяснил руководитель центра платежных систем ТОО «Астана LRT» Сергей ПОПОВ.
- На чем специализируется компания ТОО «Астана LRT»?
- Мы являемся управляющей компанией по транспортной системе в Астане. Занимаемся всем процессом пассажирских перевозок. LRT - это система легкорельсового транспорта. Его внедрение одно из главных задач нашей компании. Пока он на стадии разработки. Помимо новой транспортной системы, мы реализуем ряд значимых проектов. Один из них – внедрение электронной системы оплаты проезда в общественном транспорте столицы.
- ТОО «Astana LRT» подотчетна акимату Астаны? Какие у вас отношения с местной исполнительной властью?
- Да, мы являемся подведомственной компанией Управления пассажирского транспорта Астаны. Местный исполнительный орган ставит перед нами важные задачи по внедрению инновационных технологий в сфере транспорта, мы их реализуем согласно всем мировым стандартам.
- Какое участие акимат Астаны принимал во внедрении электронной системы оплаты (ЭСОП)?
- Акимат является непосредственным заказчиком проекта. Астана – визитная карточка нашей страны. Ежегодно сюда стекается огромное количество туристов, гостей. По нашей столице они формируют мнение о всей республике. Поэтому здесь важно обеспечить транспортную доступность, внедрить новые технологии для удобства и комфорта жителей и гостей столицы. Все наши проекты инициированы Управлением пассажирского транспорта и акиматом Астаны. Учитывая международный опыт, я могу сказать точно: если на территории одного города будет несколько платежных систем общественного транспорта, то проект не покажет эффективности. Вся суть в том, что, имея одну карточку, человек может пользоваться услугами всех видов транспорта. Поэтому мы единственный исполнитель этого заказа.
- Кто является источником финансирования проекта ЭСОП?
- В рамках реализации проекта привлекается частный инвестор, за счет механизма государственно-частного партнерства. На данный момент объем инвестиций находится на стадии уточнения.
- В каком состоянии находится разработка ЭСОП? Когда вы планируете ее внедрять?
- Первый этап внедрения электронной системы оплаты проезда запланирован на 31 мая. Он охватит все пригородные и экспресс-маршруты города. Сейчас полным ходом идет установка оборудования в автобусах. Уже оснащено порядка 480 единиц подвижного состава из 880. Городские автобусы будут запускаться поэтапно. У входа в среднюю и заднюю двери автобуса будет установлен валидатор. При входе в переднюю дверь у водительской кабины будет стоять специальное устройство - консоль, на котором также можно будет «провести» карточкой, то есть провалидироваться. Если у пассажира не будет карточки при себе, он сможет расплатиться наличными средствами. Водитель распечатает ему бумажный билет с QR-кодом. Так пассажир без карточки сможет доказать инспекторам службы транспортного контроля, что он действительно оплатил проезд. Это очень важно. Ведь сейчас за неоплату проезда в общественном транспорте полагается штраф в размере 2 МРП.
- Выходит, оплата проезда электронной картой не исключает полностью оплату наличными, как это пытаются делать в Алматы?
- У нас другие принципы работы, нежели у алматинской компании. Для удобства пассажиров мы предоставляем выбор – оплатить проезд электронной картой или наличными средствами. Однако мы все же заинтересованы в переходе людей на электронную оплату, поэтому будет применяться зарубежный опыт мотивации пассажиров, когда оплата наличными будет стоить дороже оплаты картой.
- Как будет называться ЭСОП в Астане?
- Электронная система оплаты проезда будет носить название ASTRA PLAT. Транспортные карты будут называться Astra Card. Здесь ASTRA расшифровывается как Astana Transport Authority.
- Сколько будет стоить электронная карта оплаты проезда?
- Стоимость карты сейчас на этапе утверждения. Об этом будет известно чуть позже. Но уже можно сказать, что мы предусмотрели возможность оплаты проезда тремя способами. Во-первых, наличными. Во-вторых, электронной картой на бумажной основе с ограниченным количеством поездок. Она не пополняется. Например, в ней будет 10 поездок. После десятой можно карточку смело выбрасывать. И третий способ оплаты — это постоянная пластиковая карта. Пассажир может оплачивать ею поездки, время от времени пополняя в специальных кассах.
- Объясните, как работает система оплаты проезда? Кем и как снимаются с карточки средства, когда её прикладывают к валидатору?
- На карточке нет денежных средств, весь расчет идет в поездках. Пассажир покупает поездки. Когда карточку подносят к валидатору, с нее списывается 1 поездка. К примеру, карточки для лифта работают так же. Пополнять поездки можно в специальных пунктах с кассами и в автоматах.
- При пополнении карты кому уходят деньги? Главный бенефициар — это ТОО «Астана LRT»?
- Да. Вырученные средства от реализации транспортных карт идут оператору системы, в Управляющую компанию, то есть в ТОО «Астана LRT». Затем оператор системы направляет средства компаниям-перевозчикам. Разумеется, мы будем удерживать определенный процент от общей суммы на содержание системы. Однако это не имеет значения для потребителей, так как на стоимости проезда и качестве перевозок никак не отразится. Это лишь механизм распределения денежных потоков.
- Глядя на процесс внедрения подобной системы в общественном транспорте Алматы, вы не думали, что астанчане будут также сопротивляться? В Алматы, например, водители и пассажиры устраивали забастовки.
- Можем предположить, что часть жителей Алматы сопротивлялась новой системе из-за невозможности оплатить проезд наличными. А перевозчики утверждали, что несут потери. В нашей системе наличка не отменяется. Мы просто делаем так, что пассажирам будет выгоднее пользоваться картой. Мы предусмотрели дополнительные бонусы, которые пользователь сможет получать от оплаты картой. Оплатив первую поездку, к примеру, человек в течение часа может пересаживаться бесплатно на другие маршруты. Что касается компаний-перевозчиков, то в Алматы возмущались «частники». А в Астане перевозчики, обслуживающие маршруты города, имеют договоры с акиматом. Это значит, что у сторон есть определенные условия и обязательства друг перед другом. Никаких юридических казусов возникнуть не должно.
- Что вы предусмотрели для пассажиров, пользующихся социальными льготами?
- Льготной категории граждан будут выданы именные карты. На них будут фотография владельца карты, имя, фамилия и год рождения. При помощи этой карты они будут фиксировать проезд в автобусах. На этой карточке не будет ни поездок, ни денег. Льготники вообще ничего не будут платить. Эта карта нужна только для того, чтобы зафиксировать проезд. Чтобы мы потом смогли возместить затраты перевозчику.
- Кто будет возмещать затраты за льготников?
- Акимат Астаны. Это предусмотрено в бюджете города. Астана - единственный город Казахстана, где право бесплатного проезда в общественном транспорте предоставлено не только пенсионерам и ветеранам ВОВ, но и многодетным семьям или семьям, потерявшим кормильца. В некоторых городах для пенсионеров и ветеранов войны предусмотрены скидки в 50%. Заблаговременно до внедрения ЭСОП мы организовали фоторегистрацию для льготной категории граждан. В нашу базу были занесены данные около 60 тысяч человек, претендующих на льготы.
- Как новая система защитит водителей от «зайцев»?
- При нашей компании в прошлом году была создана служба транспортного контроля. Инспекторы данной службы будут заходить в автобусы, блокировать валидаторы и проверять карты и одноразовые билеты пассажиров при помощи специальных устройств или путем поднесения карты пассажира к валидатору в режиме «проверка». Это делается для того, чтобы человек, который пытался проехать бесплатно, завидев инспектора, не ринулся оплачивать проезд.
- Вы говорили в других интервью, что кондукторы автобусов с внедрением ЭСОП станут консультантами. В чем будет заключаться их работа?
- Кондукторы действительно переквалифицируются в консультантов. Они будут как прежде находиться в автобусах и объяснять пассажирам, как пользоваться картами проезда, наблюдать, чтобы все пассажиры провалидировались. Когда население привыкнет к электронным карточкам и необходимость в консультантах отпадет, бывшие кондукторы смогут перейти в службу транспортного контроля. Проверка оплаты себя не изживет. Поэтому, необходимость в кадрах будет, без работы они не останутся.
- Кто будет их переобучать в консультантов и за чей счет?
- В центре квалификации специалистов транспорта Астаны. Первый этап обучения работников транспорта начался еще в прошлом году в рамках общей программы переподготовки. С апреля началось усиленное обучение. Это второй этап, в рамках которого кондукторы, водители, инспекторы службы транспортного контроля знакомятся с работой на оборудовании. Данное обучение проводится бесплатно. Однако по итогам обучения сотрудники должны сдать аттестацию. Если результаты будут неутешительными, специалистам необходимо пройти курсы еще раз, но уже за свой счет.
- Какие минусы вы видите в сегодняшней, уже традиционной оплате проезда одноразовыми бумажными билетами?
- Самый большой минус — это отсутствие надлежащего контроля за количеством проданных билетов. Мы называем это теневым оборотом. Люди периодически обращаются в наш контакт-центр, рассказывают, что кондукторы не выдают им билеты, либо требуют их обратно перед выходом пассажира на остановке. Это и есть показатели того, что сегодня система доходов непрозрачна. Это означает, что вырученные средства могут не в полной мере поступать компаниям-перевозчикам.