Одна из причин – большегрузные автомобили, причём задействованные в ремонте трасс
В Северо-Казахстанской области развернулась большая ремонтно-дорожная кампания, в том числе направленная на ликвидацию последствий разрушительного паводка. Только на автомобильные дороги местного значения выделено 43,8 млрд тенге, охват ремонтными работами составит 670 км. Значительные средства пустят на реконструкцию дорог республиканского значения с мостами и водопропускными трубами.
- Но как сохранять дороги, когда тяжеловесные автомобили, в основном самосвалы, при перевозке инертных материалов для ремонта одних участков одновременно наносят значительный вред и разрушают другие участки дорог? – сказал руководитель инспекции транпортного контроля СКО Аблай КАЗБАЕВ во время совещания в акимате. – В области около 7,5 тыс. грузовиков, из них самосвалов с максимальной разрешенной массой 20 тонн и более – 1 435. Значительная часть таких автомобилей регулярно задействована в работе по строительству и реконструкции автомобильных дорог. Нарушения начинаются при погрузке, когда карьеры не соблюдают нормы загрузки инертных материалов – щебня, песка, дресвы, превышая их.
В этом году за превышение допустимых параметров в отношении грузоотправителей составлено 22 административных материала. В отношении первозчиков возбуждено 27 административных дел, взысканы штрафы на сумму 9,4 млн тенге.Но принципиально это ничего не меняет. В регионе, протяженность дорог которого составляет порядка 9 000 км, проблемы с охватом транспортным контролем. Не хватает инспекторов, передвижных постов, их всего три, причем один круглосуточно дислоцируется возле пункта пропуска Жана Жол.
- В ходе контроля за проездом тяжеловесных карьерных транспортных средств имеется ряд проблем: невыполнение требований сотрудников инспекции об остановке, стоянка загруженных автомобилей на обочине под предлогом поломки автомашины, попытки воспрепятствования проверке и взвешиванию путем непредоставления документов и разгрузки на месте остановки, а также оставление транспортного средства водителем, - сообщил Казбаев. - При этом наши специалисты не имеют права осуществлять контроль в подобных ситуациях.
Инспекция взаимодействует с правоохранительными органами. Но такие мероприятия не носят системного характера. А нарушители после наказания продолжают игнорировать правила. Для снижения интенсивности движения тяжеловесного автотранспорта и нагрузки на дорожное полотно глава инспекции предложил рассмотреть возможность альтернативного способа доставки грузов - железнодорожным транспортом с организацией накопителей инертных материалов.
Однако причиной ужасного состояния дорог являются не только большегрузы, но и некачественный ремонт, после которого асфальт быстро приходит в негодность. В ходе совещания говорилось о проблемных проектах, которые имеются почти в каждом районе. Согласно информации управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог СКО, в Кызылжарском районе на реализацию шести проектов выделено 900 млн тенге. Однако средний ремонт одной из автодорог не начат. Заказчику рекомендовано подать иск в суд о признании подрядчика недобросовестным и расторгнуть договор. То же самое и в Мамлютском районе, где возникли проблемы с ремонтом внутрипоселковых дорог стоимостью 124,8 млн тенге. Есть несколько проектов, которые должны были завершить в прошлом году, но были вынуждены перенести на этот год.
Об этом же шла речь и на заседании Общественного совета, где рассматривали вопрос исполнения бюджета за 2023 год.
- В процессе исполнения бюджета, к сожалению, не все проходит гладко, нас подводят очень часто подрядчики, - сказала руководитель управления финансов СКО Наталья ДЫШКАНТ. - Бывает некачественное выполнение работ. Поэтому мы с вами в течение года проводим корректировку бюджета. В течение 2023 года проведено пять уточнений и 16 корректировок областного бюджета. Когда мы видим, что работы не будут завершены по какой-то причине, то мы эти средства направляем на другие объекты, чтобы они работали.
Общественники попросили уточнить, сколько всего в 2023 году было переносов по вине подрядчиков в сфере дорожного строительства? Представители управления общественного транспорта и автомобильных дорог заявили, что всего таковых было три. В двух случаях подрядчики были признаны недобросовестными участниками госзакупок, в третьем – подрядчик обещал все дефекты на асфальтобетонном покрытии исправить за свой счет в рамках гарантии.
- Вроде простая логика – строим и ремонтируем на народные деньги, - отметил член Совета Петр ШАРАПАЕВ, говоря о качестве строительства и ремонта. - Но взаимодействия между заказчиком – обществом и исполнителем – местными исполнительными органами нет. Один из факторов эффективного использования бюджетных средств - это прямое участие общества в исполнении. Только если будет достаточное публичное обсуждение необходимости тех или иных трат, фактическое, а не на бумаге, наблюдение за ходом работ, то и подрядчики будут относиться к своим обязанностям более ответственно. И коррупционных скандалов будет меньше.
Фото: из открытых источников.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!