До настоящего юбилея – 550-летия нашей государственности – еще три года: по мнению ученого Казахское ханство появилось в 1470 году
* Формирование казахского народа шло долго и сложно
* Даже одичавшая кошка называлась «қазақ»
* И брат покинул брата
«Сослагательное наклонение, конечно, неприемлемо для истории, но если задать вопрос: «А что было бы, если бы вторжения монголов в Дешт-и-Кыпчак не было?», то самоназвание народа было бы не казахи, а кыпчаки или узбеки», - считает академик НАН РК, востоковед-арабист Булат КУМЕКОВ. Ученый также утверждает, что настоящий юбилей – 550-летие нашей государственности - еще впереди: Казахское ханство официально появилось на исторической арене в 1470 году.
Очередной всплеск интереса к этой теме был подогрет фильмом Рустема АБДРАШЕВА «Казахское ханство: алмазный меч», прокат которого начался в кинотеатрах страны 5 января. Одним из главных достоинств этой картины является историческая достоверность описываемых событий. Режиссер не отрицает, что его «консультантами» стали исторические монографии таких ученых как Турсун СУЛТАНОВ, Сергей КЛЯШТОРНЫЙ и Булат КУМЕКОВ.
Формирование казахского народа шло долго и сложно
Государство Ак Орда, появившееся в конце XIII века, стало первым государственным образованием на территории Казахстана после монгольского периода. Оно было основано на кыпчакской структуре, лишь власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Эта нить – правление чингизидов, дойдя и до времени образования Казахского ханства в XV веке, продолжалась вплоть до XIX века – до тех пор, пока казахи не оказались в составе России.
- Формирование казахского народа шло долго и сложно, - говорит Булат Кумеков (на снимке). - Это был, по сути, процесс этнического взаимодействия на протяжении трех тысячелетий между местным и пришлым на территорию Казахстана населением. Одно время мы едва не стали называться кыпчаками, потом - узбеками, но История распорядилась иначе.
Двинувшись в начале XIII века на запад, Чингисхан прекрасно понимал, что если там и есть сила, которая может преодолеть его, то только кыпчаки. Везде, куда он со своим войском вторгался до этого, ему легко было удержать власть: монголы по своему военному потенциалу намного превосходили любое оседлое земледельческое государство, но кыпчаки были такими же, как и они сами, - здесь действовали степной образ жизни, традиции и культура.
Поэтому одолеть кыпчаков окончательно они могли только при помощи дипломатии, хитрости и натравливания их друг на друга, ну и, разумеется, уничтожения династийного рода ел борели. До этого Чингисхан так же поступил и с татарскими племенами – чтобы на территории Монголии никто не мог оспорить власть его и потомков, расправился с династийным родом, который мог претендовать на государственное управление.
В силу вышеназванных причин к концу XIII века пошел процесс кыпчакизации и тюркизации не только монгольской династийной ветви - чингизидов, но и всех монголов, которые пребывали на территории Дешт-и-Кыпчака. Захватчики говорили на кыпчакском и придерживались традиции и быта покоренного народа. Арабский путешественник аль-Омари свидетельствовал: «все татары (монголы) стали точно кыпчаки».
…К середине XIV века термин «кыпчак» снова распространился на всю территорию Дешт-и-Кыпчака. Мощные кыпчакские традиции и культура впитали в себя духовность всех других степных этносов.
И поэтому другие племена, которые расселялись вместе с кыпчаками на этой территории, стали постепенно называть себя кыпчаками, хотя они таковыми не были. Но чингизиды, в чьих руках находилась политическая власть, не могли допустить образования народа под таким названием.
К тому же кыпчаки, подобно просу, вскоре рассеялись по всему миру, начиная от Руси, Западной Европы и заканчивая Индией и арабскими странами. И во второй половине XIV века на территории Дешт-и-Кыпчака этнополитический термин «узбек» стал превалировать над термином «кыпчак». Отныне проживающая здесь этническая общность, за исключением моголов - жителей Могулистана (Жетысу), стала называть себя узбеками.
Даже одичавшая кошка называлась «қазақ»
Формированию народа под этим названием помешали определенные исторические события. В первую очередь – борьба за власть. В Дешт-и-Кыпчаке правили несколько ветвей чингизидов - сыновей царевича Джучи: потомки старшего сына - Орда-Ежена и пятого – Шибана.
- Правление ветви Орда-Ежена прервалось в начале XV века - трон в Дешт-и-Кыпчаке был захвачен представителем династии шибанидов Абулхаиром, - говорит Кумеков. - Жанибек и Керей, потомки Орда-Ежена, пытаясь отобрать, как они считали, законно принадлежащую им власть, вступили с ним в противоборство. Но Абулхаир вытеснил их в 1459 на территорию Могулистана. С этого момента за всеми отделившимися вместе с ними племенами закрепилось название узбек-казахи. А были еще узбек-ногаи, узбек-карлуки, узбек-мангыты и т.д.
Здесь следует сделать оговорку. Понятие «казах» (қазақ) изначально имело социальное значение. Так называли всех, кто отделялся от основного рода. Российский востоковед Турсун Султанов в персидских источниках нашел по этому поводу очень любопытный пример: даже одичавшая кошка называлась «қазақ».
И вот Жанибек и Керей, будучи кочевыми узбеками, отделились от основной массы и стали узбек-казахами. Переселившись в Могулистан (Жетысу), они стали собирать силы, чтобы вновь повести борьбу за власть в Дешт-и-Кыпчаке. Абулхаир, чтобы предупредить их выступление, в 1468 году сам двинулся им навстречу, но по пути заболел и вскоре скончался от банальной простуды. В итоге Жанибек и Керей одержали победу в борьбе с потомками Абулхаира и продолжили правление Великой степью по линии династии Орда-Ежена.
- 1470 год – это год официального появления на исторической арене Казахского ханства, - утверждает Булат Кумеков. - Ряд исследователей считает, что это произошло гораздо раньше, отчет появлению государства казахов, по их мнению, можно начинать с того времени, когда Жанибек и Керей переселились в Могулистан. Однако для того, чтобы иметь государство, нужны определенные атрибуты: оно должно иметь территорию, административно-военную систему и, наконец, дипломатические связи с другими государствами. Жанибек и Керей имели землю, но ее им выделили могольские правители. Когда они двинулись в Дешт-и-Кыпчак, то лишились ее. Поэтому вернее будет считать, что начало появлению Казахского государства было положено в процессе отделения. Оно завершилось в 1470 году, когда они захватили власть в Дешт-и-Кыпчаке.
И брат покинул брата
За оставшимися в Дешт-и-Кыпчаке кочевниками закрепилось название просто «казах». Таким образом, термин «Казахстан»» (страна казахов) появился в XV веке, а в начале XVI он стал упоминаться в письменных источниках.
Однако это не означает, что казахский народ появился на рубеже XV-XVI веков. Нет, этот процесс был длительный. В XIV – XV веках народ был уже сформирован, он лишь претерпел смену самоназвания. Как было уже сказано, слово «казах» изначально носило социальное, затем социально-политическое значение, хотя обычно многие народы имеют изначальный этноним. К примеру, термин «армяне» появился гораздо раньше того момента, когда племя, потом союз племен под этим названием стал народностью, затем народом и, наконец, нацией.
Казахам же прежде, чем обрести свое этническое название и государственность, пришлось пройти очень долгий путь формирования.
Некоторые ученые, ссылаясь на византийские источники, утверждают, что народность под названием «касахи», «косохи» была известна еще в IX-X веках. Но это не более чем филологическое созвучие. На самом деле речь здесь идет о косогах, кавказской народности, но у них совершенно другой язык, антропологические черты, отличные от кочевого быт, традиции и хозяйство.
А вот как сложилась судьба тех, кто покинул Дешт-и-Кыпчак. В 1500 году внук Абулхаир хана Мухаммед Шайбани, вытесненный Жанибеком и Кереем, с большой группой кочевых племен (там были и найманы, и кыпчаки, и карлуки, и канглы), вынужден был уйти в Среднюю Азию.
Завоеванное кочевниками местное население стало называться узбеками, но узбекские кочевые племена – кыпчаки и карлуки - вплоть до 20-30-х годов ХХ века не относили себя к местному народу – сартам. Сохраняя традиции, связанные со степным образом жизни (кочевали, занимались скотоводством), они больше тяготели к казахам...
Фото: atgu.kz, e-history.kz