От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования

157 просмотров
0
Ратель
Вторник, 09 Дек 2025, 10:30

В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования

В центре критики оказался новый государственный стандарт, который инициировала Академия образования имени Ы. Алтынсарина.

Эксперты и педагоги предупреждают: поспешные изменения могут подорвать качество обучения по точным и естественно-научным дисциплинам, что в долгосрочной перспективе угрожает подготовке будущих специалистов для экономики страны.

Согласно приказу Министерства просвещения от 23 января 2025 года, с 2026–2027 учебного года планируется внедрение нового образовательного стандарта.

Ключевые нововведения включают: объединение физики, химии и биологии в один предмет «Естествознание», также планируется слияние алгебры и геометрии в единый курс «Математика» и создание объединенного курса «Социальные науки» вместо «Всемирной истории» и «Основ права».

Инициаторы реформ утверждают, что тем самым модернизируется обучение, интегрируются дисциплины и сократится нагрузка на учащихся. В теории это должно способствовать развитию междисциплинарных навыков и подготовке к цифровой экономике.

Однако педагоги, ученые и бывшие чиновники Министерства просвещения предупреждают: подход Академии Алтынсарина ориентирован исключительно на элитный опыт Назарбаев интеллектуальная школа (НИШ) и Назарбаев Университета, что неприменимо к массовым школам.

«Опыт НИШ не масштабируем на обычные школы, где нет полного дня, тьюторов и лабораторных условий, - отмечает Мурат Абенов, депутат мажилиса и бывший вице-министр образования. - Объединение предметов и сокращение часов по физике, химии, биологии и математике разрушает фундаментальные знания, на которых строится подготовка технических специалистов».

Сокращение часов уже происходило в 2022 году: по естественно-научным дисциплинам с 6 до 5 часов в неделю, по алгебре и геометрии тоже уменьшение. Результат - учащиеся теряют логическую связь материала, лабораторные и практические работы урезаны, а репетиторство становится необходимостью для поддержания уровня знаний.

Падение качества обучения по точным наукам напрямую влияет на выбор студентов технических специальностей. Казахстан сталкивается с нехваткой подготовленных инженеров, программистов и научных кадров, необходимых для цифровизации и индустриализации экономики.

«Если фундаментальные знания не закрепляются на школьном уровне, мы получаем дефицит специалистов уже на уровне университетов и производств», - подчеркивает депутат Абенов.

Критики реформ указывают на конфликт интересов и изоляцию Академии: большинство решений принимается «сверху», без учета реальных условий обычных школ. Частные учебники и методические пособия, разработанные для НИШ, потенциально могут продвигаться в рамках обычных общеобразовательных школ, что ставит под сомнение прозрачность реформ.

Министр просвещения Республики Казахстан Жулдыз Сулейменова приостановила пилотный проект по внедрению стандарта, уволив руководство Академии им. Ы. Алтынсарина.

Это решение было воспринято педагогическим сообществом как шаг к защите фундаментального образования.

При этом Сулейменова повторила свою позицию: она не поддерживает идею объединить физику, химию и биологию в единый предмет «естественные науки», считая их фундаментальными дисциплинами, которые должны преподаваться отдельно.

Критики указывают на конфликт интересов Академии. Большинство решений принимаются людьми из НИШ и Назарбаев Университета, которые никогда не работали в обычной школе. При этом уже подготовлены частные учебники и методические пособия, что вызывает подозрения: реформы могут превращаться в коммерческий проект с продвижением своих курсов и материалов.

Министерство готовит собственные предложения по сохранению отдельных предметов и обещает принимать решения с учетом оценки экспертов и интересов учеников.

С ней согласны и эксперты. По их мнению, обычные школы не должны превращаться в лаборатории НИШ. Реформа должна быть апробирована, учителя подготовлены, учебники адаптированы и только тогда можно говорить о внедрении.

Академия им. Алтынсарина, впрочем, всегда удивляла экспертов своими инновационными разработками, не поддающимися логике.

А в апреле 2024 года по сети разлетелось видео, где родители подают обращение в администрацию президента по поводу разработанных под крылом академии документов по рассмотрению споров в вопросах воспитания, а также алгоритмов и критериев изъятия детей из семей.

Отношения с родительским сообществом у академии им.  Алтынсарина тоже складываются не очень. Например, родителей школьников возмутила активность этой организации по лоббированию сокращения периода каникул.

В 2024 году академии им. Алтынсарина досталось и от Высшей аудиторской палаты, в том числе, за «отсутствие четкого разграничения функций и полномочий» до «фактов неэффективного использования средств».

В итоге, в октябре руководство академии было упомянуто среди тех, кто после проверок Высшей аудиторской палаты был привлечен к дисциплинарной ответственности.

А с 1 декабря глава Академии им. Ы. Алматнсарина Назипа Аюбаева была освобождена от должности, проработав на этом посту лишь около полугода. За время её руководства больше всего запомнилась череда массовых увольнений сотрудников, среди которых были и известные учёные, и признанные эксперты.

Причем, очередная замена в руководстве академии — лишь часть довольно длительной кадровой чехарды. Причем, не только в главных кабинетах.

На фото: Министр просвещения Республики Казахстан Жулдыз Сулейменова , gov.kz.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано informburo.kz
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: Новый виток казахстанского пути в Европу
Глава Европейского совета прилетел в Казахстан впервые в истории
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: Новый виток казахстанского пути в Европу
Глава Европейского совета прилетел в Казахстан впервые в истории
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером