Отловом предпринимателей, покупающих российский битум, занимался чуть ли не весь состав правоохранительных органов
На снимке: на штрафстоянке битумная смесь застывает намертво, и выгрузить ее - большая проблема.
Запрет на поставку битума российского производства обернулся большими проблемами для предпринимателей Западно-Казахстанской области. Сезонный дефицит нефтепродукта усугубился еще и конфликтами с правоохранительными органами.
Сейчас битум разрешено покупать только на Актауском битумном заводе и Павлодарском НПЗ, который с 20 сентября по 26 октября 2017 года закрыт на профилактический ремонт.
Во время простоя НПЗ местные предприниматели были вынуждены завозить битум из Белоруссии, раскошеливаясь на дорогостоящую транспортировку. А от актауского вообще отказались из-за низкого качества продукта - он не подходит для сурового климата ЗКО. К тому же производят битум там в небольших объёмах - его попросту не хватает.
Компании (в этом году в ЗКО взялись за строительство и ремонт почти 500 км дорожного покрытия – А. З.) обратились с проблемой в Западно-Казахстанский филиал Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Там проанализировали ситуацию и, понятно, сразу нашли лазейки для коррупции. Дороги строят в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» и, чтобы избежать простоев и не платить штрафы, дорожники идут на коррупционные риски. Свои предложения филиал направил в центральный офис. После этого тему вынесли и на обсуждение очередного координационного совета филиала (на снимке).
Тут и выяснилось - отловом предпринимателей, покупающих российский битум, занимался чуть ли не весь состав правоохранительных органов.
- Разговаривал с владельцами строительных компаний. Они говорят: нигде невозможно пробить эту тему, - сообщил на заседании член совета, адвокат и бывший председатель горсуда Галымжан ИЩАНОВ. - Запрещено, но возят из Новокуйбышевска - это Оренбургская область России. Какой выход нашли? Везут не сам битум, а недоработанную смесь. Битум Актау для нашего климата вообще не подходит. Такие же проблемы у предпринимателей других областей. Например, в сентябре, в Атырау комитетчики пять машин задержали с битумом. Там целый трафик организовали - дороги же строят сейчас везде. Словом, широкое распространение получило задержание всеми контролирующими и правоохранительными структурами машин, перевозящих битум. Все занимаются отловом этих машин.
Как выяснилось, «битумные» автомашины, например, сотрудники транспортной полиции ставят на штрафстоянку даже из-за отсутствия у водителя «Плана действия в аварийной ситуации». Это листок бумаги, который должен висеть в салоне водителя. При этом битум довозят при определенной температуре, чтобы он не застыл - главными составляющими материала являются высоковязкие смолистые и асфальтеновые вещества. На штрафстоянке битумная смесь застывает намертво, и выгрузить ее - большая проблема.
Чтоб оценить масштаб проблемы и простор для коррупции, достаточно посмотреть на дорожную карту стройки дорог в ЗКО. В 2017 году по программе "Нұрлы Жол" тут запланировали построить и отремонтировать рекордное количество дорог - 470 км (в прошлом году отремонтировали 280 км – А. З.). Объем финансирования тоже рекордный - 36 млрд тенге.
Из 470 км ремонтируемых дорог около 200 км – республиканского значения. Самый большой объём выполняется на автодороге Уральск – Озинки (РФ).
- Один случай закончился уголовным расследованием. 8 августа на стационарном посту, в районе Меловых горок, сотрудники ДПС без объяснения причин остановили машину с битумом под управлением гражданина России и отправили ее на штрафстоянку. При этом все документы были в порядке. Идет досудебное расследование, - добавил Ищанов. - Поставщики приостанавливают отгрузку битума, нормы запрещают закупать смесь у соседей, а страдают наши предприниматели - и по срокам опаздывают, и несут убытки по штрафстоянкам, и по хранению и отгрузке застывшего битума».
Кстати, в работе координационного совета участвовали и заместители прокурора области. Однако комментировать «битумные» конфликты они не стали.