Новая феминистская арт-инициатива родилась в Алматы
На снимке: Суинбике Сулейменова, чей дружеский чат стал началом арт-инициативы.
* Казахстанские женские новости vs такие же мировые
* В традиционной культуре женщина была свободна
* В поиске ресурсов
В четверг, 23 ноября в Алматы, в American Corner and Maker бизнес-инкубатора MOST состоялась презентация проекта FEMFILMCA, который можно назвать феминистской арт-инициативой.
На данном этапе организаторы - художница Суинбике СУЛЕЙМЕНОВА, актриса Салтанат НАУРУЗ и хореограф Эльмира МУРАТОВА ищут соратниц для воплощения своих идей и грандиозных планов.
Казахстанские женские новости vs такие же мировые
Начинался проект, как это часто бывает, с дружеского чата, открытого Суинбике Сулейменовой, потрясенной отличием главных «женских» новостей Казахстана от тех событий, которые происходят в западном мире.
На фоне ярких и позитивных сообщений из-за границы о результатах женской солидарности в политике и творчестве казахстанское инфополе, наполненное духом насилия над женщинами, выглядит совсем уж удручающе.
Постепенно из участниц чата выделилась группа активных девушек, которые, не найдя себя в уже существующих феминистских инициативах и организациях Казахстана, решили создать нечто новое.
В традиционной культуре женщина была свободна
Лейтмотивом размышлений и поисков FEMFILMCA является поиск женских образов в культуре и истории стран Центральной Азии.
Например, Салтанат Науруз (на снимке) находится в поиске собственной женскости среди архетипов коллективного бессознательного внутри себя, которые помогут ей осуществить новые формы женского бытования.
В то же время, хореограф Эльмира Муратова обращается к образам женщины в тюркской истории и народном танце, пытаясь, по ее словам, вернуть то пространство свободы, которое отводилось женщине традиционной культурой, и которое в последнее время сжимается подобно шагреневой коже.
Также, по мнению Эльмиры, особая мистическая роль женщины отражена в жестах женского танца, которые, как говорила Майя ПЛИСЕЦКАЯ, в отличие от слов понятны всем и не требуют перевода.
Но основная сфера исследований и реализации творческих планов FEMFILMCA, как следует из названия, это кино, которое все еще остается важнейшим из искусств.
Исследователь казахстанского кино Молдияр ЕРЕГЕБЕКОВ на презентации подтвердил слова организаторов о том, что в отечественном кино нет женских образов, полноценно раскрывающих женщину, как личность.
Женщина в казахстанском кино выглядит такой, какой ее видит мужчина, а проблемы женщин, как пишет театральный критик Ольга МАЛЫШЕВА, преподносятся зрителю мужчинами-режиссерами насмешливо и иронично. Причем такое пренебрежение к собственным проблемам воспитывается и в самих женщинах.
В поиске ресурсов
Несмотря на множество озвученных идей от сотрудничества с международным движением HeForShe и до съемок веб-сериала и организации фестиваля феминистских фильмов, пока инициативная группа находится на стадии активного фантазирования и поиска ресурсов.
И такого рода встречи необходимы для укрепления духа и обмена идеями, самой яркой из которых была, на мой взгляд, задача, поставленная перед FEMFILMCA казахстанской художницей Сауле СУЛЕЙМЕНОВОЙ (на снимке): показать, как растет человеческая личность в женском обличье.