Звание культурной столицы считать необоснованным

3664 просмотров
0
Валерия ИБРАЕВА
Понедельник, 21 Ноя 2016, 12:30

Почему самые большие коллекции современного искусства Казахстана находятся далеко за пределами Казахстана?

На снимке: работа Ербосына Мельдибекова "Гаттамелата в шкуре Чингисхана". Из собрания Yarat, Баку.

Любой город определяется набором туристических стереотипов, культурных и не очень. В последнее время интерес вызывают не только древности, для лицезрения которых англичане 19 века, положившие начало культурному туризму, ездили в Италию, но и современные достижения.

Читайте также
Степные волки нового поколения

Париж –  это уже не только Лувр, но и Центр Помпиду. Рим – не только музеи Ватикана, но и «Музей 21 века». MOMA (музей современного искусства) в Нью-Йорке. Филиалы Тейт галереи в Ливерпуле и Сент-Айвсе.

Ставший хрестоматийным «эффект Бильбао» - строительство музея современного искусства в целях облагораживания города и развития туризма - вызвал бум современной архитектуры и искусства по всему свету.

И все это происходит в мире, где Алматы, который носит гордое, но мало обоснованное звание культурной столицы, по-прежнему маркируется в туристических картах наличием гор, что не наша, дорогие сограждане, заслуга.

Есть, правда, конкурент – Астана, в которой современный музей таки построен, но его модерный экстерьер полностью затмевается архаическим содержанием. В самом начале его деятельности надежда на приличную коллекцию современного искусства еще теплилась, но весть о закупе триптиха Ерболата ТОЛЕПБАЯ «Мәңгілік ел» (на снимке) уничтожила ее на корню.

Но бог с ней, с Астаной – видимо, пафосные «произведения» необходимы городу для поддержания чиновничьего духа. Мы-то, собственно, совершенно о другом – о культуре и современном искусстве.

Недавно в Алматы проводился конкурс на использование и облагораживание территории трамвайного парка, один из проектов которого – центр современного искусства Art Depot (на иллюстрации) – полностью отвечал как мировой тенденции, так и острой необходимости современного искусства Казахстана, наконец, приобрести свое видимое воплощение на родине.

И то – не по-хозяйски это – иметь художников, искусство которых выставляется на Венецианской, Стамбульской, Сиднейской биеннале, закупается в музеи и частные коллекции всего мира, и посмотреть которое на родине абсолютно негде. Международные кураторы, приезжающие в Казахстан собирать очередную выставку-блокбастер где-нибудь в Страсбурге или, скажем, в Лондоне, вынуждены бегать по тесным дворницким и квартиркам, чтобы найти всемирно известного художника и выставить его работы на престижнейшей европейской площадке.

Читайте также
Вы, как судьи, нарисуйте наши судьбы...

Ну хорошо, куратора еще пустят в мастерскую. А как быть с «горожанами и гостями нашего прекрасного города»? Cреди последних – да и первых уже – очень часто встречаются любители искусства, которые не только заплатят за вход в музей, но и в рядом стоящем ресторане бы пообедали. Не говоря о билетах на Air Astanу.

Вернулась я недавно из Баку, где – внимание – читала лекцию о современном искусстве Казахстана. Кроме хранящихся в коллекции центра современного искусства Yarat работ наших художников Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА и Алмагуль МЕНЛИБАЕВОЙ, здесь со своими проектами побывали многие наши художники, например, Мария ВИЛЬКОВИСКАЯ и Руфь ДЖЕНДЕРБЕКОВА со своими перфомансами.

Приглашались в Баку и Зитта СУЛТАНБАЕВА, Абликим АКМУЛЛАЕВ, Сауле СУЛЕЙМЕНОВА. А Менлибаева так вообще выставлялась в павильоне Азербайджана на последней биеннале в Венеции.

Гнев по отношению к жадному Азербайджану, который «захапал» наших художников, можно приглушить другими географическими фактами – все же самые большие коллекции современного искусства Казахстана находятся в музее M HKA, что в Антверпене, в центрах современного искусства Devi Art Foundation в Дели, и в Projetto 107 в Турине. 

А что же происходит в Баку с художниками Азербайджана? А все очень и очень неплохо.

Есть музей современного искусства Азербайджана. Есть центр Гейдара АЛИЕВА (на снимке), располагающийся в здании, построенном Захой ХАДИД.

Есть аж три павильона Азербайджана на биеннале в Венеции. Есть, наконец, Yarat, со своими библиотекой, кинозалом, рестораном, программой резиденций для художников со всего мира и выставочными залами, в которых сейчас две громадные выставки – колумбийца Оскара МУРИЛЬО и потрясающего азербайджанца Фаига АХМЕДА, известного своими «психоделическими» коврами (на снимке).

Выставка последнего, кстати, на днях открылась и в Нью-Йорке, в галерее Sapar Contemporary, владелица которой – опять внимание! – казахстанка по рождению.  

Читайте также
Когда ангел станет дьяволом

Любое заявление официального Казахстана о «продвижении искусства на международную сцену», «богатейшей культуре», «современных стратегиях в культурном менеджменте» легко и просто разоблачается элементарным отсутствием казахстанского современного искусства и современных выставочных пространств в стране, и, в особенности, ее «культурной столице». 

Фото: архив автора и из открытых источников в Интернете.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента