Почему самые большие коллекции современного искусства Казахстана находятся далеко за пределами Казахстана?
На снимке: работа Ербосына Мельдибекова "Гаттамелата в шкуре Чингисхана". Из собрания Yarat, Баку.
Любой город определяется набором туристических стереотипов, культурных и не очень. В последнее время интерес вызывают не только древности, для лицезрения которых англичане 19 века, положившие начало культурному туризму, ездили в Италию, но и современные достижения.
Париж – это уже не только Лувр, но и Центр Помпиду. Рим – не только музеи Ватикана, но и «Музей 21 века». MOMA (музей современного искусства) в Нью-Йорке. Филиалы Тейт галереи в Ливерпуле и Сент-Айвсе.
Ставший хрестоматийным «эффект Бильбао» - строительство музея современного искусства в целях облагораживания города и развития туризма - вызвал бум современной архитектуры и искусства по всему свету.
И все это происходит в мире, где Алматы, который носит гордое, но мало обоснованное звание культурной столицы, по-прежнему маркируется в туристических картах наличием гор, что не наша, дорогие сограждане, заслуга.
Есть, правда, конкурент – Астана, в которой современный музей таки построен, но его модерный экстерьер полностью затмевается архаическим содержанием. В самом начале его деятельности надежда на приличную коллекцию современного искусства еще теплилась, но весть о закупе триптиха Ерболата ТОЛЕПБАЯ «Мәңгілік ел» (на снимке) уничтожила ее на корню.
Но бог с ней, с Астаной – видимо, пафосные «произведения» необходимы городу для поддержания чиновничьего духа. Мы-то, собственно, совершенно о другом – о культуре и современном искусстве.
Недавно в Алматы проводился конкурс на использование и облагораживание территории трамвайного парка, один из проектов которого – центр современного искусства Art Depot (на иллюстрации) – полностью отвечал как мировой тенденции, так и острой необходимости современного искусства Казахстана, наконец, приобрести свое видимое воплощение на родине.
И то – не по-хозяйски это – иметь художников, искусство которых выставляется на Венецианской, Стамбульской, Сиднейской биеннале, закупается в музеи и частные коллекции всего мира, и посмотреть которое на родине абсолютно негде. Международные кураторы, приезжающие в Казахстан собирать очередную выставку-блокбастер где-нибудь в Страсбурге или, скажем, в Лондоне, вынуждены бегать по тесным дворницким и квартиркам, чтобы найти всемирно известного художника и выставить его работы на престижнейшей европейской площадке.
Ну хорошо, куратора еще пустят в мастерскую. А как быть с «горожанами и гостями нашего прекрасного города»? Cреди последних – да и первых уже – очень часто встречаются любители искусства, которые не только заплатят за вход в музей, но и в рядом стоящем ресторане бы пообедали. Не говоря о билетах на Air Astanу.
Вернулась я недавно из Баку, где – внимание – читала лекцию о современном искусстве Казахстана. Кроме хранящихся в коллекции центра современного искусства Yarat работ наших художников Ербосына МЕЛЬДИБЕКОВА и Алмагуль МЕНЛИБАЕВОЙ, здесь со своими проектами побывали многие наши художники, например, Мария ВИЛЬКОВИСКАЯ и Руфь ДЖЕНДЕРБЕКОВА со своими перфомансами.
Приглашались в Баку и Зитта СУЛТАНБАЕВА, Абликим АКМУЛЛАЕВ, Сауле СУЛЕЙМЕНОВА. А Менлибаева так вообще выставлялась в павильоне Азербайджана на последней биеннале в Венеции.
Гнев по отношению к жадному Азербайджану, который «захапал» наших художников, можно приглушить другими географическими фактами – все же самые большие коллекции современного искусства Казахстана находятся в музее M HKA, что в Антверпене, в центрах современного искусства Devi Art Foundation в Дели, и в Projetto 107 в Турине.
А что же происходит в Баку с художниками Азербайджана? А все очень и очень неплохо.
Есть музей современного искусства Азербайджана. Есть центр Гейдара АЛИЕВА (на снимке), располагающийся в здании, построенном Захой ХАДИД.
Есть аж три павильона Азербайджана на биеннале в Венеции. Есть, наконец, Yarat, со своими библиотекой, кинозалом, рестораном, программой резиденций для художников со всего мира и выставочными залами, в которых сейчас две громадные выставки – колумбийца Оскара МУРИЛЬО и потрясающего азербайджанца Фаига АХМЕДА, известного своими «психоделическими» коврами (на снимке).
Выставка последнего, кстати, на днях открылась и в Нью-Йорке, в галерее Sapar Contemporary, владелица которой – опять внимание! – казахстанка по рождению.
Любое заявление официального Казахстана о «продвижении искусства на международную сцену», «богатейшей культуре», «современных стратегиях в культурном менеджменте» легко и просто разоблачается элементарным отсутствием казахстанского современного искусства и современных выставочных пространств в стране, и, в особенности, ее «культурной столице».
Фото: архив автора и из открытых источников в Интернете.