Как обеспечить баланс между безопасностью и правами человека?

4116 просмотров
0
Досым САТПАЕВ
Вторник, 13 Сен 2016, 09:00

Политолог Досым Сатпаев – о своём участии в работе над поправками в антитеррористическое законодательство Казахстана

* Одного посадят, десять выходят

* Есть ли жизнь после тюрьмы

* Мой адрес - не дом и не улица…

* Кто заплатит за «банкет»?

* Поймаешь тишину – столкнешься со слухократией

* Зачем нужны АТК?

* Главное – сохранить баланс

Читайте также
Досым Сатпаев: Казахстан как карточный домик

В конце прошлой недели в Астане я участвовал в первом заседании рабочей группы, созданной в рамках комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса для работы над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».  

Как известно, идея внести поправки в антитеррористическое законодательство появилась после событий в Актобе. Масла в огонь подлил теракт в Алматы. Поэтому было интересно изучить законопроект, который, с точки зрения властей, должен повысить эффективность борьбы с экстремизмом и терроризмом в Казахстане.

Одного посадят, десять выходят

Несмотря на то, что группа только приступила к работе и ей еще предстоит разобрать законопроект по косточкам, уже на первом заседании было видно, что в представленном документе есть немало моментов, которые могут вызвать противоречивую реакцию в обществе. Расскажу о некоторых из них.

С первого взгляда на законопроект становится понятно, что его готовили силовики. Главный акцент делается на ужесточении наказания и усилении контроля, нежели на профилактике экстремизма и терроризма.

Можно даже прийти к парадоксальному выводу. Законопроект в том виде, в каком он был представлен участникам рабочей группы, способен не столько повысить эффективность антитеррористической борьбы, а наоборот - создать еще более благоприятные условия для распространения экстремистских идей.

Читайте также
Подорвут ли теракты инвестиционный климат в Казахстане?

Во-первых, половина законопроекта посвящена главным образом перечислению увеличения сроков тюремного заключения за экстремистскую и террористическую деятельность.

В частности, создание и руководство экстремистской группой наказывается лишением свободы на срок от 10 до 17 лет с конфискацией имущества. А участие в деятельности экстремистской группы или в совершаемых ею преступлениях – от 8 до 12 лет, и тоже с конфискацией.

Формально вроде бы всё правильно. По логике силовиков, ужесточение наказания должно заставить задуматься участников радикальных групп о последствиях своих действий.

Но практика показывает, что многим идейным экстремистам и террористам не страшны ни тюремное заключение, ни даже высшая мера, раз уж они решили идти на смерть в образе «шахида».

Более того, возникает ситуация, при которой увеличение сроков для радикалов может привести в будущем к росту их численности. Ведь наши тюрьмы и колонии давно уже стали конвейерами по производству экстремистов из криминального контингента.

Даже сами силовики в последнее время всё чаще признают угрозу сращивания криминала и экстремизма. Тот же «алматинский стрелок» Руслан КУЛЕКБАЕВ, судя по заявлению органов, заразился радикальными идеями, именно находясь в заключении.  

Читайте также
Антитеррористическая система Казахстана: миф или реальность?

Ещё в 2012 году я предлагал создавать в Казахстане либо специальные колонии, либо отдельные сектора внутри колоний для содержания осужденных по статьям, связанным с экстремистской и террористической деятельностью, - чтобы локализовать зону заражения радикальными идеями, в первую очередь молодых заключенных.

Кстати, уже давно существует практика создания специальных тюрем для особо опасных преступников в разных странах мира, в основном осужденных на пожизненное заключение, где их отделяют от общей тюремной массы.

Аналогичную модель можно было бы применить и к нашим осужденным радикалам, так как смешивание в одной тюремной колбе двух горючих веществ - политического экстремизма и криминала - уже сейчас чревато большими проблемами.

Ведь за те 10-17 лет, который получит создатель экстремистской организации, он может воспитать десятки  последователей, которые затем выйдут на свободу.

Эта проблема, кстати, характерна для большинства стран Центральной Азии.

Есть ли жизнь после тюрьмы

Во-вторых, в законопроекте практически ничего не говорится о такой мере противодействия экстремизму и терроризму, как социальная реабилитация бывших заключенных.

Ведь посадить человека в тюрьму - это не решение проблемы его перевоспитания. Скорее, наоборот.

Читайте также
Досым Сатпаев: Власти боролись с мирными митингами и забыли об экстремистах

Но как помочь бывшим зэкам быстрее адаптироваться к свободной жизни? Как показывает практика, некоторые экстремистские организации дают ответ на этот вопрос оперативнее госструктур. Они уже давно создали свой формат «посттюремной реабилитации», предоставляя своим членам или новым рекрутам из числа экс-осужденных и жилье, и работу, и даже помощь в создании семьи.

То есть после выхода на свободу многие бывшие заключенные имеют больше шансов найти материальную и психологическую поддержку у экстремистских организаций, чем у государства и общества.

Кстати, в ходе первого заседания рабочей группы был правильно поднят вопрос о целесообразности конфискации имущества у людей, осужденных за экстремистскую и террористическую деятельность. Ведь в этом случае после выхода из тюрьмы у человека возникнут дополнительные трудности к возвращению к нормальной жизни.

Здесь можно согласиться с доктором юридических наук З. ТОКУБАЕВЫМ, который еще несколько лет назад говорил о том, что большим минусом является отсутствие законодательного регулирования вопросов, связанных с социальной адаптацией и реабилитацией лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Читайте также
Российский лис в информационном курятнике Казахстана

По его словам, в стране нет не только специализированной помощи освободившимся осужденным, но и общей системы их реабилитации. Законодательно предусмотрена лишь социальная адаптация лиц, не имеющих определенного места жительства. Хотя, помимо поиска работы и внимания со стороны социальных служб, не менее важной является психологическая адаптация молодых людей к жизни после тюрьмы.

В этой связи кандидат юридических наук Аблайхан АККУЛЕВ еще в 2013 году озвучил дельное предложение организовать начальную реабилитацию осужденных еще в тюрьмах - на заключительном этапе их пребывания за решеткой.

Предлагалось за полгода до выхода из заключения направлять их в колонии-поселения по месту прописки, чтобы они стали чаще общаться с родными, начали искать работу и постепенно адаптироваться к жизни после тюрьмы.

Мой адрес - не дом и не улица

В-третьих, дискуссию вызвала инициатива силовиков ввести обязательную регистрацию лиц, перемещающихся внутри страны, со стороны владельца жилья, у которого они остановились или взяли жилье в аренду на срок свыше 10 календарных дней.

По действующим пока правилам, бремя регистрации ложится на плечи самих приезжих.

Например, согласно постановлению правительства от 2000 года, граждане, прибывшие в Алматы на срок свыше трех месяцев, обязаны пройти временную регистрацию в органах юстиции и получить регистрационную карту.

Читайте также
Досым Сатпаев: Возможен ли сетевой blackout в Казахстане?

Теперь хотят сделать так: если владелец жилья не регистрирует постояльцев до установленного срока, то это влечет для него штраф в размере 10 МРП. При повторном нарушении в течение года штраф составляет уже 20 МРП. То есть, согласно предлагаемым поправкам, даже если у вас будут гостить родственники из аула больше 10 дней, вы как собственник жилья должны их зарегистрировать в ЦОН.

С одной стороны, опасения силовиков можно понять: теракты последних лет совершались людьми, которые свободно перемещались внутри страны, часто арендуя жилье, где они порой мастерили взрывные устройства.

С другой стороны, дьявол кроется в деталях. Ведь радикалы могут подготовиться к теракту, арендуя жилье меньше, чем на десять дней. Тем более что распространена и посуточная аренда.

При этом неясно, кто будет контролировать владельцев жилья на предмет проживания посторонних лиц: КСК, старшие по дому или участковые полицейские?

К тому же слабое информирование населения о принятых законах может привести к росту социального недовольства, как это было в случае с поправками в Земельный кодекс. И если на головы многих казахстанцев посыплются первые штрафы за отсутствие регистрации их жильцов - без объяснения, как и зачем это делается, - вряд ли это будет способствовать росту доверия между властями и обществом.   

Кто заплатит за «банкет»?

В-четвертых, законопроект ужесточает ответственность, в том числе руководителей бизнес-структур, за обеспечение антитеррористической защиты инфраструктурных объектов.

Читайте также
Досым Сатпаев: Пояс шахида против европейских ценностей

В частности, в нем говорится: «Собственники, владельцы, руководители или иные должностные лица объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, с целью предупреждения террористической деятельности, а также антитеррористической защиты объектов и соблюдения должного уровня их безопасности обязаны реализовывать мероприятия по: обеспечению соответствующего пропускного режима, оснащению объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями…».

В принципе, правильное решение по отношению к государственным объектам, представителям крупного бизнеса, которые могут позволить себе это сделать.

Но трудно сказать, смогут ли оснастить свои объекты «современным инженерно-техническим охранным оборудованием» субъекты МСБ, у которых и без того хватает расходов.

Тем более что сами расходы на финансирование антитеррористической защиты еще не просчитаны. Хотя в законопроекте уже введены конкретные штрафы для малого, среднего и крупного бизнеса в случае невыполнения этих требований.

Вполне возможно, следует продумать инструменты государственной поддержки в обеспечении антитеррористической защиты тех или иных объектов. Также нет никакой конкретики по поводу того, кто будет осуществлять проверку паспорта безопасности объектов, с какой регулярностью и т. п.

Поймаешь тишину – столкнешься со слухократией

В-пятых, события в Алматы в очередной раз выявили одну из самых уязвимых сторон в деятельности госструктур во время чрезвычайных ситуаций. Речь об отсутствии эффективной системы коммуникации с обществом.

На фоне временного информационного вакуума город терроризировали многочисленные слухи. Кстати, частично это было признано и во время оперативного заседания Совета безопасности РК, где глава государства поручил Министерству информации и коммуникаций осуществлять своевременное и полное информирование населения.

Читайте также
Досым САТПАЕВ: МЕЖДУ ВОЛКАМИ И ПАСТУХАМИ

Власти фактически признали свой очередной проигрыш в информационной войне со слухами. И уже не в первый раз. А это серьезная проблема, так как речь идет о потере стратегической инициативы в работе с информационным полем и общественным мнением.

Но в законопроекте эту проблему решили исправить простым,  но вряд ли эффективным способом.

В частности, в случаях, не терпящих отлагательств, «орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации в интересах всех субъектов оперативно-розыскной деятельности с последующим уведомлением уполномоченного органа в области связи и Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в течение 24 часов».

То есть в законопроекте предполагается возможность резкого сокращения информационных источников даже без санкции прокуратуры.

Но тогда возникает новая угроза образования информационного вакуума, который будут заполнять слухи и паника. Таким образом, пытаясь решить одну проблему, власти создадут другую.

Более разумным видится не ограничение доступа к информации, а оперативное и адекватное реагирование госструктур на чрезвычайные ситуации.

Одним из способов хотя бы частично решить проблему коммуникационных сбоев было бы обязать Антитеррористический центр в Астане, а также региональные антитеррористические комиссии автоматически брать на себя функции оперативных информационных штабов в случае появления террористических угроз разных цветовых уровней.

Зачем нужны АТК?

В-шестых, в законопроекте почему-то совсем не очерчены функциональные обязанности антитеррористических комиссий (АТК), созданных когда-то при акиматах, которые сейчас превратились в призрачные структуры, чью эффективность трудно проверить.

Их лепили как придаточные звенья Антитеррористического центра (АТЦ) РК, который появился в июне 2013 года при КНБ. Причем АТЦ создавался не на пустом месте, а был правопреемником АТЦ КНБ, который существовал еще в 2003 году.

Читайте также
Необходима ли перезагрузка в отношениях между Казахстаном и Узбекистаном?

Интересно, что членами нынешнего Антитеррористического центра являются практически все министры.

Приоритетное значение в работе АТЦ уделялось профилактике терроризма, в том числе в регионах, где были созданы антитеррористические комиссии при акиматах.

В свою очередь, региональные АТК должны были уделять повышенное внимание защищенности объектов жизнеобеспечения, транспортной инфраструктуры, мест массового скопления людей, административных зданий и т.п.

Необходимость создания АТК в регионах также объяснялась тем, что работой по противостоянию экстремизму и терроризму должны заниматься не только правоохранительные структуры, но и все госорганы на местах.

Но ситуация кардинальным образом не изменилась. Поэтому в законопроекте необходимо не только указать конкретную роль АТК в противодействии экстремизму и терроризму, но и подчеркнуть ответственность руководителей АТК за ненадлежащее исполнение своих функций.

Интересно то, что если в новом законопроекте про АТК вообще ничего не говорится, то зато была добавлена Национальная гвардия в качестве дополнительной структуры, которая может также привлекаться в рамках антитеррористической операции. То есть, с точки зрения силовиков, КНБ и МВД явно не достаточно для этой деятельности.

Читайте также
Турция претендует на роль нового «старшего брата»?

Главное – сохранить баланс

Обзор лишь нескольких положений законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» говорит о том, что главная задача рабочей группы заключается в попытке сохранить баланс между необходимостью обеспечения безопасности граждан и соблюдению их прав.

Если это не получится сделать, то эффективность всех этих поправок можно поставить под сомнение.

Одной из причин радикализма является рост протестных настроений, в том числе часто из-за непродуманных действий властей в центре и на местах. Поэтому любой законопроект должен проверяться с точки зрения не только антикоррупционной экспертизы, но и анализа негативных последствий от его принятия для общества и граждан.

 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





президент Казахстана
- Моя цель - дать больше свободы моему народу, укрепить демократию и верховенство закона. Меня как президента не интересуют никакие привилегии и льготы. Я не приемлю этого.
Судебная система продолжает защищать интересы ростовщиков
Городской суд Алматы задним числом отменил решение против кредитора, выдавшего заём под 11 907 процентов годовых
Как $100 млрд, выведенных за рубеж, за неделю сократились в 100 раз
Правительству бутылку "Боржоми" надо было открывать раньше
Средняя зарплата сотрудников Центра Назарбаева приближается к полутора миллионам тенге в месяц
За укрепление межконфессионального и межцивилизационного диалога в Казахстане платят больше, чем министрам и депутатам
Кто и почему пытается скрыть причины крушения Fokker-100 авиакомпании “Bek Air”
Министерство индустрии и инфраструктурного развития отказывается предоставлять оригинал Окончательного отчёта по расследованию авиакатастрофы
План Б: "КазМунайГаз" готовится к антироссийским санкциям
Компания инициировала внесение во все соглашения с российскими партнёрами так называемых "санкционных оговорок"
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
В ожидании нефтяного дождя
JP Morgan: Brent может подорожать до $125 за баррель в 2022 году и до $150 за баррель в 2023 году
Алихан Букейханов: взгляд из России
О новой книге российского историка Виктора Козодоя "Алихан Букейханов: человек-эпоха"
За базар кто ответит?
У здания есть концепция, которую задолго до нас продумывали умные и талантливые люди и которую сейчас и не разглядеть
Траектории казахстанского пути. Часть 3: 2001 – 2008 гг. Рост присутствия государства в экономике
В стране создались условия, в которых важно было не эффективно инвестировать, а получить выгоду в процессе освоения инвестиций
О медицинской философии
Почему врачи не лечат своих близких и родственников
Накачанная военной мощью Япония станет вторым для России центром геополитической напряжённости
Вашингтон готов оказать полную поддержку масштабной милитаризации Японии
Через три-четыре года вслед за школами могут загореться дома
Чиновники утверждают, что кабель в павлодарских школах идеален, независимые эксперты – что они снова могут вспыхнуть
Почему стать почётным гражданином Шымкента не так престижно, как почётным гражданином Алматы
Одним вручают латунные знаки отличия, а другим - серебряные с позолотой и фианитами
​​​​​​​После митинга хозяев гаражей в одном из них нашли боевую гранату
Земля, на которой стоят гаражи, в последние дни стала зоной боевых действий между их хозяевами и стройфирмой
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Санкции против России: три проблемы для Казахстана
Для гармоничного и эффективного развития нам ни в коем случае не нужно обособляться от всего мира
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"
15 мешков с мясом сайги изъяли у астанчанина
- А кто что предполагает крышёванный браконьер или нет? 15мешков мяса сайги это минниум 15 голов краснокнижных,один столько не набьёт. Скорее всего организованная поставка дичи,в ресторан,кафе с экзотическими блюдами в расчёте на репектабельного клиента,значит цена мясу будет такой же как подать блюдо из варана завезенного из Камеруна. Да нравы вседозволенности перехолят все границы,ожиревшие НурСултановцы не начнут ли поедать младенцев,при таких зряплатах чиновников возможен даже каннибализм.
Как "пилят" Нацфонд: кто заработал на жилье для многодетных семей в Абае. Часть 4
- Здравствуйте мне хотелось узнать почему в этих домах выдаються квартиры очередникам, многодетным семьям, малаимущим как арендное жилье без права приватизации получаеться нас в любой удобный для них момент могут выгнать на улицу? Мы стоим на очереди как многодетные и нам звонят с Акимата чтоб мы привезли документы на квартиру в 12доме мы хотим откозаться и мы автомотически слетим с очереди
Пострадавшей в ДТП павлодарке выкроили и сшили новый глаз
- Спасибо огромное завотделением Касымхану Тлеубаеву,всему коллективу офтальмологического отделения Павлодарской больницы. Крепкого вам всем здоровья и успехов во всем. Поздравляю счастливую пациентку. Я из города Актобе. Не видит правый глаз,влажная макулодистрофия, в левом глазу сухая макулодистрофия. Врачи глазной клиники ничем помочь не могут. Молю Аллаха сохранить зрение одного глаза и радуюсь за каждого кому вернули зрение. Всех вам благ.