Детские врачи не слушаются премьер-министра: «старые» педиатры не хотят возвращаться на участки, а новых нужно ждать шесть лет
Осенью прошлого года премьер-министр Бакытжан САГИНТАЕВ поручил восстановить факультеты педиатрии в медвузах Казахстана. Родители дружно проголосовали «за».
Один нюанс: те, кто поступит в медицинские институты в этом году, станут детскими врачами только в 2023-м.
Как жить и лечиться до этого времени? Почему детские анализы такие дорогие? Почему в коммерческих медицинских центрах нет «дней здорового ребенка»?
На вопросы Ratel.kz отвечает экс-главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Казахстана, доктор медицинских наук, ассистент кафедры детских болезней КазНМУ имени АСФЕНДИЯРОВА Гульнар ТАШЕНОВА.
День здорового ребенка никто не отменял
– Гульнар Талиповна, почему сегодня здоровые дети вынуждены ждать своей очереди на прием к врачу вместе с больными детьми с различными инфекциями?
– В государственных медицинских учреждениях День здорового ребенка никто не отменял. Он существует в участковых поликлиниках. Чаще всего это — каждый вторник, для детей до года, обычно входят скрининги, профилактический осмотр невропатологов, отоларингологов, офтальмологов.
При этом предусмотрены отдельные входы для детей - учитывается, что сейчас в поликлиниках есть и взрослые пациенты. Часы приема врачей разделены на взрослые и детские. С утра принимают детей, потом взрослых. В мегаполисах функционирует система электронных очередей.
– Почему же тогда часто приходится слышать негодование родителей, что они сидят у кабинета врача и со взрослыми, и с детьми, и с больными, и со здоровыми?
– Да, так говорят, но я лично не видела, что все сидят в таких условиях. По крайней мере, алматинские больницы в этом плане работают должным образом. Возможно, в регионах есть организационные упущения
– А что с частными медицинскими центрами?
Экс-главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Казахстана, доктор медицинских наук Гульнар Ташенова.
– У них нет таких дней, потому что нет такого большого потока наблюдающихся. Обычно ведь как – на прием идут в платные центры, а на прививку - в участковую поликлинику. Могу с уверенностью заявить, что большой процент детей нашей страны обслуживается в государственных поликлиниках. В самое ближайшее время многие из них будут получать госзаказы на обслуживание по системе обязательного социального медицинского страхования. Это будет их стимулировать. Качество страдать не должно.
– Все ли частные медицинские центры подотчетны Министерству здравоохранения РК?
– Да, они подотчетны государству и областным управлениям здравоохранения, имеющим свой список частных центров. Все эти медицинские организации в обязательном порядке должны сдавать отчеты, целевые показатели: процент охвата прививок, индекс здоровья, данные о той или иной заболеваемости.
– Если же они подотчетны, неужели министерство не может требовать с них организацию Дня здорового ребенка?
– Я считаю, что необходимо акцентировать на этом внимание главных педиатров областных управлений здравоохранения. И это действительно важная работа.
Возвращение педиатров — больной вопрос
– В свое время врачи и родители так и не смогли разглядеть преимущества новомодной системы здравоохранения – переквалификацию врачей-педиатров на специалистов общей практики. В прошлом году появилась радостная новость о возвращении педиатров, но тем не менее, до сих пор царит неразбериха...
– Возвращение педиатров – больной вопрос. Мы весь прошлый год обсуждали это с бывшим министром здравоохранения Тамарой ДУЙСЕНОВОЙ. Когда мы подошли к цифрам, оказалось, что сегодня не хватает кадров для того, чтобы всех педиатров с их возвращением распределить на участки.
У нас педиатры потеряны. Они перепрофилировались во врачей общей практики и не хотят уже идти на участок. С детьми ведь работать куда сложнее, чем со взрослыми. Насильно же мы не можем их возвращать. Соглашается очень мало врачей. Сегодня больший процент оставшихся педиатров - пенсионного возраста. Пройдет три-пять лет и они покинут свои рабочие места. В этом году на базе КазНМУ имени Асфендиярова будут набирать на педиатрический факультет. Выделяют при этом 150 мест. Это очень мало для страны!
Хотя Минздрав сетует на то что на их подготовку и без того выделяется немало средств... Выпуск новых кадров произойдет в 2023 году. Как жить до этого времени - остается загадкой.
Есть такой выход: проводить переквалификацию выпускников-врачей на педиатров в интернатуре с последующим распределением на участки. Рассматривалась также модель работы не участковых педиатров, а консультантов – специалистов, которые бы работали с детьми младшего возраста, дошкольниками.
Стимулировать такие кадры нужно, конечно, более высокой заработной платой. Эти места в основном привлекают совсем «зеленую» молодежь.
Ведь работа сложная, нужно принимать и на участках, и по домам бегать, а зарплата даже меньше, чем у врачей общей практики.
– И все же, почему сдались без боя? Ведь было всем очевидно, что устоявшаяся педиатрическая практика уже давно зарекомендовала себя наилучшим образом.
– Ничего не поделаешь. Виной тому стала Болонская система. Закрыли педиатрический факультет, систему подготовку педиатров. Еще в 2008 году педиатры во главе с академиком Камалом Саруаровичем ОРМАНТАЕВЫМ говорили, что закрывать его не нужно.
Наше население относительно молодое. Из общего его числа дети от 0-14 лет – 25 процентов. Это много! Для того чтобы улучшалась демографическая ситуация, нужно вырастить педиатров, создать все условия для их работы.
С этим согласны педиатры, ученые, преподаватели медицинских ВУЗов. По Болонской системе готовят врачей семейной медицины, которые пять лет учатся на бакалавриате, а затем два года – в интернатуре. Педиатр стал узким специалистом. То есть те, кто хочет целенаправленно идти на педиатров, проходят, ко всему прочему, два года резидентуры. В общей сложности девять лет. При работе факультета же – шесть лет.
– А что говорит опыт наших соседей – Кыргызстана, России? Как у них развивается педиатрия?
– Они не стали полностью закрывать факультеты. В качестве эксперимента провели своеобразную модернизацию и довольно быстро поняли, что население это никак не устраивает и вернули все на круги своя.
У нас же пока сложности. Чиновники ведомства ссылаются на то, что во всем мире, в частности в Европе, семейная медицина является прогрессивной моделью системы здравоохранения. А мы как бы тоже должны перенимать передовой опыт. Но надо учитывать, что в той же Европе население стареющее. А еще — то, что сегодня известно три тысячи заболеваний только у детей! Ну, невозможно одному человеку знать все досконально и о взрослых, и о детских болезнях.
Кто занимается школьной медициной?
– А как у нас развивается система онлайн-консультаций? В соседних странах люди нередко обращаются с вопросами к врачам, не выходя из дома, и быстро получают на них ответы.
– Стационары, городские больницы, республиканские центры имеют сайты, есть линии. Любой родитель может задать вопрос профильному специалисту. Правда, мало вопросов пока приходит. Наверное, из-за того, что это пока еще для нас непривычно.
Одно время я сама лично следила за поступлением вопросов, перенаправляла их специалистам, следила, чтобы они размещали ответы. Было бы хорошо, если бы этим занимались городские поликлиники. Но из-за потока больных, нехватки времени они не стремятся к этому. Хотя со временем, когда будет внедряться обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), будут появляться такие сайты.
– Сегодня анализы в педиатрии и общей медицине – это реальная помощь для определения точного диагноза или системный бизнес «врач – лаборатория – фармацевтические компании»?
– Да, действительно, вопрос выживания волнует всех и врачей в том числе. В настоящее время некоторые медицинские центры до сих пор направляют пациентов на сдачу большого числа анализов не только по реальным медицинским показаниям - для установки точного диагноза, но и с целью «выжимания» денег с пациента.
Ни для кого не секрет, что различные лаборатории устанавливают далеко не низкие цены на тот или иной вид исследования. Наиболее часто врачи-педиатры нуждаются в трех анализах – общем анализе крови, общем анализе мочи и, в некоторые случаях, в биохимическом анализе крови. Отрадно, что сейчас в Алматы функционирует так называемая социальная лаборатория, где цены на анализы довольно низкие.
– Чем сегодня чаще всего болеют казахстанские дети?
– Лидируют всегда во всех возрастных группах ОРВИ, ОРЗ, заболевания дыхательной системы. Если говорить о детях младшего возраста, то можно говорить о железодефицитной анемии, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек.
Школьная медицина – отдельная тема. Здесь под пристальное внимание врачей попадают гастриты, нарушение костной системы, сколиоз, кариес. Одно из ведущих мест среди заболеваний школьников занимает миопия – близорукость. Раньше были кабинеты по коррекции зрения. Сейчас их нет.
– А школьной медициной сегодня вообще кто-то занимается?
– Моя должность – главный внештатный педиатр Казахстана – была упразднена в середине мая этого года. Министерство отменило действие приказа о работе всех главных внештатных специалистов. Считается, что впредь проблемными вопросами должны заниматься Ассоциации врачей, общественные организации. Хотя именно мы поднимали и исследовали многие важнейшие вопросы.
Сюда можно отнести и школьную медицину. Эта сфера долгое время относилась не к Министерству здравоохранения, а к Министерству образования. Соответственно, должным образом ей никто не занимался. А ведь здесь столько нерешенных проблем! К счастью, с января текущего года школьная медицина находится под крылом Минздрава. Все школьные медицинские пункты подчиняются территориальным поликлиникам. Хочется надеяться, что качество медицинских услуг в школах будет улучшаться.
Идет проверка оборудования, оснащения, взята под контроль квалификация медицинских работников.
Школьная медицина – важнейшее звено цепи системы здравоохранения, ведь, как бы банально это не прозвучало, лучше заниматься профилактикой, чем лечением.
А когда это следует делать? Конечно, в детском возрасте.
Фото автора, из архива Гульнар Ташеновой и сайта bigvill.ru.