Что получается, когда власть встречается с искусством?
17 мая в Государственном музее искусств имени А. Кастеева открылась выставка швейцарского фотографа Жана Паоло МИНЕЛЛИ «Кожа городов, кожа горожан». Экспозиция представлена снимками из Буэнос-Айреса, Парижа, Брно и… Усть-Каменогорска. На восток Казахстана Минелли приезжал в 2014 году.
Интересно, что персональная выставка художника приурочена к встрече чиновников двух городов - в этот же день мэр швейцарского Лугано Марко БОРРАДОРИ и аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК подписали меморандум о сотрудничестве в торговле, науке и технологиях.
Главными гостями на, казалось бы, творческом вечере стали высокопоставленные государственные лица.
Журналистов позвали на полтора часа раньше официального открытия - видимо, чтобы они потом не мешались во время фуршета. На третьем этаже музея фотограф вяло рассказывал корреспондентам о своих работах.
Жан Паоло Минелли родом из Женевы, но сейчас работает в Буэнос-Айресе. Он фотографирует бедные криминальные районы города. По его словам, чтобы запечатлеть полуразрушенные здания, нищету и неблагополучие аргентинской столицы, он приезжает на место съемки в 6 утра, пока жители кварталов не проснулись. Минелли считает, что его фотографии помогли обратить внимание властей на социальные проблемы города.
Если работы Минелли, привезенные из других стран, еще могут привлечь зрителя, то урбанистические пейзажи Казахстана представлены только трубами промышленной зоны Усть-Каменогорска. Автор выставки сказал, что меценатом его поездки в Усть-Каменогорск стало ТОО «Казцинк».
Журналисты спросили у Минелли, была ли у фотографа возможность снимать город, людей, природу. Оказалось, что была, и такие фотографии у Минелли есть. Но он сам решил их не выставлять. На вопрос, не бросились ли в глаза фотографу экологические проблемы города, Минелли ответил весьма обтекаемо: «Любой город, где есть заводы, будет загрязнен».
В это время сотрудница музея, что всё время сопровождала журналистов и фотографа, скомандовала спуститься всем на первый этаж, чтобы встретить посла Швейцарии и местных чиновников.
Тем временем к музею подъехал автомобиль, из которого быстро вышел заместитель акима Арман КЫРЫКБАЕВ со свитой. Чиновника подвели к фотографу. Обмениваясь рукопожатиями, Кырыкбаев сказал что-то, видимо, на иностранном языке. Потом резко повернул голову к своему коллеге и уточнил: «Я правильно сказал?»
Фотограф Минелли принялся рассказывать замакима о фотографиях с большим интересом, чем он это делал перед журналистами.
- Трубы напоминают формы тела, они выступают как скульптуры, - переводила девушка автора работ.
Кырыкбаев понимающе кивал головой. Было заметно, что он куда-то спешил. Он предложил перейти к другой серии работ и остановился у снимка с парковки автомобилей. Она показалась чиновнику «чем-то интересным». Послушав немного про фотографию, он начал прощаться с остальными гостями. Не осмотрев и половины экспозиции, Кырыкбаев пообещал Минелли устроить экскурсию по «контрастному мегаполису». Потом развернулся и направился быстрым шагом к лестнице. Его помощницы из управления культуры еле поспевали за ним на тонких шпильках.