Большинство казахстанских СЭЗ работает неэффективно
На снимке: вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров.
Двадцати пяти лет оказалось недостаточно для развития Специальных экономических зон (СЭЗ) в Казахстане. Правительство хочет увеличить максимальный срок функционирования СЭЗ с 25 до 35 лет. Соответствующую норму пропишут в законопроекте «О специальных экономических и индустриальных зонах». Его концепцию вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан ХАИРОВ представил на рассмотрение Межведомственной комиссии в Министерстве юстиции в понедельник, 3 июля.
По мнению руководства МИР, налаживанию полноценного функционирования зон мешают проблемы с финансированием, строительством инфраструктуры, не эффективная работа органов управления, а также некачественное планирование проектов.
«К примеру, в состав СЭЗ «Астана – новый город» входит два индустриальных парка. Несмотря на то что строительство инфраструктуры началось в 2005 году и была определена очередь застройки, до сих пор ни одна из очередей не завершена на 100%. Так, отсутствуют насосная станция технического водоснабжения (участники используют питьевую воду для технических нужд), распределительные сети теплоснабжения (только четыре компании из 60 обеспечены централизованным теплоснабжением) и частично автомобильные дороги», - говорится в Концепции законопроекта «О специальных экономических и индустриальных зонах», разработанной Министерством по инвестициям и развитию.
В концепции также уточняется, что развитие одного из индустриальных парков СЭЗ «Астана — новый город» все еще находится на начальном этапе строительства.
«Возникает вопрос целесообразности застраивания, учитывая отсутствие средств и ограничение срока функционирования СЭЗ (до 2027 года). Учитывая вышеуказанные проблемы, законопроектом предусматривается возможность продления сроков функционирования СЭЗ на 10 лет правительством по представлению уполномоченного органа со специальными правовыми режимами», - написано в концепции.
Напомним, Специальная экономическая зона «Астана – новый город» создана указом президента в 2002 году. Она включает в себя новый административно-деловой центр столицы площадью 6531,1 га и новые промышленные зоны в Астане Индустриальный парк №1 площадью 598,1 га, Индустриальный парк №2 площадью 433,1 га и городскую легкорельсовую линию.
Изначально на территории СЭЗ «Астана — новый город» предполагалось создание производственных объектов по выпуску продуктов химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий, бытовых электрических приборов, машин и оборудования, фармацевтических изделий, продуктов питания, автотранспортных средств и других товаров. Для стимулирования производства государство предоставляет участникам СЭЗ налоговые и таможенные льготы.
Представленный в Министерстве юстиции законопроект «О специальных экономических и индустриальных зонах» предполагает введения ряда упрощенных процедур в регулировании деятельности СЭЗ. Разработчики предлагают, чтобы СЭЗ создавались не указом президента, как сейчас, а постановлением правительства.
«Отсутствием четкой стратегии развития СЭЗ и реализации конкретных проектов замедляет процесс достижения конечного результата создания СЭЗ, что негативно сказывается на общем индустриально-инновационном развитии Казахстана. Некоторые СЭЗ предусматривают долгосрочную стратегию развития СЭЗ, основанную на общих положениях Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, однако экономическая ситуация в стране и мире меняется с невероятной скоростью, что не всегда находит отражение в таких стратегиях», - говорится в концепции.
Законопроект также предусматривает разработку краткосрочной стратегии развития для всех СЭЗ с их обязательным согласованием с уполномоченным органом, в которой должны быть предусмотрены ключевые индикаторы эффективности СЭЗ. Кроме того, планируется ввести упрощенный порядок разрешительных процедур, необходимых для строительства объектов в рамках Специальных экономических зон.
В ходе обсуждения законопроекта вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров сообщил, что для повышения эффективности управления Специальными экономическими зонами планируется внедрить управляющие компании.
- Понятна ваше озабоченность касательно того, что не будут ли деньги потрачены впустую, но при подписании соответствующих контрактов учитывается четкий KPI, то есть управляющая компания, на которую тратятся какие-то средства, обязана минимальный объем ввести инвестиций и создание конкретных производств. Это требование и по управляющим компаниям, которые действуют и которые, как предполагается, будут привлечены с участием мирового уровня компаний. Важно не просто заполнение зон, а эффективное заполнение, чтобы была высокая добавленная стоимость и связка между производствами, которые там располагаются, - сказал Хаиров, отвечая на вопросы членов межведомственной комиссии.
Вице-министр юстиции Зауреш БАЙМОЛДИНА заметила, что вопрос об эффективности СЭЗ не раз поднимался на самом высоком уровне.
- Я, например, была на совещании с участием Аскара Узакбаевича (Мамина — первый вице-премьер РК — А.Б.) Мы там видели, как раз-таки нет никакой эффективности. Низкая эффективность СЭЗ. У нас десять СЭЗ, из них более или менее хорошо работает только одна. Все остальные не дают положительного эффекта, хотя вливания идут достаточно большие, - сказала Баймолдина.
Вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан Хаиров ответил, что, по его мнению, эффективных СЭЗ не одна, а четыре — это СЭЗ «Хоргос», «Астана — новый город», «Онтустик » и «Мангыстау».
Он также отметил, что на завершение работ по созданию инфраструктуры в разных Специальных экономических зонах необходимо будет еще потратить деньги из государственного бюджета.
Фото автора.