Почему люди склонны доверять слухам и сплетням
Что-то очень странное происходит в сознании нашего казахстанского общества. Особенно это понимаешь на фоне событий, связанных с крушением немецкого аэробуса во французских Альпах, когда в качестве основной причины авиакатастрофы официальные власти остановились на самой невероятной – 150 человек погибли из-за того, что один из пилотов съехал с глузда и направил самолет в гору. И ведь во всей неформальной Европе не нашлось горлопанов, которых бы не убедили очевидные факты. Никто не стал строить умопомрачительные версии, например, об испытании американцами или русскими какого-нибудь сверхсекретного оружия, о совершенном таким образом покушении на какого-нибудь политика или олигарха, или мести малазийских радикальных исламистов за потерю малазийских самолетов в небе над Украиной и Индийским океаном…
А у нас в Казахстане неравнодушная общественность, как правило, даже не пытаясь вникнуть в суть той или иной ситуации, готова поверить хоть в черта лысого и понастроить непролазный лабиринт из любых конспирологических конструкций. Не имея, заметьте, к тому ни фактов, ни даже малейших доказательств. Причем такой подход можно наблюдать как к громким и резонансным происшествиям, вроде крушения самолета, так и к событиям вполне банальным, которые ничем не выделяются из общего числа.
Без малого три года всех будоражит история с потерей беременности гражданкой Антониной ГРОМЦЕВОЙ в результате ДТП. Только ленивый не встал на ее защиту и не придал словестной анафеме врезавшегося на крутом «Порше Кайене» в ее скромный внедорожник «Паджеро» 19-летнего Олжаса КОСЖАНА, якобы представителя «золотой молодежи», сынка высокопоставленного чиновника и крупной бизнес-леди. Причем, кляня парня на чем свет стоит, никто даже не удосужился проверить – так ли все на самом деле обстоит, как уже два года рассказывают на чередующихся одна за другой пресс-конференциях женщина и ее адвокаты. А копнули бы чуть глубже, так тут же и выяснилось бы, что высокопоставленный отец виновника ДТП – обычный инженер районного газового хозяйства. Мать бизнес-леди – чуть приподнявшаяся от прилавка обычная торговка с барахолки. Пресловутый «Порше Кайен» - совсем не новый, не такой уж и крутой модели, да еще и пригнан на продажу. А главное – дело о потери беременности по существу сплошная фальшивка и фикция. Дело это довольно топорно состряпали при помощи не слишком разборчивых полицейских, экспертов, прокуроров. Всего лишь для того, чтобы быстро и легко слупить с виновника ДТП что-то порядка 80 тысяч долларов США в качестве моральной и материальной компенсации за несуществовавшую беременность. Причем сама Антонина Громцева во всей этой истории – точно такая же жертва, как и признанный виновником ДТП Олжас Косжан. Ведь кто-то же должен был ее, совсем далекую от судебных дел, втравить в этот скандальный процесс, не предупредив о возможных последствиях - как юридического, так и морального характера. А теперь уголовное дело против самой Громцевой, ворох признательных показаний экспертов, отказывающихся от своих заключений о наличии у нее беременности, и попытки различных госструктур хоть как-то замять и спустить на тормозах разгоревшийся скандал. Ну, и конечно же, всплески активности некоторых представителей беснующейся общественности, продолжающих играть в «верю - не верю»…
Абсолютно аналогичная реакция была и на куда более резонансные и жуткие события на пограничном посту Аркан-Керген в мае 2012 года. Расстрел, на первый взгляд, милым и беззлобным солдатиком Славиком ЧЕЛАХОМ четырнадцати своих сослуживцев и живущего по соседству с постом егеря настолько не укладывался ни у кого в голове, что разного рода конспирологи начали строить такие невероятные комбинации случившегося, что просто диву даешься. Придумали и генеральскую охоту в горах, и вылазку китайских браконьеров, и нападение на заставу радикальных экстремистов. Очень кстати пришлось другое кровавое событие того же времени – резня в Аксайском ущелье близ Алматы. Когда же на убитом егере при осмотре его тела были обнаружены надетыми элементы женского нижнего белья – в это, конечно же, никто не поверил. Посчитали досужим вымыслом. Хотя факт был подтвержден и в ходе расследования, и в суде, и адвокатом самого Челаха Сериком САРСЕНОВЫМ в нескольких его интервью. Никого уже не трогало, что женские трусы на егере не просто нестандартная особенность его туалета, а после устроенной Владиславом Челахом бойни на заставе – важная улика и, вероятнее всего, главный ключ к пониманию всего совершенного им. Опять была игра в «верю - не верю», разговоры о том, что столь интимные подробности не надо было выносить на публику, всеобщая убежденность, что Славика Челаха подставили…
Такую же реакцию мы можем наблюдать и по отношениею общества к крушению самолета CRJ-200 под Алматы. Здесь налицо полное нежелание видеть очевидные факты уже со стороны чиновников. То, что в баках разбившегося три года назад пассажирского борта в обрез было топлива, и это подтверждается элементарными расчетами, что экипаж был вынужден работать на износ, не считаясь со временем, положенным для отдыха, а разбившийся самолет изначально был не приспособлен для наших климатических условий, хотя и выпущен в северной Канаде – на это предпочитали закрывать глаза. Зато попробовали все списать на якобы случившийся инфаркт у командира воздушного судна, допущенную пилотами ошибку пилотирования и их психоэмоциональное напряжение. Никого почему-то не заинтересовало, что все эти утверждения противоречили записи бортовых самописцев, которые, как ни пытались скрыть авиационные власти, но все же оказались благодаря интернету в свободном доступе.
Вообще, оценивая реакцию так называемой «широкой казахстанской общественности» на те или иные резонансные события, удивляешься тому, что никто не пытается себя поставить на место их участников. Например, на место Олжаса Косжана, которого реально могут посадить на 4 года по сфабрикованному делу. Или той же Антонины Громцевой, которая в погоне за большими деньгами пошла на поводу у каких-то своих не слишком хороших советчиков и теперь не только ославилась на всю республику, но еще и под уголовным делом ходит.
Никто из выступающих в защиту Челаха обывателей почему-то не пытается представить, что на месте расстрелянных им солдатиков мог оказаться именно их сын, брат или муж. А если представили бы, глядишь, и женские трусы на егере скабрезной мелочью не показались бы.
Обвиняющие дотошных журналистов в продажности и склонности делать поспешные выводы о причинах крушения CRJ-200, может быть, изменили бы свое мнение, если бы представили себя в качестве пассажиров того разбившегося самолета или хотя бы их навсегда безутешных родственников.
Конечно, такое отношение ко всему со стороны наших людей вполне объяснимо: слишком часто злоупотребляли их доверием. И в первую очередь это делало государство. На примере все той же недавней авиакатастрофы во французских Альпах мы видим, как самую неприятную для властей и шокирующую общество информацию в кратчайшие сроки – часы и дни - предают огласке. Доказательно, аргументированно, не стесняясь выкладывать на всеобщее обозрение даже данные, которые можно было бы расценивать как служебные или скрывать под грифом следственной тайны. И именно это вызывает у всех доверие.
У нас же все происходит с точностью до наоборот. Случись какое ЧП или скандальное событие, любые общественно значимые сведения стараются максимально скрыть, засекретить. А если и бывают вынуждены о них сообщать, то делают это в искаженном виде. В результате власти то и дело попадаются на вранье, из-за чего простые люди склонны больше доверять слухам и сплетням, нежели официальной информации. Поэтому, когда сообщается о попавшемся на хищениях и коррупции генерале, в народе уверены, что он просто стал жертвой войны между чиновническо-олигархическими группами. Любое, даже самое обычное уголовное дело, воспринимается как сфабрикованное. Каждое судебное решение – как проплаченное одной из сторон. Власть столько раз дискредитировала себя в глазах народа, что теперь все общество заражено вирусом тотального недоверия. Порой нашему человеку легче засунуть голову в трусы, чем поверить в правду.
А разве могло быть иначе?