Необходимо учиться не только информационным атакам, но и информационной обороне
Георгий ПОЧЕПЦОВ - человек, о котором сложно сказать коротко. Специалист по стратегическому планированию, информационным войнам и информационной безопасности, исследователь коммуникативных технологий, автор книг "Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований", "PR для профессионалов", "Имиджелогия", "Национальная безопасность стран переходного периода", "Как становятся президентами. Избирательные технологии ХХ века", а также десятков других учебников и книг по политическим коммуникациям.
Георгий Георгиевич долгое время возглавлял кафедру информационной политики Национальной академии государственного управления при президенте Украины (Киев), руководил Управлением стратегических инициатив администрации президента Украины, однако представляется всегда просто - доктор филологических наук, профессор Национальной академии государственного управления Украины и Мариупольского государственного университета.
Эксклюзивно для читателей Ratel - рецепты доктора Почепцова для Украины и Казахстана.
- Георгий Георгиевич, какую линию должна занять власть в современном информационном поле, чтобы избежать протестных настроений?
- Власть должна разговаривать с населением на системной основе. Например, в Америке президент выступает до двух раз каждый день. Люди не должны искать точку зрения власти, она должна сама к ним приходить. Одновременно власть должна не только говорить, но и действовать. Например, бремя экономических ухудшений должны нести и богатые, без этого у населения не будет ощущения справедливости. Источник всех протестов - это, прежде всего, ощущение несправедливости.
- Насколько эффективно, по вашему мнению, закрытие независимых СМИ, запрет на просмотр роликов, блокировка сайтов как метод защиты от революций?
- Оно эффективно как определенное предупреждение, показывающее, что власть будет бороться. Но оно совсем неэффективно как попытка реально остановить протестную информацию. К тому же, исследования показывают, что мы преувеличиваем роль интернета и социальных сетей в плане мобилизации протестов. Ни в английских протестах 2011 года, ни в арабской весне этого не было. Хотя арабская весна заставила французских исследователей ввести новый термин — виртуальное коллективное сознание, из которого они выводят тип безлидерских революций.
- По поводу коррупции и отсутствия реального противодействий ей. Разъясните, пожалуйста, механизм влияния на общество, последствия, катализаторы и методологию решения проблемы с точки зрения информационной политики. Как надо вести себя власти, чтобы усталость народа не перешла в противостояние?
- Это в первую очередь не информационная, а реальная политика, поскольку коррупция стала константой на всем постсоветском пространстве. Поэтому власть должна начать делать хотя бы малые шаги по борьбе с коррупцией. А вот когда они есть, тогда вступают в действие информационные механизмы. Необходимо показывать конкретный результат и доносить его до населения. Для наших государств характерна незавершенность, недосказанность, вследствие чего люди не получают ощущения реальных действий.
- По вашему мнению, насколько высока вероятность возникновения беспорядков в Казахстане?
- Беспорядки достаточно трудно предвидеть, все страны считают, что они их не допустят, а потом они начинаются. Возникает событие-триггер, которое запускает этот механизм. Точно так же во всех бархатных и цветных революциях происходит смерть при разгоне протестов, которая также выступает триггером, переводящим протесты на новый уровень.
- К теме Украины. Что надо сделать для того, чтобы защитить людей от дальнейшего насилия властям обеих стран, СМИ, в том числе и других стран, нам - вашим соседям и партнерам?
- Надо прийти к выводу, что нет военного решения проблемы. Надо решиться на определенные уступки. Эскалация использования военного инструментария ведет к тупику. Но сложность в том, что здесь задействованы интересы не двух, а многих политических игроков.
- Информационные атаки с двух сторон перешли уже к ударам ниже пояса, когда используются все возможные стимулы для создания нужной реакции. На ваш взгляд, реакция еще управляема или же это уже информационный хаос?
- Все управляемо. Другое дело, что будет теперь трудно вернуться на довоенный уровень отношений. Но накал страстей в жизни был вызван накалом страстей в медиа. Здесь медиа не отображали жизнь, а сами создавали ее. Именно так работает пропаганда. Поэтому урок для всех постсоветских стран: необходимо учиться не только информационным атакам, но и информационной обороне. При этом аксиомой является то, что сделать опровержение на порядок сложнее, чем обвинение.
- Что необходимо сделать нынешней власти в Киеве для преодоления тотального доминирования российской пропаганды? На какое направление сделать акцент в информационном сотрудничестве: Запад, СНГ, Восток Украины?
- Украина не смотрит уже российские каналы, так что информационной войны в этом базовом понимании уже нет. Поэтому коммуницировать необходимо со всеми перечисленными адресатами плюс население Крыма. Сейчас создается иноязычное телевещание, но пройдет много времени, прежде чем оно станет конкурентным. Информация должна быть правильно выстроенной и доступной: как для населения, так и для журналистов. Киев недостаточно четко и интенсивно разговаривает со своим собственным населением, но это уже наша собственная вина. Мы не сделали контрпропагандистских передач, не перевели в другой режим работы информационное вещание, не облегчили работу журналистам, чтобы нужная информация скорее шла к населению. Но сегодняшний информационный хаос должен быть побежден. И технологии для этого существуют. Нужно только желание и системность действий.
- Возвращаясь к Казахстану. Ваше мнение по поводу влияния последствий пропаганды на сознание населения и суверенитет страны? Может ли это повлиять на целостность государства, и если да, то в течение какого периода интенсивной "промывки" происходит подмена приоритетов у людей?
- Стратегическая коммуникация может побеждать тактическую, не допуская ее в свой мир. Для этого она должна производить свои собственные телесериалы, а не пользоваться чужими, издавать свои бестселлеры, даже если они будут на русском языке, но на своем материале, давать возможность читать в первую очередь свои интернет-издания. Все это создает необходимый уровень информационной защищенности в человеке, который сам может отбрасывать неадекватные этой картине мира информационные интервенции. Каждая страна хочет удерживать свою модель мира. Например, сегодня на Украине нет российских телеканалов, так что реинтерпретации текущей политики нет. Что касается технологии - теледействительность и кинодействительность удерживают население в рамках доминирующего распределения власти. Когда они этого не делают, получаются революции. Обычно революции кто-то заказывает. Но население искренне верит в свою силу, потому что ему об этом рассказывают кино и телевидение. Что касается времени, то это невозможно сказать в точном временном измерении: телесериалы задают картину мира, теленовости - заполняют ее конкретикой. Но она может быть усилена или ослаблена. Важный момент - изменилась тактика, поскольку выборы забрали идеологию силы, поменяв ее на идеологию привлекательности. Понятно, что во всех странах правят «другие». Те, кто имеют настоящую силу. Но на верхушке оказываются те, кому эти представители силы отдают это право осуществлять правление именно от народа.