Юристы решили не предъявлять гражданский иск иностранным компаниям
Проект "Новая транспортная система Астаны" начали планировать ещё в 2001 году. Десять лет спустя создали отдельную компанию - ТОО "Astana LRT". Ветку легко-рельсового транспорта обещали сделать очередным уникальным проектом столицы: протяжённость наземной линии 46,6 километров, 2 депо, 36 станций, 3 моста и 57 единиц подвижного состава. После финальной корректировки бюджетного проекта транспортной системы в 2013 году акимат утвердил сумму – 529,083 млрд тенге. Но в том же году президент потребовал отложить работы по строительству легко-рельсового транспорта и заняться новой задачей – скоростными автобусными перевозками. Также в правительстве решили, что необходимо привлечь к работе иностранные компании для консультаций и разработки проектов.
Иностранцы помогли обокрасть Astana LRT?
Между тем, в 2013 году, компания Astana LRT заключила несколько договоров. В частности, привлекла к проекту французскую компанию SYSTRA, которая оказывает инженерно-консалтинговые услуги в сфере железнодорожного и общественного транспорта. Она вошла в консорциум с казахстанской компанией ТОО "Nur Trade Astana". По версии следствия, консорциум не выполнил свои обязательства, представители подписывали отчёты для формальности – ущерб составил 1,3 млрд тенге. Также аудит показал завышение стоимости услуг. Специалист аудиторской компании написал в SYSTRA и получил ответ, исходя из которого сообщил следствию, что французы на самом деле оказывают услуги за 936 млн тенге. Отняв эту цифру от общей суммы оплаты услуг, аудитор получила превышение стоимости в размере 2 млрд тенге.
В том же году был заключён договор на разработку проектно-сметной документации. Эти услуги подрядился оказать консорциум, состоящий из испанской компании Tecnika y Proyectos, S.A. и казахстанской ТОО "MG-Pro". По версии следствия, предприниматели намерено завысили стоимость своих услуг незаконно получив за свою работу 1,393 млрд тенге.
Технадзор по проекту "Новая транспортная система Астаны" должно было выполнить ТОО "Бюро Веритас Казахстан Индастриал Сервисез". С Astana LRT компания заключила договор до 2016 года: специалисты должны были следить и за работой по проекту автобусных перевозок. Аудиторы посчитали, что "Веритас" незаконно заплатили 333,5 млн тенге за эти услуги.
Помимо завышения стоимости услуг, следователи пришли к выводу, что деньги помогали выводить через подставные фирмы. В общей сложности ущерб причинён на 5,8 млрд тенге. ТОО "Astana LRT" и акимат города Нур-Султан признаны потерпевшими сторонами.
Среди свидетелей - бывшая любовница и родственник директора Astana LRT
О начале доследственной проверки по делу Astana LRT было известно ещё в 2017 году, в 2019 году президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ потребовал приложить усилия в расследовании хищений. Позднее стало известно, что бывший директор Astana LRT Талгат АРДАН и экс-замакима столицы Канат СУЛТАНБЕКОВ исчезли. Их показаний в деле нет.
На скамье подсудимых оказались семь человек: бывший начальник Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид АМАНЖУЛОВ, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана Жанат НУРПИИСОВ, экс-председатель правления АО "Astana Innovations" Талгат АШИМ, а также сотрудники предприятий Улугбек АЧИЛОВ, Тимур КАСАБАЕВ, Дулат МУСЕНОВ и Даурен АБДЫХАМИТОВ. Следствие признало их организованной преступной группой: в той или иной степени каждый из них способствовал выведению государственных денег. Аманжолову, Нурпиисову и Ашиму вменяют в вину проведение экспертиз документации и конкурсов на реализацию проекта. Ачилову и Абдыхамитову - работали в консорциуме с иностранными компаниями и получали "откаты". Касабаев и Усенов обвиняются в том, что обналичивали деньги через фиктивные фирмы.
Директором компании Astana LRT был Талгат АРДАН. Он и бывший замакима столицы Канат СУЛТАНБЕКОВ до сих пор находятся в международном розыске. Именно им, по версии следствия, помогали выводить деньги из проектов казахстанские бизнесмены и иностранные компании. Помимо аудиторских отчётов, версию следствия подтверждают три главных свидетеля: бывшая любовница Ардана - Айжан АКБАЕВА, двоюродный брат Ардана - Самат СВАНБАЕВ и сотрудник компании Astana LRT Айтказы АРЫКБАЕВ. Их тоже подозревали в соучастии в преступлении, но они явились с повинной, дали показания, в том числе против других подозреваемых. Помимо этого, Акбаева и Сванбаев перечислили государству 30 млн тенге.
Согласно показаниям других свидетелей, Акбаева сама подписывала счета фактуры за услуги, оказанные предприятием Сванбаева. В то же время женщина купила себе недвижимость, которую оформила на Сванбаева, приобрела салон красоты, ресторанный бизнес в Турции, ездила в Китай на лечение с переводчиком. В суде Акбаева заявила, что делала всё за свой счёт и при помощи бывшего супруга. Однако подтвердить документально свои накопления в суде не смогла. Между тем, она остаётся одним из главных свидетелей в деле, на чьих показаниях стоится обвинение. В том числе она сообщила, что передавала деньги некоторым из обвиняемых.
Арыкбаев продолжает работать в Astana LRT: видимо, там всё-таки соучастие в преступлении не считают таким уж серьёзным проступком. Хотя в целом оставить на работе сотрудника, который помогал бывшему начальнику воровать - решение крайне сомнительное.
В суде пытаются избежать международного скандала
Приговор семерым подсудимым должны были вынести 28 апреля 2021 года. Но неожиданно 27 апреля судья межрайонного уголовного суда города Нур-Султан Кажымухан МЕКЕМТАС решил вернуться к судебному следствию.
Один из вопросов, который у него возник, был по имуществу подсудимых. Случайно или нет, на заседание попали журналисты всех популярных республиканских СМИ.
Другой вопрос оказался куда более интересным. Представители потерпевшей стороны заявили, что они хотят исключить из гражданского иска иностранные компании. Из-за этого решения вместо финала суд пошёл по второму кругу. Дело осложняется ещё и тем, что ни следствие, ни обвинение не пришли к однозначному выводу, что это было – растрата или присвоение имущества. То, что растрачено - нельзя присвоить, а то, что присвоено - нельзя растратить. Никто из иностранных предпринимателей показаний в суде и по делу не давал, запросы казахстанских следователей проигнорированы. Хотя в документах именно представители заграничных компаний ставили свои подписи на договорах, отчётах, получали на счета компаний деньги от Astana LRT.
Юристы Astana LRT объяснили своё решение не предъявлять гражданский иск иностранным компаниям в рамках этого дела. Выплату 5,8 млрд тенге ущерба они предложили распределить между подсудимыми, а также взыскать деньги с Акбаевой, Арыкбаева и Сванбаева. При этом суд должен установить степень вины каждого участника и исходя из этого назначить сумму выплат. Остальным причастным к делу юристы обещали выдвинуть отдельный иск. В эту версию мало кто верит: сложно представить, как казахстанский суд будет взыскивать ущерб с французской компании, не считая возможного международного скандала и встречного иска от SYSTRA и Tecnika y Proyectos, S.A.
- Требования гражданским истцом будут выдвинуты в последующем. В рамках выделенного уголовного дела, - ответил юрист Astana LRT Таир ДЕМИССИНОВ.
- Если вы будете подавать в отношении юридических лиц отдельно, я прошу объяснить на какую сумму вы собираетесь подавать, если пять миллиардов собираетесь здесь взыскать. Международные компании какую сумму должны вам заплатить? - спросил адвокат ОРЗАЛИН.
- Я считаю, что я ответил. Требования будут заявлены, какую сумму, я не могу сейчас сказать, - пояснил Демиссинов.
- Очень странно выглядит ваша позиция, что вы убрали иностранных ответчиков. Вы ссылаетесь на то, что якобы есть постановление об уголовном деле, и вы сослались на то постановление. Это постановление не приобщено к материалам уголовного дела, соответственно оно не может быть доказательством, - заметил Оразалин.
При этом доподлинно не известно, существует ли это уголовное дело и чем закончится следствие. Адвокаты пытались понять сколько раз Astana LRT будет взыскивать 5,8 млрд тенге, но юристы компании так и не объяснили. Судя по материалам дела, основную часть денег перечисляли именно на счета иностранных компаний. Сторона защиты также оспаривала факт завышения стоимости услуг.
- У нас нет таких специалистов, мы не можем распределить доли ущерба сами, - заявил Демиссинов.
Из-за того, что суд идёт онлайн, не совсем понятно, что происходит за кулисами. Во время допроса Демиссинова в разговор вклинился неизвестный мужской голос, который подсказывал ответ юристу, как будто по громкой связи. Адвокаты возмутились, на что сотрудник Astana LRT пояснил, что это была его коллега, с которой он советовался. Когда сторона защиты поинтересовалась, почему второй юрист вдруг заговорила мужским голосом, Демиссинов заявил, что это ему помог начальник, который зашёл в его кабинет. Представителям Astana LRT запретили отключать микрофон.
Фото: politic.bugin.kz.